Суббота 20.04.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

А.И. Овчаренко

14. 09. 2011 1 556

Александр Иванович ОВЧАРЕНКО (1922-1988) — критик, литературовед, доктор филологических наук, заведующий сектором по изданию Полного собрания сочинений Горького (1965-1988),политический мыслитель и один из ведущих деятелей русского национального возрождения, сочетавший любовь к России с глубокими академическими знаниями. Родившись в крестьянской семье в Киргизии , А.И.Овчаренко был «из перерусских русским», считая русских, украинцев и белоруссов представителями единого народа и повторяя, что эти взгляды были завещаны ему его отцом.

А.И.Овчаренко начал свою научную деятельность как горьковед. Работа в архивах Горького вывела его на кардинальные вопросы русской истории и приоткрыла перед ним такие ее тайны, что он быстро сформировался как самостоятельный мыслитель, не принимавший узости коммунистических догм. В своей докторской диссертации «Публицистика М.Горького» (1958) он коснулся многих произведений писателя, в особенности «Несвоевременных мыслей», ранее считавшихся для советского читателя запретными. В книге «Социалистический реализм и современный литературный процесс» (1978 г.) он смело выдвинул идею о том, что социалистический реализм никогда не был единственным творческим методом советской литературы, восстанавливая в правах романтизм и критический реализм и подкрепляя свои теории солидной историко-литературной аргументацией. Эта книга стоила ему обвинений в политическом плюрализме, хотя А.И.Овчаренко, на самом деле, видел не только недостатки, но и преимущества социалистического строя, считая, что к 80-м годам создалась возможность его ненасильственного реформирования на основе национальных ценностей.

В 1971 г. А.И.Овчаренко выступил в печати с книгой «М.Горький и литературные искания ХХ столетия», не потерявшей свою актуальность и поныне. В ней исследуется художественная сторона таланта Горького и показывается его виртуозное знание не только реалистических приемов письма, но и той литературной техники, которая традиционно связывалась в литературоведческом сознании с модернизмом: монтажом, совмещением различных точек зрения на изображаемое, «потоком сознания» , использованиями образов-символов и подтекста. А.И.Овчаренко сумел показать внутреннюю перекличку, а порой и полемику М.Горького с такими авторами, как Р.Роллан, А.Барбюс, Д.Г.Лоуренс, О.Хаксли, М.Пруст и многими другими писателями.

Начиная с 60-х гг., ученый неоднократно выезжал за рубеж – в США, ФРГ, Францию, Италию, Китай — для работы в архивах и чтения лекций по советской литературе. Китай он посетил в разгар культурной революции: он хотел собственными глазами разобраться, что происходит в этой стране , и это едва не стоило ему жизни. Но мужества ему, как фронтовику, было не занимать. Впрочем, вся его жизнь – это вечный бой – за Россию, ее духовное возрождение, ее молодежь. Его лекции неизменно собирали самую широкую аудиторию.

С 1965 г. начинается кропотливая работа А.И.Овчаренко над изданием Полного собрания сочинений Горького. И поныне, спустя 22 года после его смерти, в списке редакционной коллегии новых томов Горького стоит фамилия моего отца – ибо вся концепция издания была выработана именно им. Издание Горького сблизило А.И.Овчаренко с великим русским писателем Л.М.Леоновым, первое время бывшим главным редактором этого труда. Писатель и ученый подружились. Думаю, что отец был одним из самых близких Леонову людей. Результатом их встреч и бесед стала посмертно изданная книга А.И.Овчаренко «В кругу Леонида Леонова» (2003).

Но еще раньше, в 1985-1988 гг., А.И.Овчаренко выпустил трехтомник «Большая литература», посвященный художественным исканиям советской литературы 40-х-70-х гг. К сожалению, этот труд остался незаконченным, но ученый успел доказать, что русская литература ХХ в. – явление не менее величественное, чем русская литература XIX в. Ряд глав этой книги посвящен творчеству Шолохова. А.И.Овчаренко активно разоблачал концепцию «отщепенчества» Григория Мелехова, доказывая, что этот герой олицетворяет собой весь русский народ и что сам Шолохов был не за «красных» и не за «белых», видя для родного народа возможности других горизонтов.

А.И. Овчаренко активно ратовал за возвращение в Россию Александры Львовны Толстой. Мне довелось быть вместе с ним у А.Л.Толстой в Америке , и я была потрясена, с каким уважением она сама и ее ближайшее окружение относились к моему отцу. Помню также, как на свой страх и риск отец отправлял приехавшего в Россию норвежского ученого Гейра Хьетсо в Ростов, где его ждал К.И.Прийма, чтобы отвезти к Шолохову. Г.Хьетсо хотел доложить писателю о результатах компьютерной проверки стиля «Тихого Дона», полностью подтвердившей шолоховское авторство. Но «товарищам» из отдела культуры ЦК такая поддержка Шолохова была не нужна.

В 1988 г., уже незадолго до своей смерти, А.И.Овчаренко мужественно читал лекции по современной советской литературе первокурсникам-филологам. Это был разгар перестройки, но приходили не только филологи. В аудитории яблоку негде было упасть, но помню, какая была тишина, когда отец читал из романа «Они сражались за Родину», о том, как юный комсорг Кочетыгов, уже по пояс засыпанный землей, полудетским движением бросает в приближающийся немецкий танк бутылку с зажигательной смесью и погибает.

Мой отец погиб при загадочных обстоятельствах в Ниде (Литва). На письменном столе у него лежала почти законченная статья о «Несвоевременных мыслях» Горького, опубликованная вскоре после его смерти «Литературкой».

Я немало видела за свою жизнь: преподавала на филологическом факультете МГУ и в Коимбрском университете в Португалии, работала и работаю в Институте мировой литературы РАН, помогала отцу в его работе в Институте Кеннана (США), была секретарем у Леонида Леонова, участвовала в международных конференциях, защищала кандидатскую и докторскую диссертации, неоднократно проходила научную стажировку у президента Лиссабонской академии наук профессора Пина Мартинша. Но нигде мне доводилось встречать ученых, которых по степени эрудиции, знаний, умению отстаивать свои взгляды и любви к Родине, доходящей до готовности умереть за нее, можно было поставить рядом с моим отцом. По своим знаниям он один стоил всего Института мировой литературы, по крайней мере, нынешнего.

Отпевал моего отца митрополит Питирим. Отец состоит на вечном поминовении в Оптиной Пустыни, где он подумывал закончить свой земной век, занимаясь издательской работой.

Предлагаемый вниманию читателя отрывок представляет собой черновик выступления А.И.Овчаренко на Ученом Совете Института мировой литературы незадолго до его смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией