Четверг 25.04.2024

Актуальные новости


Новости

Татьяна Жарикова

17 Сен, 14:24

Анонсы

Проказы Пушкина

06. 06. 2021 752

аео8467f3dcc990

6 июня исполняется 222 года со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Мы в школе учили, что он был сослан в 1820 году в ссылку. Но вновь открывшиеся документы свидетельствуют, что Пушкин ехал на юг с тайной миссией. В его подорожной говорилось, что Пушкин везёт генералу Инзову назначение Наместником Бессарабии, ни о какой ссылке в документе не говорилось ни слова. Вот текст подорожной, выданной А.С. Пушкину 5 мая 1820 года № 2295: «По указу Его Величества Государя Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийского… Показатель сего, Ведомства Государственной Коллегии иностранных дел Коллежский секретарь Александр Пушкин, отправлен по надобностям службы к Главному Попечителю Колонистов Южного края России, г. Генералу-Лейтенанту Инзову».

 

Кстати, гражданский чин «коллежский секретарь» соответствовал военному чину штабс-капитан. А это звание для двадцатилетнего молодого человека довольно высокое. К тому же, разве мог губернатор дать бал в честь ссыльного, то есть опального человека. В Екатеринославе уже знали Пушкина, как знаменитого поэта, и пребывание его в городе стало событием для людей, восторженно к нему относившихся. К этому времени поэт написал такие знаменитые стихи, как «К Чаадаеву» (Любви, надежды, тихой славы), «Деревня», «Русалка» и десятки других, поэму «Руслан и Людмила».

 

Профессор екатеринославской семинарии А.С. Понятовский в сопровождении богатого помещика С.С Клевцова отправляются навестить поэта. Пушкин встречает гостей, держа в зубах булку с икрой, а в руках стакан красного вина.

– Что вам угодно? – спросил он вошедших.

Они ответили, что желали иметь честь видеть писателя Пушкина.

– Ну, теперь увидели? До свидания! – ответил Пушкин.

 

В честь приезда известного поэта губернатор Екатеринослава действительный статский советник Викентий Леонтьевич Шемиот, родственник Пушкина со стороны Ганнибалов, устроил званый обед, на который собралось светское общество. Бал проходил в Доме губернатора. Пушкин балы любил с детства. На балу у Шемиота Пушкин появился без нижнего белья в прозрачных лосинах, которые плотно облегали тело и надевались во влажном состоянии с помощью мыльного порошка, в таком виде просвечивали. То, что было обычным для столицы, стало скандалом для провинции.

 

Свидетель случившего переполоха Андрей Фадеев (1790-1867), дед Елены Блаватской, служивший в 1820 г. в Комитете у Инзова младшим специалистом главного судьи, описал этот бал в своих воспоминаниях о Пушкине. Он был знаком с поэтом, одно время жил в Одессе вместе с Пушкиным в одной комнате. Его воспоминания вышли в «Русском архиве» в 1899 году.

 

Вот что писал А. Фадеев: «Это было летом, в самую жаркую пору. Собрались гости, явился и Пушкин, и… вызвал у общества огромный переполох необычной эксцентричностью своего костюма: он был в кисейных панталонах, прозрачных, без всякого нижнего белья! Жена губернатора г-жа Шемиот чрезвычайно близорукая одна не замечала этой странности. Здесь же присутствовали три дочери ее, молодые девушки. Жена моя потихоньку посоветовала ей удалить барышень из гостиной, объяснив необходимость этого удаления. Г-жа Шемиот, не доверяя ей, не допуская возможности такого неприличия, уверяла, что у Пушкина просто летние панталоны бланжевого, телесного цвета; наконец, вооружившись лорнетом, она удостоверилась в горькой истине и немедленно выпроводила дочерей из комнаты. Тем и ограничилась вся демонстрация, хотя все были возмущены и сконфужены, но старались сделать вид, будто ничего не замечают. Хозяева промолчали, и Пушкину его проделка сошла благополучно».

 

Но тут же на балу стали шептаться, что за такие проделки Пушкина высекли в Тайной царской канцелярии. Пушкин шалил и проказничал как ребёнок: научил попугая генерала Инзова матерным словам. То украдёт туфли у почтенной румынской боярыни, которая снимала их, садясь на диван по-турецки, то явится в общество переодетым турком или румыном, то увидев в окне красивую девушку, въехал на крыльцо дома верхом на коне. Такой выходкой Пушкин напугал девушку до смерти так, что она упала в обморок. Родители девушки пожаловались Инзову, а он в качестве наказания оставил любителя верховой езды Пушкина без сапог на два дня.

 

Однажды Инзов уехал на охоту и когда его чиновники собрались за обедом, Пушкин, чувствуя полную свободу, наговорил много лишнего о правительстве. «Штатские чиновники подлецы и воры» – кричал Пушкин. — Генералы – скоты! Только крестьяне заслуживают уважения. А дворян следовало бы повесить. И если бы это случилось, я бы сам с удовольствием затягивал петли!»

 

Старый генерал Инзов, взявший под свою опеку Пушкина, ругался: «Безобразник, чёрт его побрал!».

 

Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Жарикова

 

Комментарий: Петр Алешкин

Интересно! Не знал некоторых фактов из жизни Пушкина. Так вот почему отличный генерал Инзов, прославившийся в Отечественной войне с Наполеоном, до приезда Пушкина был Главным Попечителем Колонистов Южного края России, а после приезда стал Наместником Бессарабии. Понятно теперь почему он покровительствовал Пушкину, несмотря на его проказы, за которые другого человека давно бы крепко наказали. Ведь он привёз генералу назначение, которого он давно добивался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией