
Слово «бывший», конечно, врезается вслух, пожалуй, как оплеуха. Интереса к нему становится меньше, хотя кое-какие стихи у него, действительно, замечательные, опубликованы в нашем местном сборнике «Омск литературный», выпускаемом за счёт средств Министерства культуры.
И вскоре я, как недовольный стечением обстоятельств Яромил из романа Кундеры «Жизнь не здесь», ищу новых встреч и реализации своих творческих способностей. Светлана Петровна Баранцева, превосходный специалист Омской епархии РПЦ познакомит с интересными людьми, которые обязательно помогают выступить на хорошей молодёжной аудитории. Ребята-студенты в одном из омских институтов слушают меня увлечённо, почти открывши рот. Оказывается, кто-то из них тоже пишет и делает это давно, прямо как я. Они спрашивают моего совета: о чём им писать и как часто нужно садиться за ноутбук, что при этом читать и о чём думать. А я тотчас отвечаю словами одного ушедшего из жизни журналиста и публициста, Александра Эрахмиэловича Лейфера, говорившего мне примерно следующее:
«– Неважно, что ты пишешь, Виктор, главное – как ты пишешь! Что вкладываешь в своё творчество!»
Я слушал и носил свои рукописи Александру Лейферу, честно говоря, не ради публикации ни в омском в альманахе «Складчина», ни в толстом красноярском журнале «День и Ночь», где он был членом редакционной коллегии. Мне просто хотелось его послушать. И потом я помогал ему разбираться с компьютером – у него дома, где он кормил меня бутербродами с колбасой, как это было дома у того же А.Н. Плетнёва.
Можно в действительности опубликовать множество материалов, посвящённых хоть чёрту, хоть ангелу, но не вложить в них ни единой крупицы своей души. Александр Лейфер, председатель Союза российских писателей в омском отделении, был добрейшим души человеком и плодовитым автором-журналистом. Приходя на литературное объединение или на обыкновенное собрание членов союза, всегда приносил с собой чемоданчик с рукописями – это тетрадные листы рукописного текста или выведенные на принтере печатные листы. Их была целая стопка – с пометками и выделенным шрифтом. И тогда можно было поговорить с ним, как сейчас вижу: он словно не замечает своих однополчан, а уделяет внимания лишь тебе. Наклоняется, к твоему уху, беседует только с тобой, несмотря на то, что коллеги норовят отвлечь его и выспросить о чём-то своём, малопонятном тебе и тем молодым ребятам, с кем ты расположился в данную минуту. Александр Эрахмиэлович говорил, что писатель должен своей целью поставить не приобретения гонораров и премий, а прежде всего – излить свою душу, сотворить произведение искусства, которое не стыдно будет показать и потомкам! И здорово, конечно, если это произведение окажет пользу не одному тебе, а тем людям, о которых ты, в качестве и журналиста, мог здраво высказаться, выделив их хорошие и правильные стороны.
– Неизвестно, о чём написать легче: о фантастических существах или о настоящем дворнике, который отлично метёт и никогда не думает о людях плохо! – рассуждал Александр Эрахмиэлович Лейфер, стоя за кафедрой в музее им. Ф. М. Достоевского. – Писать стоит от сердца и души.
В Омске открыта библиотека им. А.Э. Лейфера; она располагается недалеко от ДК им. Малунцева, по адресу Проспект Мира 56.
Светлая память, Вам, Александр Эрахмиэлович, я помню Ваши слова.
Всем, кто пишет, нужны литературные наставники. Многих я уже встречал на своем пути. Верю, что и впереди меня ждут интересные и полезные встречи. Я мечтаю об этом. А, если мечтаешь – живешь ожиданием лучшего. Мечтать не вредно! Вредно не мечтать!
Виктор Власов, источник