Выступление Петра Алешкина
Дорогие друзья! Дамы и господа!
Русская литература в настоящее время переживает необыкновенный взлет. В последние годы расцвели различные литературные направления, которые были немыслимы в прежние годы. В те времена даже последователи реализма Гоголя, Толстого, Достоевского и других классиков, которых мы изучали в школе, был гонимы. Торжествовало только одно направление — социа- листический реализм. В наши дни писатели всей России, которые в своих произведениях продолжают традиции русской классики, решили объединиться, чтобы совместно отстаивать свои интересы, семнадцать писателей выступили инициаторами и создали «Группу 17». Двери нашей группы открыты для всех наших литературных единомышленников и теперь нас уже пятьдесят семь человек. Сюда, в Париж, приехало двадцать писателей членов нашей группы. Мы привезли с собой брошюру на французском языке, в которой вы увидите наши фотографии и прочитаете биографическую справку, книгу на русском языке, в которую мы включили наш манифест, интервью о деятельности группы, критические суждения о наших произведениях, а также плакат с нашими портретами и различные буклеты о нас.
В нашу группу входят писатели различных политических убеждений, но мы не ведем между собой политических дискуссий, всех нас объединяет эстетическое отношение к литературе. И все мы, члены «Группы 17», писатели успешные, лауреаты многочисленных премий, если я начну перечислять все литературные премии писателей только приехавших в Париж, то я могу занять все время, отведенное нам для выступления в этом зале.
Почти все мы родом из провинции. В своем краю мы добились успеха и переехали в столицу. И здесь мы отлично поработали, стали руководителями издательств, газет и журналов, руководителями Союзов писателей, а те, кто остался в родном краю, возглавили либо местные отделения Союзов писателей, либо журналы.
Я представлю членов «Группы 17», тех, кто находится сейчас среди нас. Начну с президиума, слева направо:
Лев Котюков, поэт, прозаик, эссеист, автор многочисленных книг, лауреат 32 российских и международных литературных премий, академик, руководитель Московской областной писательской организации, главный редактор журнала «Поэзия».
Владимир Бояринов, поэт, автор многочисленных книг и лауреат многочисленных премий, академик, один из основных руководителей Московской писательской организации и Международного сообщества писательских союзов. (Больше я не буду говорить о премиях и книгах наших членов для экономии времени. Все мы авторы многих книг и лауреаты разных премий).
Максим Замшев, поэт, критик, публицист, секретарь Правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Российский колокол», заместитель главного редактора газеты «Московский литератор».
Валерий Казаков, поэт, прозаик, секретарь Правления Союза писателей России.
Александр Громов, прозаик, секретарь Правления Союза писателей России, руководитель Самарской писательской организации, главный редактор журнала «Русское эхо».
Александр Игнашов, драматург, автор двадцати пьес, которые идут по всей России и за рубежом, телеобозреватель культуры и литературы телевидения Самары.
Михаил Чванов, прозаик, публицист, секретарь Правления Союза писателей России, директор выставочного комплекса С.Т. Аксакова в Башкирии.
Александр Арцибашев, поэт, прозаик, секретарь Правления Союза писателей России, зам. главного редактора газеты «Сельская жизнь».
Владимир Берязев, поэт, публицист, критик, директор журнала «Сибирские огни».
Татьяна Жарикова, прозаик, главный редактор издательства «Голос-Пресс».
Сергей Самойленко, поэт, публицист, критик из Сибири.
Владимир Молчанов, поэт, прозаик, секретарь Правления Союза писателей России, руководитель Белгородской писательской организации.
Игорь Тюленев, поэт, критик, секретарь Правления Союза писателей России.
Александр Лысенко, публицист, критик, директор орловского издательства «Вешние воды».
Петр Алешкин, ваш покорный слуга, прозаик, директор издательства «Голос-Пресс», секретарь Правления Союза писателей России и член Президиума Литфонда России. Три моих книги были в списках бестселлеров, переведены на пять языков.
Как видите, все мы люди успешные, много сделавшие в области литературы, но, как и в прежние годы, гонимы нынешней кремлевской властью из-за того, что мы в своих произведениях показываем жизнь России такой, какой она есть на самом деле. Ведь мы реалисты! А каждой власти хочется, чтобы ее хвалили, говорили, как хорошо живется народу при ее правлении. Но мы не можем врать, фальшивить, воспевать власть, когда видим, что большинству народа живется плохо, хуже некуда, что люди не видят будущего для себя, для своей семьи. В своих произведениях мы рассказываем об этом, поэтому ни один из нас не был включен в официальную делегацию, приехавшую на Парижский книжный салон за государственный счет, за счет тех самых обездоленных людей, которых ограбила кремлевская власть, несмотря на то, что я еще за полгода до салона просил включить в список официальной делегации хотя бы несколько талантливейших писателей-реалистов из провинции. Мы в Париж приехали за собственный счет. Теперешний кремлевский режим, как и прежний советский, избрал одно литературное направление, которому он покровительствует, выпуск книг членов которого он оплачивает, членов которого он делегирует на все книжные ярмарки за государственный счет. Если раньше Кремль поддерживал только соцреализм, то теперь он поддерживает только, так называемый, постмодернизм. Только члены этого направления включены в официальную делегацию, оплачиваемую за счет налогоплательщиков России, только с членами этого направления встречался в Елисеевском дворце в Париже президент России Владимир Путин. Он знал, что в Париже находятся писатели, продолжающие традиции русской классики, но ни одного из них он не пригласил на встречу. Самым любимым его писателем оказался Виктор Ерофеев, матерщинник, циник, ненавидящий Россию и русских, с которым Путин и его супруга с удовольствием фотографировались, пели ему дифирамбы. Горько, конечно, осознавать, что наш президент так мало образован и обладает крайне низким эстетическим уровнем, что ему приносит наслаждение мат в литературе.
Делегации писателей всегда составляет Сергей Филатов, бывший глава администрации президента Ельцина, крайний расист, если судить по его делам. Я многократно встречался с ним, и по моим ощущениям, он, не задумываясь, отправил бы весь русский народ в печи Освенцима, так он его ненавидит. А манера его общения с людьми, так же как и у одного из главных фашистов администрации Гитлера Мюллера, вежливая, нежная, пушистая, но все время чувствуется, что он с такой же нежной улыбкой перережет тебе горло. Делегацию писателей во Франкфурт составлял он, в Париж он же, и в Будапешт тоже. И всюду одни и те же милые его сердцу имена. (Криминальный Кремль уже после Парижа создал свой карманный Союз писателей, который будет воспевать его преступные дела, и поставил сопредседателем Риммы Казаковой расиста Сергея Филатова. В руководство этого лакейского союза вошли члены кремлевской администрации такие, как Т.В. Бокова. Я думаю, что и Сурков, этот Суслов нынешнего кремлевского режима, активный и влиятельный член группировки Ходорковского, выпустивший под псевдонимом книгу стихов, думается, что написана она за большие деньги членами этого лакейского союза, укравшего у престарелых писателей и продавшего их же поликлинику, так вот этот временщик Сурков, я уверен, тоже является членом этого криминально-кремлевского писательского союза).
Как вы видите, политический режим в России ужесточается. Ликвидированы независимые телекомпании. Закрываются независимые газеты. «Общая газета» уничтожена. «Независимую газету» уже нельзя назвать независимой. Дело идет к тому, что скоро мы, писатели-реалисты, станем не выездными писателями. И волей-неволей мы становимся диссидентами новой волны по отношению к новой временной кремлевской власти.
Выступление Владимира Бояринова
Я хочу сказать о том, что увиденное нами на этом книжном салоне весьма поучительно и полезно Мы поняли, кажется, куда уходят все наши усилия в Москве. Они уходят в песок. Ведь мы никаким боком не имеем отношения к издательству «Вагриус». А все, кто не имеет к нему отношения, обречены на то, что их попросту не будут замечать. Это продолжается уже не первый год. Все мы знаем, кто владеет «Вагриусом» и кто лоббирует его интересы в агентстве по печати. Ни в одной стране мира недопустим подобный конфликт интересов. Но у нас это происходит сплошь и рядом. Но, впрочем, об этом еще сегодня расскажут мои коллеги. Я хотел бы подробнее остановиться на другом. Уже семь лет идет фестиваль детского и юношеского творчества «Подсолнушек». Благодаря поддержке Министерства печати, а ныне федерального агентства вышло четыре солидных сборника детского творчества, которые имели серьезный успех в рамках нынешнего салона. Как звонко и талантливо пишут наши дети! Взрослым впору поучиться у них. Все эти годы мы искали возможность контакта с теми, кто мог бы рассказать нам о детском творчестве в Западной Европе. Но всегда все заканчивалось одни и тем же. Официальный ответ гласил, в Европе дети не пишут ни стихов, ни прозы. Это удручало, огорчало, заставляло сомневаться. Здесь, на этом книжном салоне наши сомнения подтвердились. Оказывается, такой ответ мы получали потому, что в европейских странах не существует структуры, адекватной нашему «Подсолнушку». А нет структуры — тема закрыта. Здесь мы нашли контакты с людьми, также заинтересованными в детском творчестве, как и мы. Это не может не радовать. Вырисовываются контуры программы «Дети переводят детей». Надеюсь, что наши культурные власти откликнутся на наши предложение, которые будут своевременно им направлены.
Я и мои товарищи потрясены тем, как здесь представлена русская литература. Работать около стендов на редкость неудобно. Всё делается, чтобы удобно себя чувствовали признанные любители халявы, пахнущие кремлевскими буфетами литературные недоросли. Что ж! Мы никогда не стремились в эти пресловутые списки. Нам неудобно в них быть. Но теперь мы будем ездить всюду и всегда. И поверьте мне, в скором времени Европа заговорит на нашем художественном языке и преисполнится к России того уважения, которого настоящая Россия заслуживает. Век фальшивок закончился. Подлинный писатель выходит в свет. Смотрите на это сияющее зрелище. Оно пред вами!
Выступление Максима Замшева
Всё, что мы увидели здесь, на этом книжном салоне, можно охарактеризовать словами величайшего афориста постсоветского времени Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Ещё в Москве нас поразил список официальной делегации, в котором не было ключевых для русской литературы имён, зато в достатке присутствовали никому неизвестные в России писатели, к тому же не в России живущие. Что это, как не насмешка над читателем, плевок в лицо каждому просвещенному русскому человеку? Но главное потрясение было впереди. Оформление павильона вот этими идиотскими березками с цветами российского флага наверху с именами Аксенова, Петрушевской и прочих смутных окололитературных деятелей, это образец пошлости и безвкусицы, это то, за что нас не любят заграницей, то, из-за чего над нами смеются. Не знаю, в чью воспаленную голову пришла такая ультра дизайнерская идея, могу лишь догадываться о ее утилитарной цели. Может быть, чтобы А. Вознесенский или А Битов, одурманенные новым витком кремлевского постмодернизма, не заблудились в павильоне, чтобы всегда видели родимый триколор? Если нет, то для чего тогда?
Ни вышеназванные мной заблудшие овцы мужеского пола, не все остальные не могут представлять русскую литературу нигде никогда. Русская литература — это другая литература. Мы приехали сюда, чтобы рассказать всему миру правду о чиновничьем и интеллектуальном фашизме, прочно пустившем корни у нас на Родине. Нас здесь тринадцать человек, а в России тысячи. И мы устали терпеть, устали молчать. Поэтому мы здесь.
Президент России Владимир Путин благородно радеет об отечественной словесности. Ему не хуже нас известно, что литература это выражение чувств и мыслей простых людей, повествование о горестях и радостях всех россиян, президентом которых он считается. Так что же получается? Получается, что простой россиянин ест экскременты, как в текстах участника официальной делегации Владимир Сорокина, занимается извращенным сексом, как в словоизлияниях члена официальной делегации Виктора Ерофеева или просто дебил, как лирический герой участника официальной делегации Дмитрия Пригова. В правильное положение перед западными интеллектуалами поставило министерство культуры нашего президента? Думаю, что нет. И с этим надо разбираться очень тщательно.
Официальная писательница Толстая часто заявляет, что не встает при звуках гимна России. Что ж. Низкий поклон вам, Татьяна Никитична. Вы нас очень выручили. Как пишет известный русский писатель Виктор Перегудов, с такими, как вы, приличным людям неудобно рядом стоять.
Этот книжный салон войдет в историю как позор официальной России и торжество России подлинной. Впервые русские настоящие, а не поддельные, писатели приехали большой группой. Историческое время швыдких, Филатовых и Григорьевых неумолимо заканчивается.
Нас не остановить. Мы уже здесь в Париже. И будем во всем мире. Спасибо за внимание.
Выступление Льва Котюкова
Президент Путин сказал, что встречался с писателями, представляющими русскую традицию. Что ж! Президент всегда прав. Только писатели оказались не те. Подвели, выходит, президента. Все эти писатели, толпой обступившие Верховного Главнокомандующего не только не представляют русскую традицию, но и вообще ничего из себя не представляют. Я имею в виду, конечно, не всех поголовно. Я имею в виду большую часть, которая уже многие годы мозолит до отвращения глаза всем русским людям. Сначала они изображали из себя андеграунд, теперь, видите ли, стали вдруг ни с того ни с сего традиционалистами! При этом они могут меняться в течение суток по нескольку раз, в зависимости от того с кем разговаривают. То андеграунд, то суровые традиционалисты. А на самом деле ни то ни другое. Короче ни то, ни сё. Когда я совсем юным человеком входил в литературу, все эти битовы, Вознесенские уже сидели везде и велели никого не пущать. Я уже седой, немолодой человек, а они так и сидят всюду. Но они уже проиграли, проиграли решительно и бесповоротно. И ложь и фарисейство их не спасёт. А русскую литературную традицию, великую традицию здесь представляем мы. И от имени этой традиции говорим миру правду о русской литературе. Здесь огромным спросом пользовались наши книги, наши издания, журналы «Поэзия», «Российский колокол», «Проза». Многие русские парижане говорили нам, что бесконечно устали от людей, говорящих с 1985 года одно и тоже. Когда-то это было интересно Западу, а теперь просто смешно смотреть на Кушнера, Наймана, Рубинштейна и прочих вышедших в литературный тираж маргиналов. Только что фамилии гордые у них остались!.. А больше ничего…
Кто-то подумает, что мы ханжи. Да нет. Просто мы настоящие реалисты, способные бездарности в лицо сказать, что она бездарность Даже если это авторы издательства «Вагриус», даже если это друзья Швыдкого и Филатова. О Филатове вообще разговор особый. Я с наслаждением в своё время читал книгу А. Коржакова, в которой об этом деятеле всё написано. Советую прочитать. «От рассвета до заката» называется. Так вот, там рассказывается, как жена Филатова сказал Коржакову, что если они с Ельциным задумают серьёзные дело, пусть скажут ей, она тогда мужа в ванной запрёт, дабы не мешал. Видимо, формирование писательских делегаций власть серьёзным делом не считает, поэтому Филатову это поручила. Не волнуйтесь! Мы предадим этому делу должную серьёзность.
Ту серьёзность и величие, которое всегда отличало русских писателей, настоящих русских писателей. Читатель разберётся сам? Правильно. Но до этого мы покончим с чиновничьем фашизмом в наших федеральных агентствах. А потом пусть читатель разбирается.
Выступили также Александр Арцибашев, Михаил Чванов, Валерий Казаков, Игорь Тюленев, Александр Громов, Владимир Берязев, Владимир Молчанов, Александр Лысенко.
Не опубликованы здесь их выступления просто потому, что в издательстве не было текстов.