Пятница 29.03.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Кто автор «Тихого Дона»?

29. 03. 2013 930

 

В издательстве «Голос-Пресс» вышла книга Валентина Осипова «Белая книга: М.А. Шолохов». В ней автор анализирует все факты обвинения Михаила Шолохова в плагиате, начиная с 1929 года. Именно тогда возникли первые слухи о том, что Шолохов воспользовался рукописью белогвардейского писателя Федора Крюкова, убитого в 1920 году. Печатаем некоторые главы из этой книги

 

Солженицын А.И.:

Факты против «фактов»

Две темы с разбором обвинения в плагиате и приложение с разбором книги под псевдонимом «Д»

Антишолоховщина Солженицына превосходит по влиянию на неподготовленного читателя всех остальных судей Шолохова. Он — знамя в изничтожении классика. Поэтому эта глава с разбором его побуждений поможет лучше высветить несостоятельность всех других пропагандистов плагиатского наговора.

Итак, состоялось предисловие Солженицына к «юридически» несостоятельной книжечке Медведевой «Стремя «Тихого Дона». Сопоставим же его утверждения с фактами. 

Первая подтема:

Факты биографии

1. Читаю у Солженицына: «Перед читающей публикой проступил случай небывалый в мировой литературе. Двадцатитрехлетний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем свой жизненный опыт и свой уровень образования» (см. также утверждения Л. Кациса — раздел 2, гл. 4, прил. 4). Что на самом деле? 

Шолохов не был новичком-дебютантом: выпустил две книги рассказов, в коих опыт Гражданской войны; работал над романом «Донщина»;

Возраст. «Странно» посчитано: роман и в самом деле начат в 23 года, но закончен-то через 12 (!) лет — в 35. Есть прецеденты: Шиллер закончил шедевр «Разбойники» в 22 года, Байрон «Чайльд Гарольда» — в 23 года, Пушкин первые главы «Евгения Онегина» и Диккенс «Записки Пиквикского клуба» — в 24 года;

Образование. Без начального образования Марк Твен и тот же Диккенс, без аттестатов зрелости Горький и Маяковский, не закончил университета Л. Толстой. У Шолохова — учеба в гимназии (московская тоже), что совсем неплохой фундамент для само­­обра­-

зования, а также участие в литобъединении, коим руководил знаменитый А. Серафимович.

Дополнения к высказанным опровержениям

1. Отклик Солженицына на критику.

Замечу и выделю: я не первый раз обнародую свои опровержения. Наиболее пространное — в «Независимой газете» на полутора страницах: «Открытое письмо Александру Солженицыну. С 25-ю уточнениями, дополнениями и опровержениями. Эмоции или факты. Многодесятилетнее ниспровержение Михаила Шолохова — есть ли основания?» (15.01.2000).

Как откликнулся Солженицын на этот вызов? Спустя полгода в «Московском комсомольце» по­явился комментарий, однако, как полагаю, излишне краткий и не слишком внятный: дескать, передоверился слухам. Добавил (лукаво?): «Не я эту проблему придумал». Но при этом вновь погрешил (все-таки кинул тень на Шолохова), будто не прочитал моих исчислений, что эпопея писалась долгие 12 лет: «Я не представляю, как мог 21-летний молодой человек…» (Шолохов начал писать роман в 23 года). Тем не менее, ни сам Солженицын, ни его наследники и издатели ничего не исправляют. Осталось без внимания и заявление — отрезвляющее — постоянного секретаря Шведской Академии (она определяет присуждение Нобелевских премий): «Разделяем заключение норвежских славистов» (речь об исследовании группы Г. Хьетсо), которые опровергли плагиат с помощью ЭВМ («Л. г.», 1999, № 36).

2. Отклики соратников Солженицына по диссидентству

В комментариях к сочинениям Солженицына, главного обвинителя Шолохова в плагиате, отсутствуют следующие свидетельства.

В. Войнович, писатель-эмигрант: «Я читал книгу литературоведа «Д» «Стремя «Тихого Дона» и, как юрист по образованию, не могу признать, что он мне доказал, будто это не Шолохов».

А. Зиновьев, философ, писатель, эмигрант: «По поводу сомнений в авторстве Шолохова… У меня никаких сомнений нет. А если подходить так, как кому-то хочется, я берусь доказать, что «Войну и мир» написали 20 писателей, а Толстой скомпилировал их».

Ж. Медведев, ученый-биолог, диссидент, жертва политических репрессий, эмигрант (Лондон): «Лично я позицию Солженицына никогда не разделял и объяснял его заявления о «Тихом Доне» завистью и развившимся у него после гипертонического криза в 1969 г. небольшим, но стойким психическим сдвигом. Я его лично хорошо знал с 1965, он тогда был совершенно другим человеком. С ним можно было нормально разговаривать и спорить, он нередко советовался о делах. Гипертония часто ведет к психическим расстройствам и нарушению памяти. Ее дополняли бессонница и плохое питание, в основном консервами. Это у Солженицына произошло незаметно для него самого. Но было ясно для тех, кто знал его до этого. В 1969 г. он разорвал свои отношения с Тимофеевым-Ресовским (хотя сам был неправ), в 1974 г. и со мной, когда жил уже в Цюрихе. Наиболее нелепые заявления Солженицына о Шолохове были на его многочасовой пресс-конференции в Стокгольме в декабре 1974-го, после получения им Нобелевской премии. Вскоре он разорвал отношения со всеми старыми друзьями — Копелевым, Паниным, Эткиндом и другими. Оценивать реально окружающую обстановку он не мог, это было ясно и по его речи в Гарварде (1978), и по другим выступлениям. Одновременно возникла и мания величия, очевидная в «Зернышке». Я, как геронтолог, это все воспринимаю как патологию» (письмо автору этой             книги, 12.12.2011).

3. Эмигрантская печать

Она была изначально свободна в критике книги Солженицына-Медведевой. В числе первых выразили себя: П. Каледин «Шолоховское дело» (Новое русское слово, 12.10.1974.) и Г. Струве. «Дневник читателя» (там же, 13.10.1974.).

Особо выделяю: эти высказывания для России были арестованы — СМИ взяли да и «не заметили».

Теперь об опровержениях Г. Ермолаева (США). Замечу: мы лично знакомы, и я прочитал все его книги о Шолохове (на рус. яз.). Сконцентрировано его отношение к теме, изложено не только в упомянутом докладе, но исследованием «Проблемы авторства М.А. Шолохова» (Интернет–Википедия, 2011). Далее два среза его утверждений.

 1. Почему категорически Шолохов, а не Крюков? — Действие романа разворачивается в не знакомом для Крюкова месте. — У него не было времени, чтобы написать 3-ю и 4-ю книги. — Большинство исторических документов, на которые опирался Шолохов, появилось уже после смерти Крюкова. — Между произведениями Крюкова и «Тихим Доном» стилистических различий больше, чем сходства; у Крюкова на порядок меньше диалектизмов, чем у Шолохова, особенно в авторской речи.

 2. Почему автор «Тихого Дона» Шолохов? — Действие романа происходит в родных ему местах. — Многие герои книги имеют своими прототипами людей, которых Шолохов знал лично. — У Шолохова было время, чтобы написать все четыре книги романа, и он обычно показывал, что может писать очень быстро. — При описании событий, участником которых он не был, Шолохов основывался на устных рассказах очевидцев и опубликованных мемуарах. — Авторская и прямая речь в текстах Шолохова насыщена вешенским диалектом.

4. Обвинения Солженицыну в заимствованиях

Узнаем, что накопились обвинения в заимствованиях самому Солженицыну.

Академический журнал «Оте­чественная история» обнародовал: «Автор «Колеса» мобилизовал громадный корпус источников… Целые главы и сюжеты выписаны целиком по мемуарным источникам… Их сопоставление с текстом А.И. Солженицына обнаруживает не только смысловую, но и лексическую повторяемость» (1994, № 4–5, c. 219).

Солженицын это признал, правда, почему-то только в одном случае (зато какой случай!): «Когда же я некоторые лучшие крюковские места стянул в главу «Из записок Федора Ковынева» — получилось ослепительно, глаз не выдерживает» (цит. по: «В кривом зеркале», c. 20).

Эмигранты рискнули на большее в выявлении особенности творчества Солженицына.

Историк Н. Ульянов заявил: «Произведения Солженицына не написаны одним пером. Они носят на себе следы трудов многих лиц разного писательского вкуса и склада, разных интеллектуальных уровней и разных специальностей» («Новое русское слово», 01.01.1971);

Публицист М. Розанова утверждает: «Можно ли представить себе, что «Один день Ивана Денисовича» и «Октябрь шестнадцатого» написал один и тот же человек, что водила пером по бумаге одна и та же рука?» («Страницы русской и зарубежной печати». — Мюнхен: М., 1988. — С. 365).

6. Факты о коллективной доработке «Архипелага ГУЛАГа»

Посол США в СССР Джекоб Бим писал в своих мемуарах, как это сообщили российские СМИ: «Когда мои сотрудники в Москве принесли мне ворох неопрятных листов за подписью Солженицына, я вначале не знал, что делать с этим шизофреническим бредом. Когда же я засадил за редактирование и доработку этих «материалов» десяток талантливых и опытных редакторов, я получил произведение «Архипелаг ГУЛАГ» (Правда, 2011, № 90).

 

Валентин Осипов

Кто автор «Тихого Дона»?: Один комментарий

  1. бим

    говорят эту книгу чекисты заставили написать некоему белому офицеру харлампию ермакову. его расстреляли и издали под именем шолохова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией