Преподаватель МГАХИ им. В. И. Сурикова прочел лекцию участникам третьей смены: «Современное классическое искусство в эпоху постмодернизма».
«Это попытка структурировать современную отечественную культуру и сделать наложение на волновые процессы исторических сосредоточений. Она лично моя и не претендует на абсолютную истину», — заявил спикер.
Он разделил искусство на 4 страты:
— Современное классическое искусство
— Сиюминутное искусство
— Фундаментализм
— Этноарт
Эксперт отметил, что одна из основных тенденций в современной культуре, помимо переформатирования – это присвоение себе всех возможных форм, эклектизм. Другая тенденция – обществу становится все сложнее определить для себя ценность произведения, что ценнее: «Черный квадрат» Малевича или «Грачи прилетели» Саврасова? Спикер поднял такие вопросы как: Что же такое искусство? Каковы его границы? «Ответов очень много, от античных времен до постмодернизма. Мне больше всего нравится точка зрения Канта: «Искусство – незаинтересованное любование, некая неприкаянность, которая не сопоставима ни с экономикой, ни с войной, ни с миром, но без которого невозможно жить»».
Искусство в целом возникает как необходимость выражать то, что невозможно выразить с помощью религиозных средств, как способ показать свои чувства, эмоции, чаяния. «Для чего нужно искусство? Это форма фиксации не души, но «душевности», внутренних порывов», — определил Сергей Гавриляченко. Русское искусство обретает свою национальную самодостаточность со второй половины 19 века. Его специфика в том, что оно неразрывно связано с верой даже в нерелигиозных сюжетах. Оно также остросоциально, то есть не является в чистом виде украшением и элементом оформления, в отличие от западных образцов. Спикер подчеркнул, что в признак смерти культуры – переход на «легкие» тем, когда оно становится «приятной забавой» и из него уходят сложные и трагические сюжеты.
«Историю надо закладывать надолго. Как вы хотите жить? Вы предпочитаете старых классиков или что-то интересное из модерна? Нужно сохранить эталонный образец – классическое мироведение, классическую культуру. Главное, чтобы свеча не угасла!» Вместе с участниками преподаватель рассмотрел каждый из страт, обсудил контекст возникновения и их специфику. Финальная часть лекции была посвящена вопросам и ответам.
Смотрите лекции за прошедшие дни форума «Таврида»
подробнее: форумтаврида.рф