Как и всякий мальчишка, в детстве Ильнур Сунгатуллин любил разбирать различные устройства (обратно собрать удавалось не всегда). Работа инженера-механика — это по сути те же игрушки, только дорогие, сложные и необходимые для обороны страны.
На тот момент все шли в экономисты и юристы, а парень выбрал КНИТУ (Казанский исследовательский национальный технический университет), поступил на механический факультет, специальность — «вакуумная компресоррная техника».
— В ПТУ нет ничего зазорного, — объясняет Ильнур, — может, тогда была просто мода на высшее образование. Отучился шесть лет на дневном отделении, было нелегко.
В 2009 году был кризис, устроиться сразу было сложно. Семь месяцев искал работу, стоял на бирже прежде чем попасть на Казанский вертолетный завод. Карьерный путь начался в качестве инженера по вакуумным установкам, а к 27 годам Ильнур уже стал ведущим инженером.
Тогда инженеры, в основном, были предпенсионного-пенсионного возраста. В их среду попал «зеленый» Ильнур, который продолжает открывать для себя что-то новое каждый день. Отношение к новичку сначала было скептическим. Но коммуникабельность и индивидуальный подход (с кем-то лучше говорить по-татарски, а с кем-то — по-русски, одному интересно обсудить оборудование, другому — дартс) сделали свое дело.
— Надо быть добрым. Не нужно огрызаться, злиться, — делится опытом молодой инженер.
Сначала близкие не воспринимали работу Ильнура всерьез.
— На самом деле, все наоборот. Все возрождается. Я рад, что нашел свое призвание.
В первый день ему вручили большую папку по технике безопасности, это было началом пути. К каждому оборудованию идет солидная документация, которую необходимо предварительно изучить. Но молодой ум позволяет быстро адаптироваться.
— Придя на завод, я увидел новое оборудование — современное, большое. Вы удивитесь, если увидите, как это все устроено. Когда разбираешься, понимаешь, насколько там все серьезно, — изумляется инженер.
Увидеть что-то новое позволяют командировки. Из-за перевооружения производства Ильнур часто ездит по России и за рубеж. Рабочий день начинается в восемь часов утра. Ведущий инженер приходит пораньше, проводит осмотр оборудования, записывает замечания. На пятиминутке докладывает руководству, есть ли нарушения, требуется ли замена запчастей.
Каждый новый станок для него — как дорогая мощная игрушка, которую интересно осмотреть, изучить (это любимая часть работы). Разбирать просто так уже, конечно, нельзя, но все равно интересно.
Самая любимая — автоматизированная транспортная система (единственная в России, в мире всего две-три, одна из них в Лондоне), если говорить проще, синтез механической и человеческой работы в одном. Состоит из трех станков, позволяет быстро и самостоятельно находить и использовать чипованные инструменты, загоняя их в магазин станка. Колоссально экономит время.
По средам Ильнур играет в хоккей (у завода есть своя сборная). В команду пришел с самого начала, не раздумывая, когда на заводе год назад решили разнообразить рабочие будни. Играет на позиции защитника, к самой игре относится серьезно. Переживал парень и за наших хоккеистов на Олимпиаде в Сочи.
По мнению Ильнура, для работы инженером необходимы, прежде всего, широкий технический кругозор, математический склад ума, изобретальность, ответственность, усидчивость. Обязательны организаторские способности — чтобы управлять процессом. Знания в техническом вузе, конечно, дают хорошие, но, несмотря на практику, нужен реальный опыт.
Есть место и креативности. Чтобы облегчить работу за Integret e-1550 v II, Ильнур сделал несколько снимков своих операций, пронумеровал их и создал доступную фото-инструкцию обслуживания для операторов.
В его первые дни на заводе многоцелевой обрабатывающий центр как раз только привезли японцы, которые сновали тут и там.
Сейчас Ильнур сам спокойно управляется с махиной. Он уверен, что управлять техникой так же интересно, как играть в компьютерные игры, но за это еще и платят. А стереотипы о том, что нужно идти в ПТУ (а там неплохо учат), что фрезеровщиком быть стыдно (а им платят 50–60 тысяч в месяц), легко разбить.
— Что же отталкивает молодежь от рабочих профессий?
— Незнание. Профессию не рекламируют, как тех же самых менеджеров. Эти новые слова, пришедшие с Запада, имеют русские названия. По сути — обычная работа. Всех привлекает название профессии, а не то, в чем она заключается.
Казанский вертолетный завод — опора страны, с 1940 года его продукция была поставлена в 100 стран мира. На такой работе важно всегда думать наперед.
— Если оборудование будет стоять — не будут делаться детали. Не будут делаться детали — не соберут вертолет. За каждое задание, за его качество мы несем ответственность. Где родился, там и пригодился. Я нашел дело по душе. Мне нравится. Бывает, задумываюсь, но ведь здесь получается. Люди, прыгающие с работы на работу, мне кажется, не правы. Везде хорошо, где нас нет, как говорится.
Ильнур не сразу понял, что выбор правильный. Поначалу многое не понимал, боялся нового. Но интерес к знаниям и поддержка коллег помогли преодолеть трудности. Он уверен, что в школе уже в 14–15 лет школьникам будет полезно проходить специальные тесты и точно знать, чем они будут заниматься дальше, тогда работа будет в удовольствие.
автор: Лия Гильмутдинова