Четверг 25.04.2024

Актуальные новости


Новости

Виктор Власов

17 Сен, 14:24

Анонсы

У всех ли страх перед повышением квалификации?

14. 05. 2015 347

O0DgzOCG64Y

 

Отправляют повысить квалификацию в Институт Развития Образования Омской Области.

 

– С тринадцатого апреля, Виктор Витальевич, будем посещать курсы повышения квалификации, до конца месяца, – сообщает Ольга Николаевна, завуч по учебно-воспитательной работе. – Раз в несколько лет учитель обязан пройти обучение.

 

Возмущаюсь, мол, я и так умнее всех, куда больше учиться и грызть этот надоедливый гранит?.. В школе – учился одиннадцать классов, в институте – пять лет. Пошёл учить детей, чтобы снова потом учиться самому? Может, не надо мне учиться, а-а?

 

– Надо, Федя, надо, – кивает Ольга Николаевна.

 

Как же брошу родных учеников, они ведь будут скучать по мне? Уйду на курсы и надолго… Ещё не ушёл, а уже представляю, как ребята пишут в социальной сети:

 

– Вы где, Виктор Витальевич? Заболели? Когда придёте?

 

Наверное, чтобы не разочаровать, отвечу им так:

 

– В Америку снова уехал, дорогие, на пару недель и вернусь в мае. Никому только не говорите…

 

Сразу будет гарантия, что всем расскажут… И это хорошо – популярность надо тоже повышать однако.

 

Просыпаюсь рано утром, ё-моё, а надо ведь ехать чёрт знает куда! Школа-то моя родная находится в двух остановках, в десяти минутах ходьбы, а институт повышения квалификация – аж в сорока минутах езды, это без пробок если… Собираюсь, а деваться некуда. Беру полный пакет еды, огромный советский термос с травяным чаем, несладким, правда. Точнее собирает мой паёк супруга, хлопочет на кухне, пока бабушка присматривает за сынишкой.

 

Подходит жаркая маршрутка, народ в неё валит, словно из ведра, толкается. Я ругаюсь и толкаюсь тоже – место под солнцем отвоевать дорого стоит.

 

Учебное заведение «ИРОО» находится за Омским драматическим театром. Заваливаю туда, как персонаж Онидзука из любимого анимэ «Великий учитель», возмущаюсь, мол, кто меня будет учить такого умного. Я же очень крутой, ребята. Со мной даже боятся соревноваться на стометровке старшеклассники.

 

Прохожу в просторный кабинет с кондиционером, заполненный учителями разных возрастов и категорий. Кто читает электронную книгу, кто играет в телефон, а кто просто язык чешет с коллегой. Знакомлюсь быстро с интересными людьми, в основном с женщинами. На сорок человек в аудитории мужчин всего двое: я и Игорёха – невысокий паренёк, худой, со звонким голосом и острым умом. Действительно, с виду по нему и не скажешь, что человек этот очень грамотный и эрудированный.

 

Что здесь делать больше двух недель? Сидеть и балдеть с учителями из разных школ, гимназий и лицеев. Обсуждать новые фильмы, музыку и видеоигры?

 

– Добрый день, коллеги! – неожиданно появляется в аудитории милая женщина средних лет, Наталья Алексеевна. Она – из деканата, очень серьёзная тётенька.

 

A5_TDnm9LWw

 

Гляжу я на неё, слушаю. Потом гляжу на других ведущих специалистов по повышению квалификации педагогов, слушаю их тоже. Искренно удивляюсь, насколько интересно и доступно можно говорить о весьма трудных для понятия вещах, например, о новом образовательном стандарте, без которого учитель не учитель, а так – пшик!..

 

О нашем замечательном кураторе О. В. Петуховой, о И. А. Верниковской, затем собственно о Наталье Алексеевне Белан (декане факультета) расскажу обязательно в следующей статье. Почему переношу рассказ об этих увлекательных личностях в следующий материал, да чтобы разыграть воображение читателей и дать им представить, кто эти умные люди, которые способны наставлять учителей.

 

Чтобы не спугнуть удачу и не заставить читателя скучать, обращаюсь к Владимиру Ильичу Разумову – доктору философских наук. Этот учёный компетентно разовьёт тему повышения квалификации.

 

– Владимир Ильич, почему квалификацию учителям надо повышать, они ведь и так умные и всё знают? – спрашиваю.

 

– Всё знать не может никто, –  отвечает. – Ещё Сократ, прибегнув к изображению знания всякого человека кругом, показал его ограниченность. Учитель должен самосовершенствоваться хотя бы для того, чтобы передавать сам интерес к учению, к личностному росту.

 

– Вы кому-нибудь поднимали квалификацию, кроме аспирантов?

 

– Я занимаюсь не только с аспирантами. Ко мне обращаются разные люди со своими вопросами. В 90-е годы я как врач по образованию консультировал больных, занимался и управленческим консультированием, как руководителей частных фирм, так и государственных структур. Сейчас, к примеру, люди обращаются по вопросам здорового образа жизни, закаливания.

 

– Кто повышает квалификацию докторам наук? Где это происходит?

 

– В Вузах действует правило: раз в пять лет преподаватель с любой учёной степенью и научным званием должен проходить курсы повышения квалификации. Сейчас в Вузах и НИИ вводятся наукометрические критерии оценки деятельности, где каждый преподаватель или учёный указывает, сколько статей, монографий, учебных пособий им написаны, на каких конференциях выступал и т.п. Это обязательно, это правильно.

 

– Насколько качественно проходит повышение квалификации в Омске?

 

– Я не проводил анализа системы повышения квалификации в Омске, знаю, для преподавателей школ есть ИРОО, плохих отзывов не слышал. В Вузах есть ИПК, ФПК, знаю по своему опыту, хорошо это организовано в ОмГУ, ОмГАУ, в СибАДИ.

 

– Ваше отношение к бакалавриату? Наш преподаватель и декан Наталья Алексеевна Белан не очень любит это дело. Она радеет за специалитет.

 

– В российской империи образование было выстроено по западной модели. Есть бакалавриат, магистратура, одноуровневая система защиты, то есть существовала одна учёная степень – доктор наук. В СССР построили совершенно особую, не имевшую мировых аналогов, систему образования, начиная от массовой общеобразовательной школы. В Вузах вместо бакалавриата, магистратуры, появляется специалитет. СССР прекратил своё существование, важнейшие подсистемы общества глубоко изменились, а наука и образование отстают от этих перемен, плохо соответствуют новому обществу. Присоединение России к болонскому соглашению проходило на волне эйфории включения России в европейское сообщество. Сейчас другая реальность, поэтому стоит задуматься о новых целях для реформ науки и образования в РФ. Бакалавриат и магистратура… Они уже введены, ещё раз переделывать программы, планы?! Всё равно очень многое в науке и образовании нужно менять. По бакалавриату у меня складывается впечатление, что за 4 года большинство студентов не успевают осознать краткость этого периода, не понимают, что таких возможностей, которые предоставляет обучение в Вузе, у них больше не будет.

 

– Слышал от умных людей, в том числе от интеллектика Стацинского, его знают, он всем надоел, что наше омское образование отсталое?

 

– С конца 80-х годов прошлого века наука и образование Омска не только ещё больше отстают от Екатеринбурга, Новосибирска, но с этого времени сократились интеллектуальные преимущества Омска в сравнении с Барнаулом, Кемерово, Тюменью. Я всё более убеждаюсь, что Омск становится интеллектуальной провинцией, поскольку городское сообщество это не беспокоит. Молодёжь, их родители принимают то, что Вузы Омска – четвёртой и ниже категорий, уезжают из города высококвалифицированные учёные и преподаватели, как и абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, а также выпускники – бакалавры, стремящиеся в магистратуры и аспирантуры в Екатеринбурге, Новосибирске, Томске…

 

– 25 апреля будет большой форум по философии в библиотеки им. Пушкина, расскажите.

 

– Форум практической философии есть опыт создания среды для развития интеллектуальных сообществ, интеллектуализации города, региона, если хотите. Для того чтобы такое мероприятие было массовым и поддерживалось хорошей инфраструктурой, нужен менеджер. Замечательно, если он ещё ориентирован в предмете. Таков Роман Зотов, он организует этот форум.

 

– Высококлассный учитель, по вашему мнению, Владимир Ильич, это что за перец?

 

– Хороший учитель тот, кто саморазвивается, а также способен научить своему предмету так, чтобы ученик сумел увидеть мир особым образом. За разнообразными явлениями, событиями видеть универсальный язык математики. Через знание иностранного языка понимать особенности его носителей их быт, привычки, предпочтения. Так необходимо учить и не по-другому.

 

Заканчивается первый день курсов. Вроде пронесло – двоек не поставили, публично не опозорили. Открываю социальную сеть «Вконтакте», читаю сообщения, присланные от школьников.

 

– Я в Америке, ребята! – пишу всем одно сообщение. – Прилечу в мае, после праздников. Катаюсь на сёрфинге на Гавайях, любуюсь вулканами, пью коктейли из Гауна-Баны, общаюсь только на английском.

 

 

Виктор Власов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией