Вторник 03.12.2024

Актуальные новости


Новости

Виктор Власов

17 Сен, 14:24

Анонсы

Скорость и высота выиграли Великую Отечественную

17. 01. 2015 460

py3L7wtFdKQ

 

– Неторопливо беру свой аппарат и веду его, словно ребёнка под руку, мягкий металл каркаса быстро нагревается, впитывая человеческое тепло, а парус – пахнет подушкой, подсушенной на солнце.

 

Читая или слушая объяснение Виталия Шехотянского (лидера алтайского клуба авиаторов «Воздушный парус»), не сразу и понимаешь, о чём он говорит. Тридцатитрёхлетний мужчина возглавляет небольшую группу любителей воздушного плавания, а также прыжков с парашютом.

 

– Какой собственно парус и что за каркас? – может спросить дилетант, похожий на меня.

 

По профессии Виталий Шехотянский инженер-конструктор, а работает в одной из школ Республики Алтай, преподаёт технологию.

 

Примерно раз в месяц, а то и чаще парень собирает единомышленников на высотах Чемала. Две тысячи метров или три – этих величин вполне хватает, чтобы смахнуть на дельтаплане и помечтать, наслаждаясь свежим горным воздухом и холодной синевой разбросанных тут и там водоёмов. Нет, в полёте Виталий Константинович не представляет себя одним из иностранных истребителей Второй Мировой «Спитфайром». Несмотря на мощь этого взятого на вооружения самолёта немецкими лётчиками, вовсе небольшое количество этих машин применялось Советскими ВВС…

 

– Мы выходим в небо по нескольку человек, – говорит Виталий. – Скатываемся, парим в воздухе минут пятнадцать-двадцать в зависимости от ветра и снова в обратный путь.

 

Какой в этом кайф, прости меня? Мало-мало полетать и поморозить физиономию, а потом возвращаться почти что полдня. И четыре часа в дороге я считаю половиной дня.

 

– Дельтаплан – это самолёт, но самодельный, сваренный или скреплённый степлером? – осведомляюсь у алтайского товарища.

 

– Говоря твоим языком, Виктор, дельтаплан состоит из труб каркаса и надетого на этот каркас паруса. Трубы делаются из металла, заказываются в основном из дюраля, ха-ха, как вся советская авиация. Но если денежки есть, то можно взять и сплав титана. Тоже крепкий и лёгкий. А распространенная ткань для паруса – дакрон или лавсан. Ты ведь атлет, из чего изготовляют тяжёлоатлетические комбинезоны, чтобы взять штангу тяжелее обычного и не надорвать при этом спину?..

 

Чуть не забыл, клуб Виталия Шехотянского – это не только слёт любителей воздушного «барахтанья», иногда простывших молодых смельчаков, но и знатоков истории.

 

– Виталя, мы же, по сути, проиграли Вторую Мировую войну! – прямо настаиваю. – Дядя Сэмми кормил и поил нас, поставлял лучшую технику. Даже одевал, обувал и рекомендовал носить нашивки со звёздами и полосами, которые приносят удачу на суше и на воздухе.

 

anT96UUp-vI

tmNLTkN2Aw4

 

– Виктор, миленький, – возражает испытатель. – Если мне скажут, что мы проиграли Вторую Мировую, то я отвечу, что мы одержали победу в Великой Отечественной. СССР в то время думал, прежде всего, о своём будущем. Сталин и аппарат власти знали, что Мировые сообщества разведут непомерное количество сплетен по поводу того, кто одержит победу. Американцы напишут своё, немцы – другое, а мы… учебник истории прочитай ещё раз. Союзники не участвовали в нашей войне против фашизма, воцарявшегося в Европе. Они думали, как бы прикрыть свой зад и оставить след подальше. Наша война – Отечественная, потому что мы защищали своих отцов и матерей. Только когда РККА продвинулась далеко в Европе, союзнические войска начали движение, похожее на медленный разгон дельтаплана по поверхности земле. Это всё равно что смотреть футбольный матч и не участвовать в нём. Или глядеть на красивую девушку и завидовать её парню. Первый поставленный союзниками самолёт из Великобритании – это «Тандерболт» и второй, как прозвали в народе, «Орех», нечто похожее на железного уродливого слона, совершенно не манёвренного. Из-за конструкции фюзеляжа эта толстая машина казалась топором с дырочками или тяжеленной оглоблей… Так прямо и говорили, мол, топор в воздухе или оглобля. Неустойчивый и тяжёлый в управлении… его место на выставке старья. Хорошие образцы американцы пока что берегли. Ожидали, знаете ли.

 

– Кто тебе сказал, дружище? – удивляюсь. – Я вбивал в поисковик советскую и американскую авиацию в годы Второй Мировой и не видел подобных названий. Выдумываешь, наверное?

 

– Мой дедушка, Вить, воевал и погиб в небе над Японией. Это после войны с фашисткой Германией лётчиков даже домой не отпустили. А мой папа столько интересного рассказывает до сих пор. У него слёзы стоят в глазах, когда говорит о войне с Японией, о её начале. Это огромная трагедия, Виктор. С одной войны на другую… Видел ролик на ютюбе, как американцы утверждают, что в Советском Союзе отсутствовали специфические международные ограничения, поэтому не удивительно, что цельнометаллические боевые самолёты с «кольчугалюминием» впервые появились там. Из-за морской блокады, которую организовывали в помощь союзники, Германия не принимала должных металлов. Короче, в запчастях использовалась сталь.  Поэтому свечи горели, пояски изнашивались. Наши самолёты, Виктор, это конфеты: «Илы», «Ла» и «Яки» – на дюралюминии. В прямом и переносном смысле. Наши основные самолеты-истребители по своим боевым качествам на протяжении войны обладали преимуществом перед германскими машинами аналогичного назначения – «Me 109» и «FW 190». Но позже схватки в небе доказали, что и американские реактивные «F-80 Шутинг Стар» и «F-84 Тандерджет» значительно уступают «МиГу-15» по скорости, скороподъёмности и вооружению. Бои заканчивались бегством… Чтобы исправить ситуацию, в начале 1951-го ВВС США срочно направило на Корейский полуостров новейшие истребители – F-86 Сейбр. Корейцы полетали на них и решали модернизировать… это известный факт. Трофейные самолёты есть в алтайском музее авиации. Это после корейской помощи… «переделки» американские, блин!

 

– Не верится, честно говоря, что Америка обладала авиацией хуже по качеству, чем СССР, – качаю головой. Издеваюсь. – Я читал, что вооружение, набор оружия был толковее у некоторых истребителей дяди Сэма.

 

– Думаешь, оружие – это главное? – смеётся Виталий. – Движение в воздушной среде всегда положено на скорость. Мощность тяги и манёвренность – лучшие критерии оценки самолёта. Воздушный бой – это скоротечный полёт и прицельная стрельба. Наши самолёты летали быстро и летают сейчас. Воздушная скорость ограничивалась лишь комплексной силой сопротивления самого воздуха о металл, скажем. И мощности двигателя, создающего реактивную струю. Мощнее силы советского реактивного двигателя пока только излучение солнца и ядра земли. Многие страны до сих пор заказывают у нас комплектующие для самолётов и ракет. Нигде не скажи, Виктор, что Америка как ты говоришь круче в авиационном плане. Они как тратили уйму средств на украшение самолёта и любой техники, так и продолжают спускать…

 

Обыкновенный любитель, как бы американцы выразились, «дэльтаплэнэр», заткнёт  любого спорщика, настроенного антипатриотично. Лично мне, признаюсь, не хватает порой настойчивости и терпения дослушать человека до конца и тем более принять его точку зрения. Даже когда я читаю родные учебники истории, то мне хочется увидеть и понять, а как же на эти «советские новости» отзываются американские братья-философы. Эх жаль, что Виталий Шехотянский не живёт в Омске. Он алтаец, ребята. Коренной. Живёт в селе Чемал и часто прогуливается по дороге в горы, оттуда и «скатывается» в свежее напитанное хвоей море воздуха. Общается со мной по скайпу, а познакомился я с ним на «моторафтинге», когда сердце выскакивало из груди, а какой-то не очень молодой человек в синем спасательном жилете кричал:

 

– У-у-у-у, держитесь!

 

 

Виктор Власов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией