Недавно в Петербурге завершились съемки короткометражного фильма о семейных ценностях и одиночестве пожилых людей «Свиделись» по рассказу Людмилы Куликовой.
Фильм создается при грантовой поддержке Росмолодёжи, в реализации проекта участвует много талантливых молодых людей. Мы поговорили с художником-постановщиком Александрой Пигольциной о съемках и сложностях работы.
— Расскажите о своей работе в качестве художника-постановщика фильма «Свиделись».
— Основная работа художника постановщика состоит в том, чтобы создать правдоподобную среду, будь то интерьер или экстерьер, которая бы отражала характер героя, который там находится. В нашем фильме «Свиделись» есть несколько основных локаций: квартира, поезд, дорога и дом матери. Концепция состояла в том, чтобы построить два мира на их противопоставлении — мир идеальной жизни в квартире и мир матери, в старом доме в деревне.
— С какими трудностями Вы столкнулись?
— Трудности бывают всегда. В основном сложность состояла в том, чтобы найти именно те нужные вещи и детали. Еще великий Висконти говорил, что важно даже то, что лежит в ящике, даже если его не открывает актер. Главное, что оно там есть. Это дает правдоподобность, ощущение жизни. Детали важны всегда.
— Кто работал в Вашей художественной команде?
— У меня была замечательная команда, моя опора и поддержка — Алексей Пигольцин и Надежда Сазонова. Мы прекрасно понимаем друг друга с полуслова, так как с Алексеем мы женаты уже шесть лет, знакомы 22 года. А Надежда — моя сестра. У ребят это был первый опыт работы в кино, но я считаю, что они справились на «отлично». У меня это четвертый фильм, как художника-постановщика, чаще я работаю, как художник по костюмам.
— В чем отличие работы над современным интерьером и историческим?
— Что в историческом, что в современном интерьере есть свои особенности. В историческом интерьере важно собрать и подчеркнуть приметы времени, найти нужные и уместные предметы.
— Как художественная работа помогает усилить смысл сцен фильма?
— Важно не просто расставить предметы, а в коллаборация с оператором выстроить кадр, построить натюрморт. Получается, что мы создаем в тандеме ожившую картину, в которой важно все. Возможно, в итоговый вариант какие-то детали и не войдут, но все равно они важны и очень помогают актерам.
— Что вы любите в своей работе и что вас вдохновляет?
— Больше всего я люблю в своей работе процесс создания и когда получается воплотить задуманное, добиться нужного результата. Начиная работать над эскизами к фильму, всегда подбираю референсы. Очень вдохновляет любимое кино, такое как «Похитители велосипедов» Витторио де Сика, «Солярис» Андрея Тарковского, «Три тополя на плющихе» Татьяны Лиозновой, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Форрест Гамп» Роберта Земекиса и многие другие. То же касается живописи. В последнее время особенно полюбила Вильгельма Хаммершоя, Эндрю Уайета, Амадео Модильяни. Так же для погружения в атмосферу фильма стараюсь подобрать фоновую музыку для работы над эскизами. А в целом вдохновить может все, что угодно!
— Что бы Вы пожелали зрителям фильма «Свиделись»?
— Зрителям я бы хотела пожелать душевного тепла и чаще вспоминать о своих родителях. В детстве они вкладывали всю душу в нас, жили нашей жизнью, переживали, а потом дети ускользают из дома, и наступает пустота, еще большее волнение за их жизнь … Берегите родителей, меньше волнуйте их, заботьтесь!
текст: Анна Самойлова, фото: Маргарита Окунь и Мария Лурье