Существует пресловутое мнение, что мода живет ТОЛЬКО в столице — центре индустрии, свежих новинок и безграничных возможностей. Уникальные коллекции появляются во всех уголках России. На Вятке это – кировский дизайнер Светлана Блэк. Она создает самобытные коллекции, в которых сочетаются аутентичные элементы с современными тенденциями. Таким образом, она способствует и возрождению старинных вятских традиций, и продвижению кировской дизайнерской школы в столице.
Придумывать из простых предметов гардероба необычные, сочетать не всегда сочетаемое, создавать новое или напоминать о давно забытом старом – всё это задачи дизайнера.
Больше новых образов
К профессии дизайнера я шла с детства. Раньше мне отдавали много одежды (родители не всегда могли себе позволить купить хорошие вещи), и уж тут мне было где разгуляться. Я надевала всё подряд, что-то перекручивала, что-то рвала, что-то красила. Процесс увлекательный: у зеркала я могла переодеваться часами, создавая новые образы. Когда пришло время выбора учебного заведения, дилеммы не стояло: я поступила в технологический колледж.
Проба «иглы»
Первую коллекцию «Жемчужинки России» я создала в 2011 году вместе со своей подругой Екатериной Фарафоновой, которая, кстати, и привела меня в детский театр моды «Вдохновение». Именно там мне привили любовь к русскому костюму. Модели одежды этой коллекции выполнены из лёгкого хлопка, расшитые жемчугом, в светлых тонах, символизирующих невинность русских красавиц и морозную снежную зиму. Коллекцию мы посвятили нашим фигуристкам для Олимпиады в Сочи 2014 .
Уникальный процесс
Совсем недавно была создана коллекция «Из глинки по Дымке!». Это была работа целого коллектива: педагоги в Кировском технологическом колледже подсказывают, в какую «сторону» двигаться, а студенты, включив творческое мышление, разрабатывают идеи и отшивают.
Тема дымковской игрушки мне давно интересна, так как мои предки родом из слободы Дымково. Каждая игрушка — это неповторимое творение одного мастера. Всё, начиная от лепки и заканчивая росписью — процесс уникальный: только ручная работа. Именно процесс создания дымки послужил основной идеей коллекции. Её я старалась отразить в цвете, фактуре, форме и силуэте.
На «Экзерсисе»
Коллекция «Из глинки по Дымке!» была представлена на Международном конкурсе молодых дизайнеров одежды «Экзерсис» в Москве. Он проходит в формате мировых недель моды: дважды в год с представлением сезонных коллекций. Здесь – будущее российской индустрии моды.
На конкурсе в основном были представлены коллекции прет-а-порте, ориентированные на европейскую моду. Очень мало этнических коллекций. Несмотря на конкуренцию, за кулисами дизайнеры горячо поддерживали друг друга. Жюри конкурса возглавили Владимир Зубец – ведущий дизайнер компаний «Самос” и «Тримонти” и Сергей Сысоев – член Ассоциации высокой моды и пре-а-порте России, дизайнер ТМ «Sergey Sysoev”. В моей коллекции члены жюри отметили «грамотное интерпретирование темы национального костюма в современной одежде», также на брифинге моя коллекция была отмечена «коммерчески успешной».
Живая глина
В детстве я сама занималась лепкой дымки. Лепить её может каждый – нужна только глина, кисточка, краски и фантазия. Во время проработки коллекции узнала многое о вятском промысле. А её создание оказалось для меня как возрождение и оживление наших традиций. Процесс лепки – это связующая нить всей коллекции. Две модели выполнены в коричневых цветах, как будто ещё сырые глиняные, только что из рук мастерицы; две модели в бежевых тонах, символизируя обожженную игрушку, местами уже белёную, ну и, конечно, центральная модель — уже наряженная расписная. Во всей коллекции присутствует линия круга, отлетными деталями-вставками я старалась отобразить фактурность игрушки.
Минимализм и утонченность
Сегодня создаю коллекции для международных конкурсов дизайнеров. Я пользуюсь тем, что есть возможность создавать образные коллекции, ведь это всегда интересно. В планах и разработка коллекций повседневной одежды. Опыт в этом есть: своим друзьям шью с 7 класса. Сейчас у меня довольно много заказов. Людям нравится мой стиль, в котором я работаю, его основа — минимализм и утончённость.
Люди и события, как источник вдохновения
Каждый из дизайнеров по-своему уникален. Но модельер всегда должен наблюдать за тенденциями в мире моды, быть общительным и открытым для новых идей! На свой вкус даже именитые кутюрье порой полагаться не могут. Мода не стоит на месте, постоянно появляются новые решения, новые тенденции, и молодые дизайнеры просто обязаны их учитывать. Вдохновение приходит отовсюду: иногда просто интересные люди воодушевляют, порой события. Иногда меня просто озаряет идея. Если я не перестаю о ней думать, то со временем в голове рисуется более чёткий образ. Если к моменту создания она мне не надоела, я начинаю с ней работать.
Вместе на сцене
Когда модели выходят на подиум, я сильно волнуюсь: появляется ощущение, что я вместе с ними на сцене. В то же время у меня есть возможность оценить их со стороны. Коллекция, как мое детище, как у писателя – книга, у художника – картина, а у нас это — одежда. Кстати, глаза зрителя о многом говорят, оценка сразу понятна по выражению лица.
«Косяк» на пользу
Курьезы у меня случались прямо за кулисами! Одевать моделей мне помогали друзья, так как на то, чтобы раздеть 5 моделей и одеть в свою коллекцию, мне выделялось всего 4 минуты! На всех костюмах, кроме центральной, застёжка находится сзади, и жакет на той самой центральной модели по инерции одели задом наперёд! Только я начала её переодевать, как ей уже нужно было выходить. В итоге другие модельеры отметили это как дизайнерский ход. Такие ляпы, оказывается, и в пользу бывают.
Архицель
Есть намерение поступить на высшее образование в Ивановскую текстильную академию, регулярные победы его выпускников на различных конкурсах говорят сами за себя. Но Киров я бросать не собираюсь: Вятке нужны дизайнеры, чьи коллекции будут покорять столичные и зарубежные подиумы. В своих коллекциях я и дальше планирую использовать элементы традиционного вятского костюма, народных промыслов, темы из местного фольклора. Аутентичный вятский стиль должен стать узнаваемым во всем мире. В этом моя архицель.
История промысла
Когда задаёшь вопрос о вятском бренде, каждый, будь то кировчанин или гость города, почти не задумываясь, называет дымковскую игрушку. Она существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Это необыкновенной красоты глиняные модницы в ярких нарядах. Они как будто хвалятся друг перед другом, кто из них краше и милее. Всю эту красоту называют одним словом — дымковская, по имени слободы, названной Дымково по обилию дымов, поднимающихся над домами, в печках которых и обжигали хрупкие изделия. Раньше игрушки создавались к весеннему празднику Свистунья: лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Сейчас же дымковская игрушка — это гордость Вятки. По своей природе промысел уникален, а сохраняют его дымковские мастерицы, с радостью отдавая дань народным вятским традициям.
Глоссарий
«Экзерсис» — Международный конкурс молодых дизайнеров одежды. Это единственный российский молодежный проект, который проходит в формате недель моды с представлением сезонных коллекций. Премия «МОДА РОССИИ» — самая высокая награда на главной национальной выставке — Федеральной ярмарке «Текстильлегпром», присуждается за профессиональные и творческие достижения в области моды и дизайна в России.
Прет-а-порте (фр. prêt-à-porter, буквально «готовое для но́ски») — это готовая одежда, сделанная в серии на фабриках, которая рассказывает о новых течениях в будущем сезоне. Раньше они назывались confection (готовое платье); главное отличие прет-а-порте — это перспектива моды на предстоящий сезон, в чём и состоит суть подобных конкурсов как «Экзерсис».
Наталья БАРАНОВА