8 сентября в Кашинском техникуме состоялся показ короткометражного фильма «Перерыв на войну». Объединение питерских студентов совместно с артистами предприняло попытку создать фильм-эксперимент о блокаде. 8 сентября в 73-ю годовщину начала блокады Ленинграда и в юбилейный год 70-летия Победы прошел всероссийский показ данной картины. Более 50 городов России приняло участие в данной акции, присоединился и Кашин.
На просмотр пришли учащиеся школ города, медицинского училища и Кашинского техникума, присутствовали и почетные гости – жители блокадного Ленинграда, которые детьми пережили все ужасы того страшного периода.
Ребята в зале собрались самые разные, но пока шел фильм, в зале стояла гробовая тишина. Все, затаив дыхание, следили за развитием сюжета, сопереживали героям. Многие уходили со слезами на глазах. Некоторые критиковали фильм, выдвигали свои версии, как могла бы работать современная техника в условиях блокады. Но главное – что фильм никого не оставил равнодушным.
Фильм о войне, но в нем практически нет сцен насилия. Вместе с тем фильм шокирует ощущением реального присутствия всего этого, причем не где-то далеко в истории, а рядом с нами. Я бы сказала, что это фильм — предостережение. Для многих молодых война сегодня – это компьютерные игры-стрелялки, где убить кого-то или быть самому убитым ничего серьезного не значит. Нажал кнопку – играешь дальше. Авторы фильма хотели донести до молодых людей в понятной, доступной для них форме необходимость поддержания мира на земле. И название фильма, на мой взгляд, очень символичное. Мы живем, за будничной суетой проходят дни, нас поглощают домашние дела, рабочие вопросы. И за всем этим мы забываем о том, что в один миг все может измениться, что в жизни самое главное – фундаментальные ценности: добро, вера, любовь к родине, честность, порядочность, милосердие. Такой «перерыв» дает возможность осознать это.
Молодежь сейчас очень разная. У многих подростков родственники пережили войну и об этом им в семьях рассказывают с детства. Но есть дети, которых эта тема действительно не интересует – им все равно, они к ней равнодушны. Хочется верить, что, посмотрев фильм, «примерив» войну на себя и своих сверстников, они задумаются, потом заинтересуются, что-то прочитают. По словам создателей фильма «интерес к такой непростой теме, как военная история, должен формироваться. Но скажем честно, молодежь сегодня книги о войне читает неохотно, хронику вообще не воспринимает, а в музеи ходит лишь со школой. И не потому, что им это в принципе неинтересно. Просто меняется психология восприятия информационного материала. Вместе с этим должны меняться и способы подачи этой информации. Нужны новые демонстрационные технологии, новые идеи. Задача проекта – сохранить, сберечь интеллектуальный багаж старшего поколения, не дать ему исчезнуть, уйти в небытие».
Можно с уверенностью сказать, что с этой задачей создатели фильма справились. Ребятам понравилась такая форма работы, немного стеснялись обсуждать фильм в зале, но когда все закончилось, с увлечением делились впечатлениями от фильма.
Ветераны также с интересом смотрели картину, иногда наклонялись друг к другу и тихо шепотом что-то друг другу говорили. После поделились своими воспоминаниями о блокаде, рассказами своих родителей, но на мой вопрос о том, правдиво ли изображена на их взгляд история, снисходительно улыбнулись. «Все было намного страшнее. В фильме невозможно передать все то, что пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда. Да это и не нужно. Фильм справился со своей задачей, — дети должны знать свою историю и уметь ценить человеческую жизнь. На земле нет ничего дороже этого, — прокомментировал Игорь Федорович Голубев, ветеран войны.
Конечно, любая попытка новых поколений что-то сказать о войне, по существу, есть лишь эксперимент воспроизведения собственных представления о ней. В фильме в экстремальных условиях 70-летней давности оказываются современные молодые люди, привыкшие к определенному благополучию, а не те советские люди, воспитанные на самопожертвовании и героическом патриотизме. И на вопрос «Способна ли нынешняя молодежь к лишениям и жертвам во имя высокой цели?» авторы не стали давать однозначного ответа, чтобы не перейти зыбкую грань между действительным героизмом и надуманным пафосом. Я думаю, на этот вопрос каждый участник просмотра должен был дать ответ один на один с самим собой.
Большакова Олеся