Как ведут себя США в ходе любой войны — всем известно, поэтому не приходится удивляться — прибыль, выгода, доход и ничего личного. США в любых военных конфликтах ведут себя продуманно, всегда успевают подсуетиться, поспеть к дележу пирога и баснословно нажиться.
Врезультате Первой мировой войны распались все европейские империи, и из них выделилось множество небольших и слабых государств. Но при этом произошел и крайне неожиданный и неприятный для европейских банкиров, и прежде всего Ротшильдов, поворот событий. Их прежний младший партнер или даже слуга — американский финансовый капитал, и прежде всего финансовая группа Моргана,— в ходе войны разбогатели гораздо больше, чем их прежние хозяева, и начали теснить их по всему миру, претендуя на мировое первенство. Если до Первой мировой войны США были должны Европе 6 млрд долл., то к концу войны Европа должна была США 10 млрд долл.
Чтобы яснее можно было представить грандиозность этих цифр в то время, напомню, что доллар 1918 г. примерно равен 100 долл. 1999 г. Относительно Германии и России американскую точку зрения сформулировал 15 января 1920 г. командующий американскими войсками в Германии генерал Г. Аллен. В своем дневнике он сделал следующую запись: «Германия является государством, наиболее способным успешно отразить большевизм. Расширение Германии за счет России на длительное время отвлекло бы немцев на Восток и уменьшило бы тем самым напряженность в их отношениях с Западной Европой». Согласно американской точке зрения, сильная и в то же время находящаяся в американской финансовой зависимости Германия должна была стать главной вооруженной силой США в Европе.
США, вступая в Первую мировую войну, предоставили союзникам — Англии и Франции займы 8,8 млрд долл. В общей сложности с предоставленными займами раньше США (с 1919–1921 гг.) сумма составляла 11 млрд долл. После войны Англия и Франция осуществляли свои ежегодные выплаты по военным долгам США за счёт получения репараций от Германии, а Германия не в состоянии была полностью производить оплату по репарациям. США она платила золотом. В результате сложился «веймарский неплатёжный круг», в котором все должны всем.
Государственный секретарь США Юз указывал: «Надо выждать, когда Европа созреет для того, чтобы принять американское предложение». Экономическая колонизация Германии американским капиталом облегчалась тем тяжелейшим состоянием германской экономики и прежде всего тяжелой промышленности, которое сложилось к 1923 г. в результате проигрыша Германией Первой Мировой войны и выплаты ею послевоенных репараций. В 1914–1923 гг. не обновлялись основные фонды германской промышленности, и для ее продукции были закрыты внешние рынки. В таких условиях послевоенное восстановление германского промышленного потенциала могло затянуться на неопределенно долгое время.
В январе 1923 г. в связи с задержками германских выплат послевоенных репараций франко-бельгийские войска заняли Рейнскую область Германии и установили контроль над находящимся на ее территории Рурским промышленным районом. Эта оккупация еще больше дезорганизовала экономику Германии, вызвала гиперинфляцию и рост безработицы. В стране начались массовые волнения, перераставшие на ряде территорий в восстания, руководимые коммунистами. На оккупированных французами территориях также начались вооруженные выступления, организуемые коммунистами и националистами. Только НСДАП Гитлера отказалась участвовать в сопротивлении французской оккупации.
Уже к концу 1923 г. Франция со своей оккупацией Рура оказалась в чрезвычайно трудном положении. Репарации от Германии так и не поступали, а расходы на содержание оккупационных войск в Руре непрерывно росли. Одновременно с этим рос дипломатический и финансовый нажим на Францию со стороны США и Англии с требованием прекратить оккупацию. Выход из порочного круга предложил председатель международного экспертного совета американский банкир Ч. Дауэс, директор одного из банков группы Моргана, который предусматривал предоставление Германии крупного займа, половина из которого приходилась на банкирский дом Моргана. По плану Дауэса в 1924 г. предполагались инвестиции в промышленность Германии. Цель, ради которой и делаются всякие инвестиции в недвижимость, в промышленность, в экономику, состоит в получении дивидентов, то есть прибыли.
В 1924–1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США 2,5 млрд долл., от Англии — 1,5 млрд долл. Это дало германской промышленности возможность полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства. Как писал исследователь Г. Д. Препарта, Веймарская республика была подготовлена к «самой живописной экономической помощи за всю историю, за которой последует самая горькая жатва в мировой истории» — «в финансовые жилы Германии неудержимым потоком хлынула американская кровь».
После принятия Плана Дауэса американские финансовые магнаты и госструктуры скупили в Германии всё, что можно было скупить, и тем самым обеспечили проникновение своего американского капитала не только в Германию, но и на территорию Европы. Во время ВОВ американские корпорации и их филиалы в Германии, Италии и Японии активно продолжают сотрудничать с нацистами, выполняя заказы военного и промышленного назначения. Корпорации США кормили, обували, одевали и вооружали армию нацистов. Такова была государственная политика США, несмотря на то, что в США действовал «Закон о режиме торговли с вражескими странами» от 1917 года (Trading with the Enemy Act, TWEA). Но ни одна из американских крупных транснациональных корпораций, работавших на экономику нацистской Германии, во время ВОВ не прекратила торговлю и своё производство.
Даже есть Указ президента США от 13 декабря 1941 г., который разрешал подобную деятельность, сделки, ведение бизнеса с вражескими компаниями, если на то не было особого запрета министерства финансов Америки. Для этого необходимо было обратиться для получения специального разрешения осуществлять хозяйственную деятельность с компаниями, находящимися под контролем нацистов или их союзников.
Американские корпорации могли без проблем получать такие разрешения. И поставляли фирмам и компаниям необходимые стратегические изделия военного назначения: сталь, двигатели, авиационное топливо, каучук, компоненты радиотехники и т. д. Мощь фашистской военной индустрии Германии поддерживалась и ковалась в Вашингтоне и Лондоне и её союзниками. Складывается такое впечатление, что, с одной стороны, Англия и США посылали своих граждан воевать с нацистским режимом, а частный бизнес этих стран в погоне за барышом и прибылью поставлял сырьё и промышленные изделия военного назначения, чтобы преступный режим мог эффективнее сопротивляться.
В канун Второй мировой войны корпорации и банки США инвестировали миллиарды долларов в промышленность и финансовую систему нацистов. Среди них — нефтяной концерн «Стандарт Ойл» (находился под контролем Рокфеллера), «Дженерал моторс», принадлежавший семье Дюпона, агент германского влияния фирма «ITT» банкирского дома Морганов и компания «Форд», где Генри Форд контролировал 100% акций концерна «Фольксваген», и др.
При активной помощи американских фирм немецкие империалисты организовали в широких масштабах ввоз оружия из-за границы. Только за восемь месяцев 1934 г. американская авиационная фирма «Эйркрафт корпорейшн» увеличила экспорт своей продукции в Германию по сравнению с 1933 г. в 6,6 раза. Кроме «Эйркрафт корпорейшн» поставками самолетов занимались и другие американские фирмы. Компания «Юнайтед эйркрафт транспорт» ввозила части для постройки самолетов, фирма «Сперри жироскоп компани» — авиационную радиоаппаратуру. В широких масштабах направляли в Германию свою продукцию — в основном моторы и самолеты — американские компании «Кертисс райт», «Америкэн эйркрафт» и др.
Американские фирмы предоставляли Германии патенты на новейшие изобретения в области авиации. Фирма «Пратт энд Уитни» заключила с германской компанией «Байерише моторверке» договор о передаче Германии патента на авиадвигатели с воздушным охлаждением. Свои патенты на военные самолеты передала немецкой фирме американская компания «Юнайтед эйркрафт экспорт». Продала Германии патент на новый самолет крупнейшая американская компания «Дуглас». В феврале 1933 г. американский химический трест Дюпона заключил соглашение с «ИГ Фарбениндустри» о продаже взрывчатых веществ и боеприпасов, которые направлялись в Германию через Голландию.
Уже в 1934 г. поставки оружия из США в Германию приняли такие размеры, что ими заинтересовалась сенатская комиссия по расследованию деятельности военных предприятий. Комиссия установила, что между американскими и немецкими фирмами существует множество секретных соглашений о взаимной информации и обмене патентами в области вооружения. Член комиссии сенатор Кларк заявил: «Если бы Германия проявила завтра активность в военном смысле, она оказалась бы более мощной благодаря патентам и техническому опыту, переданным ей американскими фирмами».
С 1933 по 1939 гг. полным ходом шли финансовая накачка нацистской власти и поддержка её экспансионистской внешней политики, направленной на подготовку и развязывание новой мировой войны. Нам надо всегда помнить о том, что современные мировые корпорации, которые сейчас у всех на слуху и чьи товары пользуются спросом не только во всём мире, но и в России, во время войны сотрудничали с Гитлером, помогали ему, выполняя заказы нацистов на содержание и вооружение армии Третьего рейха, используя рабский, бесплатный труд пленных, которых после отработанных смен частенько отправляли в печи концлагерей.
Автогигант «Форд» поставлял грузовики для гитлеровской армии, при этом особое покровительство деятельности «Форда» в Европе оказывал лично Герман Геринг, возглавлявший промышленный концерн «Рейхсверк Герман Геринг».
Крупнейшая американская автомобильная корпорация «Дженерал моторс» производила огромное количество вооружений, транспортных средств и самолетов для немецкой оборонной промышленности и для военных операций Второй мировой войны. В Германии ей принадлежал автогигант «Опель». По-настоящему General Motors обогатился во время Второй мировой войны, когда концерн освоил производство — от снарядов и орудий до танков и торпедоносцев. За военный период на военных заказах корпорация заработала 12,3 млрд долларов. В современном масштабе цен это составляет 147 млрд долл. Среди заказчиков «Опеля» вермахт был на первом месте.
На заводах этой компании штамповалась бронетехника Рейха, а также почти 50% силовых агрегатов бомбардировщиков Junkers-88. В 1943 г. немецкий филиал «General Motors» разработал и стал выпускать моторы для Messerschmitt-262 — первого реактивного истребителя люфтваффе. За время всей Второй мировой войны из ее цехов вышло 600 тыс. грузовиков. Сам министр вооружений Германии А. Шпеер заявил, что, не будь технологий «General Motors», — блицкриг не был бы успешен. Именно «General Motors» оказалась способна превратить германскую армию в чудо современной моторизованной мощи.
Когда в 1939 г. разразилась война, «Дженерал моторс» и «Форд» с дочерними предприятиями контролировали 70% немецкого авторынка. Компания «Форд Мотор» помогала обеспечить фашистской Германии доступ к стратегическому сырью, за что ее глава Генри Форд в 1938 г. принял высшую награду Третьего рейха — Большой крест немецкого ордена Орла. «Я рассматриваю Генри Форда, как мое вдохновение»,— заявил Гитлер, который всегда держал портрет этого американского промышленника в натуральную величину над своим столом.
«Начало войны в сентябре 1939 г. привело к полному переключению заводов GM и “Форд” в странах оси на производство самолетов и грузовиков,— отмечалось в докладе юридического комитета Сената США в 1974 г.— В общей сложности дочерние предприятия GM и “Форд” построили приблизительно 90% бронированных 3-тонных полугрузовиков и более 70% средних и больших грузовиков Рейха. Эти средства передвижения, в соответствии с донесениями американской разведки, служили основой транспортной системы немецкой армии».
«Фирма “Дженерал моторс” была намного более важной для нацистской военной машины, чем Швейцария,— говорит исследователь Б. Снэлл.— Швейцария была только хранилищем награбленных фондов, в то время как GM была интегральной частью военных усилий Германии. Нацисты могли бы вторгнуться в Польшу и Россию без Швейцарии. Но они не могли бы сделать это без GM».
«Когда американские солдаты освободили заводы “Форда” в Кельне, они нашли пленных иностранных работников за колючей проволокой и документы компании, превозносящие «гений Фюрера»,— пишет М. Доббс. После войны «Дженерал моторс» и «Форд» потребовали возмещения убытков от правительства США за разгром их заводов в Германии после бомбежки авиацией союзников. В 1967 г. «Дженерал моторс» получил компенсацию в размере 33 млн долл. от правительства США за принесённый ущерб его заводам.
Помимо «Дженерал моторс» и «Форда» с гитлеровской Германией в годы войны активно сотрудничали известные ныне мировые бренды: «Adidas» и «Puma», «Coca-Cola», «General Electrik», «Nivea», «Maggi», «Nestle», «Bayer», «Kodak», «Random Hause», «Metro», «Ikea», «Siemens», «Standard Oil», «IBM», «Hugo Boss», «Allianz», «Шанель», «ITT», «Reemstma» (Табачная компания) и др.
Татьяна Алешкина, Заслуженный работник культуры РФ, зам. главного редактора