Суббота 20.04.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Без вины виноватые

22. 04. 2022 333

photo_2022-04-21_23-32-35

Театр для меня — пространство мысли и поиска ответов внутри себя. Невольно ты видишь в некоторых сюжетах знакомые ситуации, характеры и образы, которые встречаешь в жизни, и пытаешься найти решения исходя из поступков героев, соглашаешься с ними или нет.

Мне особенно нравятся спектакли по произведениям писателей-классиков, которые смотришь на одном дыхании благодаря их динамичности, живости и поднимаемым актуальным вопросам на все времена. Именно после таких постановок хочется заверить сомневающуюся публику: классика — это не скучно! Она может быть легкой, интересной, мелодичной. Именно таким стал для меня спектакль «Без вины виноватые» в театре «Сфера» по пьесе русского драматурга А.Н. Островского в постановке н.а. России Александра Викторовича Коршунова.

 

Режиссеру удалось передать глубинный собирательный образ матери через фигуру главной героини — на мой взгляд, именно он является центральным, и вокруг него разворачиваются события. Она символизирует собой безусловную любовь, которая живет в сердцах матерей по отношению к своим детям, что бы с ними не случилось. И именно благодаря ей она смогла наладить контакт с сыном после долгой разлуки и трагических событий. Главная героиня в некотором роде — яркий луч во тьме. Она, как свет, привлекает людей с разными характерами, душевными ранами и болями, они открываются ей и получают взамен истинное тепло и добро. И несмотря на все сплетни и козни, которые злые языки пытаются плести вокруг нее, она остается верна себе и сохраняет чистоту души.

 

photo_2022-04-21_23-32-36 (3)

 

Сразу же хочется отметить замечательную актерскую работу — Валентина Абрамова исполняет роль той самой матери, известной провинциальной актрисы Елены Ивановны Кручининой. В прошлом она — Любовь Ивановна Отрадина, сменившая в последствии имя и фамилию, которую в прологе играет Елена Маркелова. Спустя 17 лет в разговоре с бывшим возлюбленным, который узнает в ней ту прежнюю девушку, она скажет: «Здесь нет Любы, перед вами Елена Ивановна Кручинина». Она «столько пережила и перечувствовала, что врят ли какое-либо драматическое положение будет новостью» — в ее жизни было и расчетливое предательство любимого человека, и потеря единственного сына, но она смогла состояться и стать известной актрисой.

 

Ее сын, Григорий Незнамов, которого она по стечению обстоятельств считала умершим, оказывается жив и тоже служит актером в провинциальном театре. Его роль блестяще исполнил талантливый и харизматичный актер Илья Ковалев. Незнамов со дня своего рождения не знал ничего, кроме боли, называет себя «бродягой, не помнящим родства… дрянью и подзаборником».

 

При первой встрече с Еленой Ивановной, когда он еще не подозревает, что она — его мать, он разъярен и возмущен ее благодеянием по отношению к нему, о котором не просил, ведет себя развязно и громко. А потом наоборот успокаивается, прислушивается к ее словам и задумывается над ними. Незнамов видит в Елене Ивановне особенного человека — таких людей он раньше не встречал. Первый раз в жизни он почувствовал ласку матери, а до этого «знал о любви только из романов» и говорил, что его нельзя любить. Он меняется на глазах в своем поведении, начинает считать ее необыкновенной актрисой и женщиной. В последующих событиях Незнамов будет заступаться за Кручинину, требовать от всех уважительного к ней отношения и будет готов убить за нее, о чем скажет прямо

 

photo_2022-04-21_23-32-36 (2)

 

Нелегкую биографию Незнамова в одной из сцен емко изложит Нил Стратоныч Дудукин — богатый барин, меценат, роль которого исполнил Дмитрий Новиков. Его образ получился достаточно добродушным, улыбчивым, щедрым и располагающим.

 

Возлюбленным и отцом сына Елены Ивановны был Григорий Львович Муров — в юности трусливый и нерешительный молодой человек, а спустя 17 лет он стал дерзким, не утратил своей трусости и пытается запугать Кручинину приобретенным статусом. Однако Елена Ивановна не поддается его угрозам и небезосновательно обвиняет в умышленной передаче ребенка в другую семью без ее ведома. Григорий рассказывает ей правду и говорит, что повесил на шею сыну медальон и наказал никогда не снимать. Это украшение сама Елена Ивановна 17 лет назад отдала Мурову, еще не зная о его измене. В медальоне была прядь волос их сына и записочка с датой его рождения. Роль Григория Львовича в юности исполняет Иван Мишин, а спустя 17 лет — Анатолий Смиранин.

 

Очень характерным и ярким получился образ Таисии Ильинишны Шелавиной в прологе, роль которой исполнила Екатерина Богданова. Этой героине отведена в спектакле всего одна сцена, но насколько она стала судьбоносной и важной в сюжетной линии главной героини.

 

Еще один колоритный, комичный и невероятно харизматичный персонаж — Шмага, актер провинциального театра, закадычный друг Незнамова. «Мы — артисты, наше место в буфете»,— говорит он в разговоре с Еленой Ивановной о бедности актеров и сообщая ей тот факт, что они задолжали в буфете. Роль Шмаги бесподобно исполнил з. а. России Олег Алексеенко — образ его героя крепко засел в голове и запомнился благодаря характерным выходкам.

 

photo_2022-04-21_23-32-36

 

В финале спектакля разворачивается прием у Нила Стратоныча, на который приглашены актеры, в том числе Незнамов и Кручинина, и даже Муров. Незнамов произносит тост за матерей, которые бросают своих детей. Во время него он демонстрирует тот самый медальон, который в детстве передал ему отец и наказал никогда не снимать. И по нему Кручинина узнает, что Незнамов — ее сын. «Я не зверь, я теперь ребенок. Я еще никогда не был ребенком» — говорит он. И когда Незнамов спрашивает про отца, Елена Ивановна, не смотря на всю боль и обиду, не выдает обман и предательство Мурова. Этот невероятно трогательный и теплый момент воссоединения матери и сына завершает спектакль и оставляет в душе теплый шлейф радости за главных героев, которые наконец нашли друг друга.

 

В постановке из уст одного из персонажей звучит важная жизненная истина: «Доброта — качество дешевенькое, но тем оно и дорого». Я призадумалась — начала анализировать, потом отложила эти мысли и вернулась к сюжету спектакля. Размышления на эту тему охватили меня позже, когда я уже вышла из театра. А ведь действительно, как часто мы не задумываемся о ценности добрых поступков? Но ведь почти в каждом человеке, которого мы встречаем на своем пути, мы ищем это основополагающее качество, которое во многом определяет личность. Жаль, что чистая искренняя доброта сегодня — черта редкая и немодная.

 

Также хотелось бы отметить интересное режиссерское решение — во время технических перестановок в ходе действия, дабы не привлекать внимание зрителей к работе закулисного персонала, светом прожекторов выделяют центральных героев спектакля. Поскольку смена декораций происходит в переломные сюжетные моменты, с помощью мимики и немых эмоций отражается состояние конкретного персонажа, его осознание произошедшего события. То есть зритель сконцентрирован на анализе внутреннего состояния героя, пока сцену готовят к новым сюжетным поворотам.

 

Настолько я прониклась горькими испытаниями, которые выпали на долю Кручининой и Незнамова, что после спектакля еще долго думала о превратностях судьбы и том, насколько болезненные и тяжелые уроки она порой нам преподносит. Но каждый из них нам дан, чтобы научиться чему-то важному. И даже эта постановка для меня, как зрителя — тоже урок, из которого я вынесла определенную житейскую мудрость. И заключается она, возможно, в банальной мысли — наши люди всегда будут с нами.

 

 

текст: Анна Киселева, фото: С. Майтелес, М. Гальцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией