Суббота 18.01.2025

Актуальные новости


Новости

Творчество

Анонсы

ПОИСК ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

08. 10. 2012 1 531

Исторические предпосылки поиска талантливой молодежи

Идея отбора наиболее способных молодых людей для решения государственных проблем имеет давнюю историю. Китайские императоры за 2-3 тысячелетия до н.э. собирали наиболее талантливых детей со всей страны, давали им образование и те, кто успешно сдавал экзамен, занимали высшие должности в государстве.

Древнегреческий философ Платон, создавая проект идеального государства, говорил о том, что государством должны управлять наиболее развитые люди. Для этого нужно выявлять молодых людей с высокими умственными способностями, отделять их от молодежи со средними способностями и готовить их к роли лидеров, отделять «людей неспособных к познанию и бездеятельных от прекрасных». Для этого необходимо проводить различные соревнования и лучшим предоставлять специальное обучение, которое предполагает изучение философии, естествознания, метафизики (математики). Правителями, по мнению Платона, могут быть богато одаренные природой люди. Называя их избранными, он говорит, что вся их жизнь должна состоять в получении новых знаний, развитии и самосовершенствовании. Он не возлагает этой трудной задачи на всех, только на тех, кто может ее выполнить: многое следует взыскивать лишь с того, кому многое дано.

Почти всю человеческую историю талантливость можно было доказать почти всегда только через известность, появляющуюся лишь с годами. В современном мире стоит задача выявления одарённости на ранних этапах становления личности, среди различных слоёв населения, вне зависимости от социальных условий, и не только тогда, когда человек стал известным и признан обществом как выдающаяся личность, с целью наиболее полного использования их способностей для устойчивого инновационного развития.

В самом общем, укрупнённом виде, процедура поиска и идентификации талантливой молодёжи состоит из трёх этапов (рис. 1):

I этап. Поиск талантливой молодёжи. Цель – выявить из общей массы молодых людей тех, которые с большей вероятностью могут обладать тем или иным видом одарённости.

II этап. Методы определения таланта и одарённости. Цель – провести комплекс мероприятий, позволяющих отобранным проявить себя.

III этап. Мониторинг развития таланта и одарённости. Цель – по итогам комплекса мероприятий оценить степень выраженности таланта и наметить пути его дальнейшей поддержки, а также популяризации образа одарённого человека в молодёжной среде.

 

Рис. 1. Этапы поиска и идентификации талантливой молодёжи.

 

Поиск и идентификация талантливой молодежи

Первый этап является предварительным и подразделяется на несколько частей.

I часть. Проектирование поиска талантливой молодежи начинается с установления цели поиска: «Для чего нужно выявлять?», «Откуда появилась эта потребность?»

Формулировка цели поиска дает возможность определить те рамки, в которых будет идти эта работа. На этапе конкретизации целей создается рабочая группа, которая будет организовывать и осуществлять поиск и контроль за поиском. Как правило, основное содержание цели определяется государственными решениями, например:

— Стратегия государственной молодежной политики в РФ,

— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.,

— приоритетами регионального развития.

Целью может быть поиск молодежи с общим высоким интеллектуальным уровнем или же может выявляться определенный вид одаренности: художественной, спортивной, технической и др. Или же целью поиска является выявление как можно большего числа одарённых в различных областях молодых людей для создания банка данных и последующего поиска ресурсов их поддержки.

Конкретизация целей зависит от потенциала конкретного учреждения. Цель конкретизируется, подстраивается (разумеется, без потери своей сути) под возможности того учреждения, которое будет проводить поиск и идентификацию талантливых молодых людей. Рабочая группа конкретизирует цели проекта в соответствии с профилем учреждения и имеющимися ресурсами. Под ресурсами понимается: наличие специалистов, имеющих возможность работать с одаренными, наличие материальной базы внутри учреждения или возможных ресурсов вне учреждения.

Заниматься проблемами талантливой и одаренной молодежи могут не только учебные заведения высшего образования, специального среднего и среднего образования, но и учреждения, относящиеся к системе дополнительного образования, общественные организации, имеющие право на работу с молодежью.

2 часть. Целью этой части является установление контакта с образовательными и иными учреждениями. Например, в местных органах образования существуют списки мероприятий: олимпиад, выставок, соревнований, конкурсов. От имени учреждения, организующего поиск талантливой молодежи можно обратиться в эти организации с просьбой о предоставлении информации о проводимых мероприятиях, участниках и победителях, об учениках с высокими учебными, творческими, научными, общественно-политическими, спортивными достижениями.

Другим каналом коммуникации могут выступать собственные или привлечённые информационные каналы (официальные сайты, СМИ, объявления в рамках мероприятий другого профиля и т.д.).

Исключительно важно дать возможность молодому человеку самостоятельно заявить о желании принять участие в предполагаемых мероприятиях. Дело в том, что во многих случаях через официальные каналы одарённые люди (ввиду особенностей, рассмотренных в теме 1, пробиться не могут) не будут пропущены. А сам факт высокой заинтересованности (мотивации) в участии предопределяет высокую вероятность наличия одарённости.

3 часть. По итогам предварительного определения целевой группы молодёжи, начинается её привлечение к участию в мероприятия по выявлению талантов.

 

Методы определения таланта и одаренности

На первом этапе был осуществлен предварительный отбор потенциально талантливых молодых людей. На следующем этапе проводится комплекс мероприятий, таким образом, чтобы дать возможность молодым людям проявить себя и свои таланты с лучшей стороны.

Мероприятия, по итогам которых тех или иных молодых людей можно отнести к талантливым, часто также выступают и средством развития таланта, если они правильно организованы. Например, если для развития кадрового потенциала науки и техники страны будут проводиться массовые акции типа митингов, то это никак не развивает молодых людей в области науки и техники, хотя даёт интересный и полезный опыт участия в общественно-политической жизни. С другой стороны, если при проведении мероприятий задействуются ключевые способности оцениваемых, то с высокой вероятностью будут отобраны действительно талантливые люди.

Для оценки уровня выраженности таланта используются различные средства, причём средства также разнятся в зависимости от типа одарённости (табл. 1.)

 

Табл. 1. Типовые мероприятия по видам одарённости.


п/п

Вид одарённости

Примеры типовых мероприятий

1

Академическая одарённость, в т.ч. математическая

Олимпиады, конкурсы, наличие научных публикаций, участие в НИОКР и др.

2

Творческая одарённость

Конкурсы, смотры, выставки, показы.

3

Художественно- эстетическая одарённость

4

Коммуникативная одарённость, в т.ч. лидерская

Дискуссионные клубы, общественно-политические акции

5

Практическая одарённость

Создание собственного успешного бизнеса, организация мероприятий различного профиля

6

Психомоторная одарённость

Спортивные соревнования, танцевальные конкурсы, театральные постановки

7

Духовно-ценностная одарённость

Конкурсы на сочинения духовно-ценностной ориентации, олимпиады на знание родной и мировой культуры

 

Существуют серьёзные различия по степени субъективности оценивания. Например, в спорте субъективные оценки жюри в общем количестве спортивных видов занимают небольшую долю, а в остальных видах победа определяется объективными физическими показателями (поднятый вес, время забега и т.д.). Но та же психомоторная одарённость, в танцевальном конкурсе уже может быть оценена в широком диапазоне, т.е. субъективизм может сыграть решающую роль.

Каждое мероприятие, как правило, предполагает наличие явного перечня критериев, по которым оцениваются участники и их таланты, а также процедуру оценивания. Важно, чтобы эта информация была известна заранее и дошла до всех потенциальных участников. Так будут исключены случайности, связанные с локальным превосходством некоторых участников по отдельным критериям.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией