Король говорит! (Королевская речь)
The King’s Speech
Разум короля обязан осознавать, что делает его рот.
При желании и усидчивости нет ничего невозможного.
год — 2010
страна — США, Великобритания, Австралия
слоган — «When God couldn’t save The King, The Queen turned to someone who could.»
режиссер — Том Хупер
сценарий — Дэвид Сайдлер
продюсер — Пол Бретт, Дипак Сикка, Тим Смит
оператор — Дэниэл Коэн
композитор — Александр Деспла
художник — Ив Стюарт, Нетти Чэпман, Дженни Беван
монтаж — Тарик Анвар
жанр — драма, история
бюджет — $15 000 000
премьера (мир) — 6 сентября 2010
премьера (РФ) — 24 февраля 2011, «Каскад»
рейтинг MPAA — R
время — 118 мин.
О чем?
Сюжет ленты расскажет о герцоге, который готовится вступить в должность британского короля Георга VI, отца нынешней королевы Елизаветы II. После того, как его брат отрекается от престола, герой неохотно соглашается на трон. Измученный страшным нервным заиканием и сомнениями в своих способностях руководить страной, Георг обращается за помощью к неортодоксальному логопеду по имени Лайонел Лог. После серии неожиданных техник и в результате дружбы двух непохожих людей, герой наконец обретает свой королевский голос и смело ведет Англию на войну.
В главных ролях:
Колин Фёрт / ColinFirth — KingGeorgeVI
Джеффри Раш / GeoffreyRush- LionelLogue
Хелена Бонем Картер / HelenaBonhamCarter — QueenElizabeth
Майкл Гэмбон / MichaelGambon — KingGeorgeV
Гай Пирс / GuyPearce — KingEdwardVIII
Ив Бест / EveBest — WallisSimpson
Тимоти Сполл / TimothySpall — WinstonChurchill
Энтони Эндрюс / AnthonyAndrews — StanleyBaldwin
Фрея Уилсон / FreyaWilson — PrincessElizabeth
Рамона Маркес / RamonaMarquez — PrincessMargaret
Адольф Гитлер / AdolfHitler — играет самого себя, хроника, в титрах не указан
Дерек Джекоби / DerekJacobi — ArchbishopCosmoLang
Роберт Порталь / RobertPortal —Equerry
Патрик Райкарт / PatrickRyecart — LordWigram
Дженнифер Эль / JenniferEhle — MyrtleLogue
Что сказать? Фильм совершенно не оправдал ожиданий!
Нельзя было даже подумать, что он получится настолько восхитительным! А финальная речь сможет растрогать до слез, проникнув разом и в душу, и в разум, и в сердце!
А теперь обо всем по порядку.
На самом деле про дрязги у королевского престола в разные века и эпохи снято предостаточно фильмов. Казалось бы, чем может удивить очередной?
Оказалось, очень даже может!
Ведь, по сути, он повествует вовсе не о борьбе за власть, а о попытке принять её в тот момент, когда в Европе все острее начало ощущаться главенство Нацистской Германии с очень сильным и властным диктатором у руля.
Проблемы у английского престола начинаются в тот момент, когда к праотцам отходит король Георг V (Майкл Гэмбон) 20 января 1936 года, оставив трон и народ в отчаянии в неизвестности прямо на пороге войны, начало которой с каждым годом начинало ощущаться всё острее и острее. В такие сложные времена Великобритании нужен был не только сильный король, но некий идейный вдохновитель, символ, за которым народ пошел бы в огонь и воду.
Георга Vсменил его старший сын Эдуард VIII (Гай Пирс), который испортил отношения со своим отцом при жизни тем, что испытывал глубокую привязанность к американке миссис Уоллис Симпсон (Ив Бест).
Но этого наследнику британского престола показалось мало, он решил жениться на ней и требовал, чтобы её принимали при дворе. Это было в принципе невозможно! Почему?
Миссис Симпсон не принадлежит к правящему сословию. Более того, она имеет за плечами один развод и является формально замужней дамой!
Еще одна причина невозможности бракосочетания заключается в том, что король является главой англиканской церкви, которому в принципе запрещён брак с лицом, ранее состоявшим в расторгнутом браке. Однако сорокадвухлетний наследник престола не видит в этом ничего дурного! Ему, горячему и пылкому, нужно было, во что бы то ни стало узаконить свои отношения! В ответ на его легкомыслие ряд консервативных политиков, во главе с премьером Стэнли Болдуином (Энтони Эндрюс), прямо заявили королю о том, что госпожа Симпсон не может быть морганатической супругой (то есть не иметь никаких социальных привилегий мужа) и уж тем более королевой Великобритании!
То же самое подтвердили и главы всех фактически независимых государств в составе Британской империи, кроме Ирландии.
Перед Эдуардом встало три альтернативы:
1) жениться на Уоллис Симпсон против воли министров, что приведёт к отставке правительства, досрочным выборам и конституционному кризису в Британии и во всех её независимых государствах, кроме ирландского, причём основным поводом слушаний в новом парламенте станет личная жизнь короля;
2) отказаться от идеи брака;
3) отречься от престола.
Как умный и здравый человек, Эдуард предпочел третий вариант, потому что не желал приводить государство к кризису и возможному распаду. К тому же он твёрдо решил жениться на любимой женщине.
В своем радиообращении 11 декабря 1936 года он заявил, что находит невозможным нести тяжёлое бремя ответственности и исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую он любит…
Уоллис Симпсон — некрасивая, избиваемая первым мужем — алкоголиком американка становится той, ради которой от престола отрекается Король… Настоящая история любви.
По исторической справке любопытен тот факт, что уже на продолжении своего краткого царствования Эдуард выступал против вмешательства во внутренние дела Германии, поддерживал Муссолини в агрессии против Эфиопии и вступал в конфликт с правительством по политическим вопросам. В правительственных кругах даже существовало мнение о том, что Уоллис Симпсон — агент Германии! Однако фильм не развивает эту тему, напротив, даже не затрагивает её, уделяя внимание факту правления и отречения Эдуарда лишь мельком. То есть, по сути, он представляется практически полностью аполитизированным.
Следующий в порядке наследования трона идет герцог Альберт Георг Йоркский (Колин Фёрт), который автоматически становится королём Великобритании как Георг VI, а его дочь, принцесса Елизавета, стала наследницей престола.
Всё бы хорошо, но Альберт практически не может говорить, а о речах на публичных выступлениях он становится посмешищем, которое порицают толпы, потому как, открыв рот, он начинает издавать лишь невнятное мычание! Вступив в должность короля, на его плечи ложится неподъемный груз ответственности, который реально пугает своими размерами…
Как быть, если монарх нужен, по сути, лишь для того, чтобы выражать позицию народа? Как назло именно это у Альберта никак не получается, сколько бы он не старался…
На исправлении и сокрытии этого дефекта строится двухчасовое повествование, которое воплощено настолько виртуозно, что хронометраж начинает пулей проноситься перед глазами, являя собой настолько поразительную игру грандиозного тандема Колин Фёрт — Джеффри Раш, что с персонажами удается породниться буквально в прямом смысле этого слова!
Сознание зрителя как бы расслаивается: учит, как нужно говорить и пробует заново это делать. Каждый звук, который Георг VI выдавливает из себя с силой на экране, невольно срывается с губ очевидца действия в реальности! Бессилие и неимоверная воля короля к постижению и преодолению своего дефекта, отпечатывается на лице зрителя бусинками слез восхищения и сочувствия!
В принципе, нельзя сказать точно, о чем этот фильм: о человеке, который всеми силами старается помочь пациенту, невзирая на его статус, или все-таки о монархе, который пытается всеми возможными и невозможными способами избавиться от проблем с речью, изнемогая от бесконечных повторений скороговорок и работы над собой.
Можно с уверенностью сказать, что он о двух самоотверженных людях, которые на своем месте хотят сделать всё для процветания и полноценного существования не только одного индивида, но и целой своей страны!
Друг без друга они не представляют из себя ничего интересного, но, оказавшись вместе, сведенные по воле судьбы, они преображаются! Следить за их словесными дуэлями одно сплошное удовольствие, настолько они красивы и выверены, несмотря на простоту и обыденность, даже комичность, которую действу прибавляет несколько пренебрежительное отношение простолюдина к королевской особе, к которой нужно обращаться никак иначе, кроме как: «Ваше Величество!», а после еще прибавлять «Сэр!».
Логопед Лог (Джеффри Раш) просто не видит смысла в такой неимоверной официальности, поэтому зовет себя Лайнелом, а короля Георг VI величает просто «Берти», чем реально шокирует человека, привыкшего к дифирамбам и почтению.
Хотя в глубине себя, «Его Величество» не заносчив, не развращен и уж тем более не злой. Все отрицательные качества появляются из-за личных проблем, которые никак не удается уладить…
Этот фильм стоит посмотреть всем тем, кто знает, что такое настоящие проблемы не только понаслышке, но и на собственном опыте. Нет в мире человека полностью лишенного трудностей, они есть у каждого из нас, просто у кого-то больше, а у кого-то меньше. Когда человек становится публичным, он обязан быть идеальным и безупречным во всем, но, в конце концов остается просто лицом со штампом, не более и не менее! Положение не искореняет страх, а скорее наоборот — прибавляет его в огромном количестве! Страх за свою репутацию, страх сделать что-то не так, страх оступиться, страх стать посмешищем! Всю жизнь нас сопровождает это дикое и ужасное ощущение, которое удерживает в определенных рамках и делает невероятно уязвимым перед окружающими.
Лента также расскажет о невероятной самоотверженности логопеда Лайнела Лога в попытках искренне помогать, не только известным и знатным особам, но и простым людям, в особенности ребятам, которые после Первой мировой войны возвращались домой контуженные и искалеченные не только физически, но и морально… Именно этот фантастический человек помогал произносить первые слова тем, кто пережил тяжелые потрясения. В данный момент он решил, во что бы то ни стало помочь человеку, который запутался и ко всему прочему внушил себе, что его жуткий дефект уже ничто и никогда не исправит. Когда же по велению врача он начинает пробовать и совершенствовать себя, у него ничего не выходит и от ощущения собственной беспомощности король грубо и жестоко срывается на старика, но тот лишь подставляет вторую щеку и планомерно помогает бедолаге!
Режиссер фильма задает зрителю самый главный вопрос, который, по сути, определяет всю соль:а все ли могут короли? И что они без своего окружения?
Оказывается не все, а без всех — они просто люди, не более и не менее!
Старший брат Георга Vподтвердил всеобщее убеждение о том, что ни один король не может жениться по любви… Для того, чтобы стать реально счастливым, ему пришлось заплатить просто невероятно высокую цену!
Младшему ничего не оставалось, кроме как преодолеть свою слабость и сделать то, что от него ждут миллионы человек, которые зависли над пропастью фашизма, всецело ощущая топот сапог армии Фюрера, от которых уже содрогается практически вся Европа!
Ключевая сцена, завершающая фильм, воплощена настолько восхитительно и виртуозно, что описать это зрелище словами просто нереально, сохранив все те эмоции и чувства, переживание и трепет, которые актеры привнесли в образы своих героев! Этот фильм обязательно нужно увидеть воочию и желательно на большом экране, где будет заметно подергивание каждого мускула, черточки и изгиба лиц Колина Ферта и Джеффри Раша.
Для короля Георга Vэтот момент был хуже, чем поход к дантисту и сдача самого важного в жизни экзамена вместе взятые! Здесь, в эту секунду решалась не только его судьба, но и судьба его народа, судьба каждого в конце концов!
Логопеда Лайнел Лог предстал в этой сцене, как опытного дирижера, командующего оркестром, посыл которого через великого человека впоследствии постучится в каждую дверь, проникнет в каждую щель после чего ласково и нежно вольется в каждое ухо и донесет ужасную правду: 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу — началась Вторая мировая война, а 3 сентября в одиннадцать часов утра в войну официально вступила Великобритания!
Симфония Людвига ван Бетховена номер семь ля мажор, op. девяносто два, часть вторая «Allegretto» как нельзя лучше иллюстрировала происходящее, начинаясь нежно и тревожно, она перерастала по мере действия и раскрывалась, как и король Георг V.
Просто восхитительно!Номинировать на все возможные и невозможные награды можно уже только за одну эту сцену, настолько она трогает и прямо-таки продирает зрителя до самых косточек!
Великолепны и второстепенные персонажи, к примеру Хелена Бонэм Картер в роли королевы Елизаветы. Несмотря на то, что в кадре её не очень много, Хелена невероятно колоритна и как нельзя лучше подходит для образа. С ней создатели попали просто в десятку!
Выбор Тимоти Сполла на роль сэра Уинстона Леонарда Спенсера-Черчилля мягко говоря шокировало, в кадре он блистает со своей излюбленной сигарой. Великолепная передача и погружение в образ!
Нельзя не отметить отменно воссозданную атмосферу Лондона тридцатых годов двадцатого века: старинные автомобили, массовка, разодетая по правилам прошлого.
Хотя облик города демонстрируется в фильме всего в нескольких моментах, ушедшая эпоха сквозит и в интерьерах особняков, и в манерах их обитателей, так что недостатка в этом плане не чувствуется. Это в очередной раз доказывает зрителю колоссальный профессионализм авторов фильма!
Лента Тома Хупера «Королевская речь» в отечественном прокате получила невзрачное название «Король говорит!», которое отдает каким-то официальным и в тоже время насмешливым мотивом, что незамедлительно рисует перед потенциальным зрителем вовсе не ту картину, которую ему хочет представить режиссер!
Да, этот фильм не блещет оригинальной фабулой, да, в нем нет вообще никаких спецэффектов, да, он снят за относительно скромные пятнадцать миллионов долларов и да, его нужно непременно, просто в обязательном порядке посмотреть хотя бы один раз. Но только с хорошим переводом и качеством, ибо всё действо выстроено на интонациях, жестах, мимике! Эта лента не о власти, а о простом человеке, который, несмотря на высокий титул, умудрился оказаться в крайне затруднительном положении, конечно, не без участия коварной судьбы…
Браво, Том Хопер! Браво!