Милосердие — это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. А нуждающиеся были и будут в любой стране, во все времена. Занимались благотворительностью обычно широко известные в обществе люди, преимущественно богатые. Отсюда появилась поговорка: «Богатым легко быть добрыми».
Одной из первых благотворительных акций, охватившей почти все страны мира, стала акция под названием «Белый цветок». Это была одна из популярных благотворительных акций в Европе в конце XIX века, которую устраивали общественные организации того времени, вовлекая в подготовку и проведение всё население. Чтобы подавить смертельно опасную и быстро распространяющуюся эпидемию туберкулёза, которую называли «чумой столетия», на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавались памятки о профилактике заболевания и давали букетик белых цветов. На денежные средства жертвователей были организованы санитарно-профилактические пункты для сдачи анализов, где для просвещения населения бесплатно читались лекции, раздавались прокламации, как уберечься от такой напасти.
Впервые официальный День Белого цветка прошёл в Швеции 1 мая 1908 года. После этого идея проводить акции по продаже Белого цветка перешла в Норвегию, Финляндию, Данию, Германию и другие страны Европы. С 1910 года в России стал проводиться день Белой ромашки. В учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, в театрах устанавливались чаши для сбора денег. День цветка вызвал такой отклик в душе у людей, что стал проводиться не менее четырех раз в год. Цветы были разные: букеты из белой ромашки раздавали в день борьбы с чахоткой, букетики из колосьев ржи — при сборе в пользу голодающих крестьян. Люди, которые покупали розовые цветы, помогали сиротам. Независимо от размеров помощи, главной идеей было нравственное совершенствование дарующего.
В 1911 году Николай II по совету датского королевского дома, с которым был в родственных отношениях, организовал благотворительную ярмарку-выставку, посвящённую «Дню цветка». В России праздник пришелся ко двору. Дни цветков стали проводиться в разных городах России. В День цветка проводились благотворительные концерты, базары, ярмарки-выставки, народные гуляния, посвящённые этому дню. В честь Праздника добрых дел съезжались люди из разных уголков России. Тут же собирались средства на лечение больных туберкулёзом. Благотворительность носила общероссийский размах, что позволяло оказывать помощь большому количеству нуждающихся в излечении. В Ливадии в 1911–1914 гг. было организовано четыре больших базара в пользу больных туберкулёзом. Стационарный русский Центр по лечению больных туберкулёзом в то время располагался в Крыму, в Ялте, куда приезжали лечиться со всей страны. В это время в Южнобережном имении Ливадии часто отдыхала императорская семья, которая много привнесла в благотворительные традиции России, что имело особое значение.
Праздник стал особенно популярным благодаря поддержке царской семьи. Её члены лично принимали участие в этом добром деле и отдавали часть вырученных доходов. Сама императрица Александра Фёдоровна шила подушки, вышивала на платках удивительные узоры, составляла концертные программы и искала (благотворителей) актёров и музыкантов, чтобы они своим творчеством могли порадовать больных. Очень важная часть праздника — ярмарка для сбора пожертвований, самое главное — встретить гостей с любовью. Александра Фёдоровна на благотворительной ярмарке в Ялте 1914 года принимала гостей в здании Городского собрания. В Ливадийском имении, с разрешения родителей, белую ромашку продавали цесаревич и великие княжны. Императрица прививала своим дочерям и сыну умение жертвовать своим временем, своим трудом помогать, уметь дарить тепло своей души нуждающимся. Вместе с детьми супруга Николая II стояла около шести часов у прилавка, среди толпы народа, продавая свои изделия и общаясь с народом, что называется «с глазу на глаз».
По окончании ярмарки, во время Первой мировой войны, императрица писала мужу: «Выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся, каждой из нас удаётся ежедневно изготовить подушку и покрышку». Особым украшением праздника были курсистки–слушательницы Высших женских курсов медицинского института, юные барышни и дети. Они разносили по всему городу букеты и особенно подчёркивали, что ценен любой взнос благотворительности. Поэтому каждый жертвователь давал, сколько мог, и каждому полагался букет цветов. В конце дня деньги сдавались в счётную комиссию под расписку. После подсчёта средств, ведомость публиковалась отдельной брошюрой, а отчёт о собранных средствах и их использовании печатался и в газетах. В 1911 году Петербургский оргкомитет акции заказал в Швеции 400 тыс. искусственных белых цветов. С доставкой они обошлись в 1564 руб. и 64 коп. — по 3,9 коп. за штуку. В апреле 1911 года на акции в Петербурге было собрано 53751 руб. и 16 коп. Уже в первый год в акции приняли участие 104 города, и было собрано 500000 тыс. руб.
Прошло более ста лет со дня проведения первой благотворительной акции. В наши дни Белый цветок вновь объединяет неравнодушных людей в делах помощи ближнему. Белый цветок — это символ праздника, который призван всех нас объединить в благородном деле милосердия и благотворительности. Сегодня празднование дня Белого цветка возрождено. В 2005 году вначале был обычный школьный праздник, организованный по инициативе местной учительницы истории. Эту замечательную идею поддержал Крестовоздвиженский храм в Ливадии, затем и другие храмы. Постепенно он набирает популярность и проходит в городах России: Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Курске, Угличе, Воронеже, Казани, Костроме, Белгороде. В сентябре 2011 года первый праздник Белого цветка провела служба помощи «Милосердие».
Сегодня в российском обществе в добровольческую работу вовлечено 12% населения России, в то время как проявляют готовность к участию в общественно-полезной работе более 40% людей. Причины социальной пассивности состоят в слабой организации добровольческой деятельности, отсутствии у населения доступной информации о благотворительных акциях, недостаточности свободного времени у граждан, а также невысокой популярности идей благотворительности и добровольчества. В настоящее время благотворительность стала принимать более цивилизованные формы. Если раньше она воспринималась как прерогатива Церкви, то сегодня идеи благотворительности получили достаточно широкое распространение среди наиболее активных слоёв общества — в основном молодёжи. Анализ форм участия волонтёров в общественной деятельности показал, что в целом они преследуют главную цель добровольчества — помощь нуждающимся людям, что и предопределяет их главную цель участия в добровольчестве.
Добровольная социальная работа способствует формированию у молодежи таких важных качеств, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, чувство самоуважения и гуманного, толерантного отношения к людям. Однако отношение к общественно-полезной деятельности среди общей массы населения по-прежнему остаётся пассивным и безразличным. Определённая часть его продолжает считать, что решением социальных проблем может и должно заниматься более успешно только государство, а благотворительные, волонтёрские организации воспринимаются как дополнение к государственным структурам социальной защиты. У скептиков негативное восприятие волонтёрской благотворительной деятельности превалирует над позитивным. Подавляющее большинство разделяют мнение о том, что деятельность благотворительных организаций не заметна и не важна для большинства граждан. Некоторые вообще не желают заниматься добровольчеством по причине оценки его как пустой траты времени и сил, как психологической неготовности к деятельности, так и отсутствия материального вознаграждения.
Исключение составляют личная благотворительность граждан и адресная помощь социально незащищённым слоям населения. Большей части российского населения непонятен ни смысл полезной затеи, ни даже язык, на котором произносят свои сакраментальные предложения благоустроители. Если они говорят: «Мы поддерживаем общественно-полезную деятельность», то обычно народ переспрашивает: «А по-русски объяснить можете?» Здесь залегает большая пропасть между ожиданием людей и тем, что благотворители считают нужным для них делать. Усугубляется добровольческая проблема в обществе и низким уровнем гражданской ответственности населения, неучастием людей в добровольческой деятельности по разным причинам.
Роль благотворительности и развитие добровольческого труда в России требуют сегодня огромной просветительской работы среди населения нашей страны. Основным фактором, препятствующим развитию общественно-полезной деятельности, являются низкий уровень информационности и предвзятое отношение населения к благотворительной деятельности. Это связано с недостаточным освещением темы благотворительности в СМИ, на ТВ-каналах, нежеланием благотворительных организаций (личных благотворителей, благотворительных сообществ) зачастую привлекать внимание к своей деятельности по разным причинам. Формы популяризации добровольчества в обществе показывают преобладание мнений у участников добровольческой деятельности относительно таких форм, как социальная реклама, информирование населения в СМИ о деятельности волонтёров, учреждение, проведение конкурсов и церемонии награждений.
Основные направления изменения ситуации в лучшую сторону — это формирование среди населения более ответственной гражданской позиции, повышение правового сознания населения, повышение уровня гражданской ответственности населения, понимание под этим развитие добровольчества и большую вовлечённость граждан в решение социальных проблем. Следует также использовать существующие методики, благотворительный опыт, накопленный благотворительными организациями других стран. Фактором повышения общественной значимости является расширение информационного пространства в сфере благотворительности, необходимо, наряду с правовым сознанием, повышать морально-нравственные ценности населения, усиливать престиж добровольческой деятельности.
Со стороны государства требуется более четкая и последовательная политика в отношении благотворительности, в том числе создание налоговых механизмов, стимулирующих вовлечение в эту сферу коммерческих структур. Вклад различных секторов общества в развитие добровольчества повысит престиж общественно-полезной деятельности, профессионализм в исполнении полезного и доброго дела, консолидирует благотворительные силы, сформирует ясные и четкие подходы к оценке эффективности благотворительной деятельности. Их деятельность для большинства граждан будет заметна, будет понятно, в какой мере благотворительные организации содействуют решению острых социальных проблем, способствуют проявлению общественной инициативы, развитию социальной сферы. Подавляющее большинство участников добровольческой деятельности считают, что одной из форм помощи властей в решении проблем, стоящих перед волонтёрами, является финансирование мероприятий, проводимых добровольческими организациями.
Добровольческая благотворительность (волонтёрство) должно стать почётной деятельностью и вызывать большее уважение со стороны всего общества. Содействие в формировании таких общественных настроений должны оказывать СМИ, которые могли бы активнее пропагандировать общественно-полезную деятельность. В настоящий момент информированность с данным типом восприятия общественно-полезного труда на добровольческой основе находится на среднем уровне. Это может свидетельствовать о том, что негативное настроение распространено в равной мере во всех социальных группах. Организации, которые реально занимаются благотворительной деятельностью, получили бы возможность популяризировать ее.
По мнению большинства, информирование населения о культуре добровольчества осуществляется сегодня недостаточно эффективно. Это объясняется тем, что отсутствует продуманный подход к освещению темы благотворительности в СМИ. СМИ работают сегодня в «агрессивной среде»: с одной стороны, их сдерживают собственная прибыль и Закон о рекламе, с другой — общая политическая ситуация в стране. Пока положение не изменится, позитивная, социально ориентированная информация «не сможет пробиться на какие-либо каналы». Кроме того, на российском рынке нет прямой зависимости между благотворительной деятельностью компаний и популярностью ее товаров на рынке сбыта, в то время как на Западе бизнес, игнорирующий ожидания общества, рискует подвергнуться бойкоту населения. А также молодой человек, имеющий волонтёрский опыт, имеет больше шансов получить желаемую работу в сравнении с другим претендентом.
Татьяна Жарикова, Заслуженный работник культуры РФ