Игорь Ильинский, ректор «Института молодежи» в 90-е годы, рассказывал, как Егор Гайдар, бывший и. о. Председателя Правительства в 1992 году, выступая в «Институте молодежи», ответил на вопрос: «Что Вы думаете о государственной молодежной политике и почему она такая слабая?». Он сказал, что не знает что это такое. Никакой особой молодежной политики нет и быть не может.
Но ещё в древности люди поняли аксиому: будущее принадлежит молодежи! Какой воспитаешь-образуешь подрастающее поколение своего племени-государства, такой и будет страна в будущем. Те племена, где старшие относились к молодежи по постулату: «Пусть вырастет все, что растет, и умрет то, что нежизненно», быстро исчезали с лица земли, уничтожались более сильными соперниками, теми, кто растил-образовывал своих детей сильными и умелыми защитниками своего племени. Выживали только те, где старшие поколения передавали младшим знания, опыт и навыки приспособления к окружающей среде. Так было всегда!
С усложнением хозяйственной жизни людей, с возникновением государств молодежная политика выделилась в особую самостоятельную сферу деятельности, появились школы и преподаватели. Но объем знаний, задачи и характер воспитания в этих школах зависел от того, чьи это дети. Жрецы, богатые и воины готовили в своих школах будущих господ, а низшие слои населения либо совсем были лишены обучения, либо посещали школы писцов, где готовили слуг и работников для обслуживания этих господ. Так было в Древнем Китае, Индии, в Малой Азии и Египте, в Древней Греции. И везде, как и в доисторические времена, те государства, которые ответственно относились к государственной молодежной политике, процветали и существовали столетия, а где считали, что человек должен помочь себе сам, должен иметь только то, что может иметь, быстро распадались, поглощались соседями, исчезали из истории.
Все мы слышали выражение: «спартанское воспитание», но мало кто знает, что за этим стоит. Вот об этом я хочу поговорить в первой своей статье о роли молодежной политики в жизни государств.
Сразу скажу, что только благодаря продуманной, последовательной и сильной политики в отношении молодежи древнегреческий город-государство Спарта благоденствовал пять столетий, когда другие подобные города государства вокруг не могли просуществовать и несколько десятилетий. Придумал и осуществил эту государственную молодежную политику в Спарте Ликург, о жизни и деятельности которого подробно рассказал Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях».
Воспитанием детей в Спарте государство занималось с самого рождения, и воспитание это было, на наш современный взгляд, жестоким, но надо учитывать, что Ликург действовал почти три тысячи лет назад в IX веке до нашей эры, даже до жесточайшего Средневековья было ещё две тысячи лет.
В Спарте отец новорожденного обязан был показать сына старейшинам. «Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов». А если находили, что он слаб и уродлив, приказывали сбросить его в пропасть, «считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе».
Вот как описывал Плутарх воспитание детей по Ликургу: «Едва мальчики достигали семилетнего возраста, Ликург отбирал их у родителей и разбивал по отрядам, чтобы они вместе жили и ели, приучаясь играть и трудиться друг подле друга. Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества — отважен ли мальчик и упорен ли в схватках. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона…
Спали они вместе, по илам и отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота…
В этом возрасте усугубляют свой надзор старики: они посещают гимнасии, присутствуют при состязаниях и словесных стычках, и это не забавы ради, ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков, так что всегда находилось, кому вразумить и наказать провинившегося. Тем не менее из числа достойнейших мужей назначается еще и педоном — надзирающий за детьми, а во главе каждого отряда сами подростки ставили одного из так называемых иренов — всегда наиболее рассудительного и храброго. (Иренами зовут тех, кто уже второй год как возмужал, меллиренами — самых старших мальчиков). Ирен, достигший двадцати лет, командует своими подчиненными в драках и распоряжается ими, когда приходит пора позаботиться об обеде. Большим он дает наказ принести дров, малышам — овощей.
Закончив обед, ирен кому приказывал петь, кому предлагал вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» или «Каков поступок такого-то человека?» Так они с самого начала жизни приучались судить о достоинствах сограждан, ибо если тот, к кому был обращен вопрос «Кто хороший гражданин? Кто заслуживает порицания?», не находил, что ответить, это считали признаком натуры вялой и равнодушной к добродетели. В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова. Того, кто говорил невпопад, не обнаруживая должного усердия, ирен наказывал. Часто ирен наказывал мальчиков в присутствии стариков и властей, чтобы те убедились, насколько обоснованны и справедливы его действия. Во время наказания его не останавливали, но когда дети расходились, он держал ответ, если кара была строже или, напротив, мягче, чем следовало.
Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления. Под немногими скупыми словами должен был таиться обширный и богатый смысл, и, заставляя детей подолгу молчать, законодатель добивался от них ответов метких и точных.
Пению и музыке учили с неменьшим тщанием, нежели четкости и чистоте речи, но и в песнях было заключено своего рода жало, возбуждавшее мужество и понуждавшее душу восторженным порывам к действию. Слова их были просты и безыскусны, предмет — величав и нравоучителен. То были в основном прославления счастливой участи павших за Спарту и укоры трусам, обреченным влачить жизнь в ничтожестве, обещания доказать свою храбрость или — в зависимости от возраста певцов — похвальба ею.
В праздничные дни составлялись три хора — стариков, мужей и мальчиков. Старики запевали:
А мы в былые годы были крепкими! |
Мужи в расцвете сил подхватывали:
А мы теперь: кто хочет, пусть попробует! |
А мальчики завершали:
А мы еще сильнее будем вскорости!
Перед битвой царь приносил жертву Музам — для того, мне кажется, чтобы воины, вспомнив о воспитании, которое они получили, и о приговоре, который их ждет, смело шли навстречу опасности и совершали подвиги, достойные сохраниться в речах и песнях.
Разбитого неприятеля спартанцы преследовали лишь настолько, насколько это было необходимо, чтобы закрепить за собою победу, а затем немедленно возвращались, полагая неблагородным и противным греческому обычаю губить и истреблять прекративших борьбу. Это было не только прекрасно и великодушно, но и выгодно: враги их, зная, что они убивают сопротивляющихся, но щадят отступающих, находили более полезным для себя бежать, чем оставаться на месте.
Начиная воспитание, в котором он видел самое важное и самое прекрасное дело законодателя, издалека, Ликург сперва обратился к вопросам брака и рождения детей. Он укрепил и закалил девушек упражнениями в беге, борьбе, метании диска и копья, чтобы и зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины, рожая, просто и легко справлялись с муками. Заставив девушек забыть об изнеженности, баловстве и всяких женских прихотях, он приучил их не хуже, чем юношей, нагими принимать участие в торжественных шествиях, плясать и петь при исполнении некоторых священных обрядов на глазах у молодых людей. При этом нагота девушек не заключала в себе ничего дурного, ибо они сохраняли стыдливость и не знали распущенности, напротив, она приучала к простоте, к заботам о здоровье и крепости тела, и женщины усваивали благородный образ мыслей, зная, что и они способны приобщиться к доблести и почету. Оттого и приходили к ним слова и мысли, подобные тем, какие произнесла, говорят, однажды Горго́, жена Леонида. Какая-то женщина, видимо, чужестранка, сказала ей: «Одни только вы, лаконянки, властвуете над мужьями». «Да, но одни только мы рождаем мужей», — откликнулась Горго.
Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, какое им было назначено. Считая себя принадлежащими не себе самим, но отечеству, спартанцы, если у них не было других поручений, либо наблюдали за детьми и учили их чему-нибудь полезному, либо сами учились у стариков. Ведь одним из благ и преимуществ, которые доставил согражданам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ремеслом им было строго-настрого запрещено, а в погоне за наживой, требующей бесконечных трудов и хлопот, не стало никакой надобности, поскольку богатство утратило всю свою ценность и притягательную силу. Землю их возделывали илоты, внося назначенную подать. Как и следовало ожидать, вместе с монетой исчезли и тяжбы; и нужда, и чрезмерное изобилие покинули Спарту, их место заняли равенство достатка и безмятежность полной простоты нравов.
Одним словом, Ликург приучал сограждан к тому, чтобы они и не хотели, и не умели жить врозь, но, подобно пчелам, находились в нерасторжимой связи с обществом, все были тесно сплочены вокруг своего руководителя и целиком принадлежали отечеству, почти что вовсе забывая о себе в порыве воодушевления и любви к славе. Этот образ мыслей можно различить и в некоторых высказываниях спартанцев. Так Педарит, не избранный в число трехсот, ушел, сияя и радуясь, что в городе есть триста человек лучших, чем он. Полистратид с товарищами прибыли посольством к полководцам персидского царя; те осведомились, явились ли они по частному делу или от лица государства. «Если все будет ладно — от лица государства, если нет — по частному делу», — ответил Полистратид.
Ликург не стремился поставить свой город во главе огромного множества других, но, полагая, что благоденствие как отдельного человека, так и целого государства является следствием нравственной высоты и внутреннего согласия, все направлял к тому, чтобы спартанцы как можно дольше оставались свободными, ни от кого не зависящими и благоразумными».
Так описывал Плутарх жизнь Спарты в течение пятисот лет. Погибла Спарта только после того, как изменила свою молодежную политику.
Было это так: соседи Спарты демократические Афины в свой золотой век во времена Перикла в пятом веке до нашей эры установили полное господство в Эгейском бассейне и Причерноморье и стали диктовать всем греческим городам свои условия. Не всем эти условия нравились, некоторые города сопротивлялись, среди них был город Мегара. Тогда Афины в 433 году до н.э. приняли хамский декрет, вводивший торговые санкции против Мегары. По этому декрету городу запретили торговать с процветающей Афинской державой. Эти санкции нанесли страшный удар экономике Мегары, и она смирилась с условиями Афин.
Афиняне поняли, что можно без войны разорять и усмирять города, решили применить санкции против своего основного соперника Спарты. Для Спарты сохранение свободы мореплавания являлось очень важным делом, так как она не обладала сильным флотом. Неоднократные посольства из Спарты в Афины постоянно возвращались к одному вопросу — немедленной отмене санкций, причем Спарта удовлетворилась бы даже не отменой декрета, а простым его несоблюдением, что в данной ситуации могло бы стать разумным компромиссом. В это время при неизвестных обстоятельствах на территории Мегары погиб афинский гонец, отправленный в Спарту, после чего афинское Народное собрание приняло решение о войне с Мегарой. А Спарта встала на ее защиту.
Так началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой, которая длилась почти тридцать лет. Во время войны погиб знаменитый демократ Перикл. На стороне Афин принимал участие в войне Сократ. Закончилась она победой спартанцев, полным поражением процветающих демократических Афин, сильнейшего государства того времени.
Афины были полностью разорены и никогда больше не восстановили своего довоенного процветания. Молодые спартанцы, захватив Афины, увидели совсем другое устройство государства, иную жизнь молодых людей. Кстати, Ликург запрещал молодым людям до достижения зрелости покидать пределы Спарты, чтоб они не видели, как живут молодые люди в других странах. Победители ослабили законы Ликурга в воспитании детей. Законы превратились в пустую форму. И через несколько десятилетий, повзрослевшая молодёжь, воспитанная по другим законам, проиграла ряд войн, и Спарта исчезла с карты мира.
Татьяна Жарикова, Заслуженный работник культуры