В воскресенье 15 октября состоялась церемония закрытия первого фестиваля стрит-арта «МОСТ», организованного семейной и молодежной политики города Москвы.
Фестиваль «МОСТ» — это попытка заставить людей посмотреть на стрит-арт не как на что-то, относящееся исключительно к андеграунду, а как на одно из направлений в развитии городского пространства. Именно поэтому огромное значение в этом событии имеет творческий конкурс, давший возможность победителям, которых объявили на церемонии открытия 5 августа, воплотить свои проекты на специально выделенных площадках в городе и получить на церемонии закрытия заслуженную порцию аплодисментов.
Стрит-арт в настоящее время – это один из самых быстро развивающихся видов современного искусства, становящийся все более популярным в мире, особенно в молодежной среде. Его нельзя описать одним словом, поскольку сюда входит граффити, паблик-арт, монументальная живопись, постер, городская инсталляция, а также ряд танцевальных направлений, таких как, например, хип-хоп или крамп. Оно в значительной степени личностное, создается отдельными людьми или небольшими группами, причем каждый движется в своем направлении и ритме, а потому в нем нельзя выделить лидеров или аутсайдеров.
На церемонии закрытия, прошедшей в клубе PRAVDA, где около входа красуется фигура человека, выполненная из объявлений, расклеиваемых на фонарных столбах, было представлено все лучшее, чем запомнился прошедший фестиваль. Фотографии, граффити, скетч- и дэнс-батлы, мастер-класс по скретчингу, инсталляции, роспись настоящего автомобиля. Можно было попробовать себя практически в любом из видов деятельности, а также полюбоваться на то, как это делают профессионалы.
Хотя фестиваль достаточно широко освещался, да и гостей на церемонии было много, удивительным показалось то, что случайной публики, которая зашла просто потому, что узнала и стало интересно, практически не было. Собралась некая «тусовка» из людей, которые постоянно живут в мире уличного искусства. Однако были и исключения. Среди посетителей оказалось несколько детей семи-восьми лет, пришедшие с родителями и даже с бабушками. По словам Ирины, пришедшей с восьмилетним сыном, она пришла, чтобы дать сыну возможность посмотреть и, возможно, приобрести новые интересы или хобби, с которым он будет выделяться среди своих сверстников: «Мне важно, чтобы ему не было неловко отвечать на вопросы друзей, чем он занимается после школы. Многие родители, например, заставляют своих детей ходить на бальные танцы, не принимая во внимание то, что мальчики стесняются в этом признаться, не говоря уж о том, что им это просто не нравится. Можно бы выбрать что-то современное и модное, не хуже бальных танцев разовьет умение слушать музыку и чувствовать свое тело, и ребята на танцполе это доказывают».
Во дворе клуба также есть на что посмотреть. Белая машина ждет своего часа: позже ее будут превращать в предмет городского искусства, раскрашивая из баллончиков с краской. Часть этих баллончиков уже задействована ребятами, которые рисуют на стенах, окружающих двор, граффити. В шатрах проходит конкурс, где желающих учат рисовать на стекле, а потом выбирают лучшую работу, награждая за нее какими-нибудь забавными призами вроде чехлов для IPhone с авторским дизайном.
В самом клубе также проходит конкурс, где просят нарисовать комикс о космонавте, причем ведущие настойчиво просят участников уступать девушкам розовые фломастеры и не забывать возвращать их на место, угрожая объявить нарушителей почему-то киркоровыми. Но больше всего внимания достается людям на танцполе, участвующим в дэнс-батле. Под громкие ритмы известных московских диджеев, таких как НиТ и PUSH’N’PULL, несколько десятков участников (в основном участников танцевальных групп, таких как STUDIO 54 и LOONY BAND) показывают свое искусство, а жюри выбирает восемь счастливчиков, которые смогут продолжить участие и побороться за приз, хранимый ведущими и организаторами в секрете.
Фестиваль «МОСТ», прошедший в первый раз, уже оказал влияние на жизнь Москвы: на улицах появилось двадцать новых художественных объектов, с помощью которых молодые люди выразили свое видение города. Это позволило установить связи, своеобразный «мост» между московскими властями и стрит-артом, на долю которого чаще всего выпадала лишь критика. Церемония закрытия лишний раз показала, что молодежь хочет украшать свой город своим искусством.
Маргарита Коржук