Суббота 12.10.2024

Актуальные новости


Новости

Форумы

17 Сен, 14:24

Анонсы

Молодежь в современном обществе: проблемы и перспективы

24. 11. 2014 16 460

kid-megaphone2

В Российском университете дружбы народов состоялась научно-практическая конференция «Молодежь в современном обществе: проблемы и перспективы», где ведущие специалисты в области молодежной политики обсудили много актуальных вопросов, связанных с жизнедеятельностью молодого поколения в нашей стране.

Открыл конференцию ректор РУДН, доктор физико-математических наук, председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России и академик Российской академии образования Филиппов Александр Михайлович. В своей речи он отметил, что в России в последнее время вводятся новые практики воспитания подрастающего поколения и намечаются новые тенденции для создания площадок для развития молодежи. В связи с этим, освещаемые на конференции вопросы посвящены, в первую очередь, с различными аспектами молодежной политики. Самые актуальные проблемы, связанные с молодежью, вращаются вокруг двух самых актуальных вопросов: трудоустройства молодежи и наличия жилья.

 

Конечно, они требуют много времени для нахождения оптимального решения и реализации в рамках государственных программ. Чтобы их разработать, нужно где-то раз в четыре года проводить пленарные заседания, на которых будут анализироваться насущные проблемы, и предлагаться их  решения. Через четыре года те же «докладчики» должны представить результаты исследований по этим вопросам, и огласить какие сдвиги происходят в данных сферах. Таким образом, некоторые из них будут постепенно решаться, а также находиться новые, не менее актуальные.  Главной задачей современного общества является прозрачная политика в отношении молодежи. Поэтому все программы, направленные на ее реализацию должны быть максимально понятны и доступны молодому поколению.

 

На конференции было детально разобрано около шестнадцати докладов. Актуальную проблему жилья предложили решить с помощью создания «Молодежных жилых комплексов», идея которых была воплощена в СССР, но сейчас успешно забыта. В наше время для того, чтобы обзавестись собственным жильем приходится брать ипотеку, что само по себе является рискованным делом для молодого поколения. Таким образом, выдвинулось предложение взять жилищный вопрос полностью под контроль государства, как это было в советское время, но положительного отклика среди присутствующих подобное решение не нашло. Далее, обсуждение плавно переместилось в оценку положения молодежи в современном обществе. Так, доктор психологических наук и заместитель директора Института Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Илья Михайлович Слободчиков выделил самую актуальную проблему современной молодежи – недостаток мотивации.

В нашей стране есть рабочие места, реально получить хорошее образование, но молодые люди просто не могут понять, зачем им все это нужно, не видят для себя актуальных перспектив. 

avlCfAHvIvsаа

Илья Михайлович Слободчиков

 

Кроме того, происходит феномен расслоения молодежи на два разных типа, механизм которого так до конца еще не понят. Первый тип – социальный инфантилизм, при котором подростки остаются подростками значительно дольше, чем это нужно (после двадцати и старше), второй же тип диаметрально противоположен первому —  раннее социальное взросление, при котором подростки ориентируются больше на другую культуру, на запад, где молодежь начинает обеспечивать себя достаточно рано. Социальная политика должна ориентироваться на эти два типа и стараться понять их природу. Проблема же нашего государства заключается в том, что  оно мало времени уделяет детям, подросткам и молодым людям. Создается такое впечатление, что они правительству просто не нужны. Однако, если будет понята природа молодежной мотивации, то тогда можно будет говорить о решении других острых проблем. Линию мысли Ильи Михайловича продолжила Татьяна Сергеевна Новикова, кандидат психологических наук РГГУ им. Л.С Выготского с докладом «Проблема выбора жизненного пути у подростков».  Она отметила, что подростки чаще всего не знают себя, не имеют представления о том, чем бы они хотели заниматься в жизни. Так, у современных абитуриентов бывает, как правило, около четырех вариантов для поступления в разные вузы, но они не могут отдать предпочтение какому-то одному. Они не имеют внутреннего стремления, потому что их понятия формирует внешняя среда. Интересно, что как выпускники одиннадцатых классов не имеют представления о будущей профессии,  так и студенты пятых курсов (у которых уже диплом на носу!) точно также не знают, чем будут заниматься после окончания университета. Такая тенденция достаточно печальна. Только 30-40 % (!) дипломированных специалистов работают по своей специальности.

 

Мотивация отсутствует у студентов и во время обучения, как отметила Любовь Федоровна Шаламова, кандидат социологических науки МАТИ. Во время обучения в вузах студенты тоже не совсем могут давать отчет своим действиям и целям обучения. Даже о своих студенческих правах молодежь знает очень и очень мало. За информированностью студентов должны следить органы студенческого управления – студсоюзы и студсоветы. Однако, даже члены этих организаций об этом мало что знают. Каковы же причины такого положения? Тут можно привести неразвитость студенческой среды, а без нее не могут развиваться студенческие органы. Это также и нежелание обучаться и заниматься студенческими делами.

Вообще современным студентам присущи следующие черты: лень и пассивность. А также среди молодежи существует стереотип «выгоды» — неготовность делать «за просто так». Также это и недооценка деятельности со стороны преподавателей, они не поддерживают студенческую самодеятельность.

Для сайта 3

Любовь Федоровна Шаламова

 

Ирина Владимировна Журавлева от Института социологии РАН привела результаты своего исследования в области «Социальной политики в сфере здоровья студентов», которые оказались еще более плачевными. Так, статистика показала, что к 2025 году число молодежи сократиться на 10 млн. человек, что грозит масштабным демографическим кризисом. Среднее здоровье подростков ухудшается, а число детских и подростковых суицидов увеличивается на треть. Здравоохранение постоянно подвергается реформированию, при этом здоровье населения не улучшается. Социальная политика – целенаправленная деятельность государства по распределению ресурсов среди граждан с целью достижения благополучия, при этом объектом социальной политики являются массовые заболевания. Таким образом, социальная политика занимается только искоренением заболеваний, но на их профилактику обращает мало внимания. Что же можно предложить в этой ситуации? Нужно проводить регулярные медицинские обследования, формировать социальные нормы в сфере здоровья, а также повышать информированность населения. Последнее можно достичь путем создания специальных дисциплин для студентов, например, связанных со здоровьем, в российских вузах.

 

Проблему самообразования поднял доктор педагогических наук, профессор РУДН и академик Международной академии наук высшей школы Казаренков Вячеслав Ильич. Он рассказал, что государство имеет целостные системы образования, а также различные социальные программы по их внедрению, однако, очень мало внимания уделяет внимание вопросам именно самообразования. Десятилетиями гражданам внушали, что образование обязаны давать детям и студентам только педагоги, которые и несут ответственность за безграмотность населения. Всем известно соотношение «субъект-объект», причем в образовании субъектом традиционно принято считать студента (школьника). Однако, студенты считают субъектом образовательного процесса педагогов, поэтому они как бы выпадают из процесса обучения (если в качестве объекта считать приобретаемые знания). Задача квалифицированного педагога заключается в возвращении студента на позиции субъекта, что ему не всегда дается сделать. В таком случае, на помощь обучающимся может прийти самообразование. Молодежь должна осознать, что одним из главных аспектов образования является их личная заинтересованность в собственном интеллектуальном развитии.

 

афцуп

Витольд Альбертович Ясвин

 

Сергей Зандраевич Занаев выступил с докладом по политкультурном образовании в университетах в СССР. Он отметил, что раньше шла четкая пропаганда технических специальностей. Работать на заводе было не только «престижно» (если использовать современную терминологию), но и вполне доходно, чего нельзя говорить про нынешнее время.

Сейчас ведь даже заводов не осталось, где молодежь могла бы проявить свои навыки и знания. Кроме того, даже у маленьких детей ныне бытует стереотип о том, что «инженер – это затертый человечек в коричневом пиджачке, в очках и без денег в карманах».

Что же говорить об абитуриентах, например, для которых главным критерием в выборе профессии является ее доходность. Государство создало условия для развития одной сферы (например, маркетинга), но убило другую (производство). Что тут можно сделать? Развивать промышленность и как следствие – технические специальности. При этом политпропаганда вряд ли возымеет свое действие, как в советское время. Но вопрос актуальный и требует детального рассмотрения.

 

О привлечении молодежи и профориентации рассказал доктор психологии наук, профессор кафедры психологии им. Л.С Выготского Витольд Альбертович Ясвин в докладе «Молодежная академия жизнетворчества и общественного развития (МАЖОР) как кластерная модель актуального образования». Суть своей программы он изложил следующим образом: любой образовательный процесс имеет ступенчатую структуру, то есть сначала ребенок учится по каким-то программам, затем становится участником чужого проекта, а уже потом и лидером своего собственного. На этом базируется существование молодежной академии и каждый ее участник должен учиться принимать на себя ответственность. Ребенок должен уметь договариваться с окружающими, добывать ресурсы на проект, уметь передавать информацию и так далее. При этом и преподаватель в своей деятельности может пройти несколько стадий. Он не обязан становиться сначала завучем, а потом директором, но в своей работе может стать кандидатом, доктором и  т.д. Может вестись электронное портфолио его заслуг, которые автоматически там фиксируются, затем он может просто прийти и забрать диплом. Таким образом, образование может стать действительно актуальным, без примесей посторонней бюрократии. Каждый сможет выбирать ту сферу, где он наилучшим образом сможет себя проявить.

 

увкаефцу

Участники конференции

 

На конференции было поднято много животрепещущих молодежных проблем, которые требуют дальнейшего решения. Будем верить, что все они будут решаться, либо перейдут на другой уровень обсуждения. И через четыре года на новой конференции ее участники представят только положительные результаты для предпринятых сегодня исследований.

 

 

Наталья Шульгина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией