Пятница 29.03.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи

03. 11. 2015 1 465

IMG_3140

26-28 октября 2015 года в Российском университете дружбы народов на факультете гуманитарных и социальных наук была проведена II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи».

Цель конференции ─ профессиональное обсуждение и обобщение опыта антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи, определение ключевых направлений для дальнейшего совершенствования профилактики проявлений экстремизма и терроризма в образовательной среде современной России.

 

Работа конференции была организована по трем основным направлениям:

▪ «Теория и практика профилактики проявлений терроризма и экстремизма среди детей и молодежи»;

▪ «Профилактика радикализации сознания подростков и молодежи (опыт социальных педагогов)»;

▪ «Культурное пространство и спорт как ключевые элементы системы патриотического воспитания молодежи».

 

Главными задачами, стоящими перед участниками конференции, заключались в выявлении эффективных методик и практик в сфере антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи и подростков, а также формирование предложений для активизации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием по профилактике проявлений экстремизма и терроризма среди детей и молодежи.

 

В работе конференции приняли участие представители 30 регионов России, а также Республики Беларусь, Казахстана. Среди участников конференции ─ педагогические работников образовательных организаций общего и профессионального образования, а также сотрудники антиэкстремистских подразделений правоохранительных органов, научных и практических работников, участвующих в борьбе с преступностью.

 

IMG_3190

 

26 октября 2015 года состоялось торжественное открытие конференции. Пленарное заседание открыл с приветственным словом проректор РУДН Н.С. Кирабаев. Проректор Н.С. Кирабаев отметил особую важность обмена опытом от школы до вуза. В этой связи для научного сообщества и практиков очень важен обмен опытом, подготовка предложений по совершенствованию существующей антитеррористической и антиэкстремистской политики государства в целом и отдельного учебного заведения, где особая роль отводится пропаганде через социальные сети. Работа конференции направлена на сотрудничество и диалог различных структур: государственных, общественных, бюджетных. Кирабаев Н.С. подчеркнул необходимость сосредоточиться на практических рекомендациях.

 

В своем выступлении заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ А.И. Аршинова отметила степень включения мер антитеррористического воспитания в звенья каждой цепи образовательной системы: от детского сада до университета. Дети, начиная с детского сада, приучаются к тому, что все люди разные, с разными возможностями, с разными способностями –– инклюзивное образование закреплено на законодательном уровне. Кроме того, согласно новому федеральному образовательному стандарту прививают определенные компетенции детям.

 

А.И. Аршинова акцентировала внимание на том, что должен быть системный подход к реализации антитеррористической политике, который бы выражался и в обучении студентов, и в корректировке дисциплин с учетом меняющейся внешней обстановки, и создании комфортных условий проживания студенчества и др. В заключение Аршинова А.И. подчеркнула, что «важно просто разговаривать, больше диалоговых площадок, больше площадок для самореализации и конечно постоянное совершенствование законодательства и активная роль Роскомнадзора».

 

IMG_3194

 

Депутат Московской городской Думы, Старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты, заведующий кафедрой политических наук РУДН, профессор В.М. Платонов в своем выступлении, посвященном политико-правовому сопровождению профилактики противоправных действий молодежи в субъектах Российской Федерации, отметил, что с конца 30-х и до конца 80-х годов 20-го века на территории Советского союза практически не было террористических актов и экстремистских действий с применением оружия и насилия. Это говорит о том, что можно создавать условия, когда такие явления как экстремизм и терроризм побеждено. Было инакомыслие, но с экстремизмом и терроризмом эффективно боролись в Советском союзе. «Этот опыт очень важен», –– отмечает Платонов В.М..

 

Москва –– это первый регион, кто подготовил законодательную инициативу по борьбе с экстремизмом. Эта инициатива легла в основу федерального закона. Москва одна из первых запретила использование фашисткой и нацистской символики. Кроме того, Платонов В.М. отмечает, что идет активная борьба с дог-хантерами. В Москве делается много для того, чтобы привлечь молодежь к созиданию, не только со стороны спорта и досуга, но с политической точки зрения –– это подтверждает опыт дублеров правительства Москвы. Платонов В.М. отмечает, что это эффективная мера профилактики нигилизма, который затем может перерастать в экстремизм.

 

Еще один элемент вовлечения жителей в жизнь города –– это приложение «Активный гражданин». Каждый участник «Активного гражданина» знает, что власти относятся к его замечаниям и предложениям внимательно и энергично. В каждом регионе есть достойный опыт работы с молодежью, с обществом, привлечение к активной работе и к профилактике терроризма и экстремизма. Платонов В.М. отметил широкое представительство регионов РФ среди участников конференции и высказал уверенность в совместной плодотворной работе по формулированию рекомендаций по преодолению проблем антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи.

 

IMG_3168

 

С приветственным словом выступил заместитель Руководителя Антитеррористического Центра государств-участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ) О.А. Земсков, отметив важность не допущения чрезмерного контроля над молодежью, которое может привести к обратному эффекту.

 

Затем с концептуальным докладом выступил представитель АТЦ СНГ А.М. Арефьев, который подчеркнул важность рассмотрения феномена лиц, выезжающих из своей страны с целью участия в насильственных военных действиях ─ «иностранных боевиках». Такие лица имеют опыт применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, то есть они получили навыки, которые в дальнейшем могут использоваться при совершении терактов.

 

Вопрос противодействия феномену «иностранных боевиков-террористов» был вынесен на обсуждение участников Второй конференции Контртеррористического центра ООН по вовлечению партнеров в наращивание потенциала. В ходе конференции было принято решение о создании веб-портала Антитеррористической сети КТЦ ООН для обмена информацией и укрепления сотрудничества между национальными, региональными и международными антитеррористическими центрами по противодействию феномену «иностранных боевиков-террористов» и насильственному экстремизму. Вместе с тем, отмечает Арефьев А.М., инициатива ООН пока находится в стагнации.

 

Другой важный проект ─ «Иностранные боевики-террористы», база данных Интерпола о лицах, подозреваемых в участии, участвующих или планирующих выезд в Сирию и Ирак для участия в вооруженных конфликтах в составе террористических организаций. К июню 2015 года в проекте зарегистрировано более 4 000 профилей. Важной проблемой, на которую обратил внимание Арефьев А.М., является расхождение декларируемых и практических действий стран, а также что каналы нелегальной миграции получают популярность среди потенциальных террористов для проникновения на территорию стран ЕС.

 

IMG_3227

 

Докладчиком подчеркивалась важность профилактических мер, а именно: предупреждение радикализации иностранных боевиков-террористов, их вербовки и поездок. Необходимо на государственном уровне создавать условия для равноправного доступа к социальным благам, образованию, навыкам, умениям, создавать рабочие места. Необходимо понять, какие вузы могут стать предметом повышенного интереса для вербовщиков ИГИЛ. Очевидно, что востребованными специалистами являются программисты, военные, медики, специалисты нефтяной отрасли.

 

А.М. Арефьев предложил некоторые возможные меры противодействия терроризму и экстремизму для вузов: разъяснительная работа, в том числе с привлечением духовенства; тесное взаимодействие с правоохранительными органами и органами безопасности; активное вовлечение студенчества в предупреждение фактов радикализации; мониторинг проблем студентов.

 

Второй секретарь Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России И.А. Алексеев в своем выступлении, посвященном перспективам международного молодежного сотрудничества по вопросу противодействия радикализации и экстремизма, отметил широкие возможности участия студентов во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

 

Заместитель начальника Управления по противодействию наркопреступности Оперативно-розыскного департамента ФСКН России А.Н. Гаврилов особо подчеркнул взаимосвязь наркотиков и экстремизма и терроризма. Финансирование террористических организаций происходит чаще всего от продажи наркотиков. Второй фактор ─ это подготовка членов и руководителей сект и группировок с помощью наркотических и психотропных средств. Третьим фактором является использование наркотических веществ при террористических акциях.

 

С точки зрения выступающего, воспитание молодежи является важным фактором профилактики проявлений терроризма и употребления наркотических веществ. А.Н. Гавриловым было предложено вернуть систему контроля, используемую в советское время: инспекция по делам несовершеннолетних, школа, родители. В настоящее время отсутствует система раннего предупреждения экстремистского поведения. Система мер должна опираться на профилактику, пресечение преступлений и международное сотрудничество в области противодействия терроризму и экстремизму.

 

Затем выступил проректор по общим вопросам Российского университета дружбы народов С.В. Андрианов, осветивший практические аспекты воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности в студенческой среде на примере РУДН.

 

IMG_3237

 

Выступающий отметил, что в Университете обучаются около 30 тыс. чел., 6 тыс. из которых ─ иностранные граждане из 165 стран мира. Иностранные граждане являются носителями различных взглядов, убеждений, религий и т.п. Именно поэтому воспитательная работа представляет собой один из ключевых аспектов. «Кодекс чести преподавателя» и «Кодекс чести обучающегося» ─ основные внутренние документы Университета, регулирующие взаимосвязь преподавателя и студентов. В РУДН действует более 158 организаций землячеств и студенческих культурных и спортивных организаций. Расселение студентов в общежития  происходит по принципу интернационализма.

 

В РУДН проводится значительное количество культурных мероприятий ─ Дней национальной культуры. В Университете действует строительный отряд «Меридиан дружбы». Опыт работы Университета направлен на формирование понимания у молодежи, что мы являемся членами одной большой семьи, имя которой «человечество».

 

Заместитель директора юридического института РУДН, доцент Р.Д. Гребнев в своем выступлении раскрыл некоторые концептуальные основы системы противодействия идеологии терроризма. Ключевым вопрос является решение проблемы воспитания молодежи: кто должен заниматься воспитанием молодежи и кто несет ответственность за ее воспитание?

 

Докладчик выделил ряд направлений совершенствования системы противодействия идеологии терроризма в современной России. Во-первых, в целях формирования у подростков и молодежи целостно-ценностного восприятия Российской Федерации, необходимо принять и утвердить на федеральном законодательном уровне следующие понятия: «российская идентичность», «российская цивилизация», «российская государственность», ─ все это позволить объединить ценности и нормы морали всех народов России.

 

Во-вторых, работать с молодежью можно (и нужно!) исключительно в молодежной среде и только теми средствами, которые молодежь понимает и воспринимает. Не секрет, что молодежь, как говорится, «за версту» чувствует «фальшь и казенщину». Необходимо стратегически позиционировать концептуальные идеи и основы системы противодействия общественно-опасным идеологиям в субкультурной опасной молодежной творческой среде.

 

В-третьих, необходимо сформировать молодежный авангард и подготовить его лидера, пропагандирующих российские ценности и охрану российской цивилизации. В-четвертых, выступающий, являясь Мастером спорта России по дзюдо, особо подчеркнул, что спорт представляет собой эффективный инструмент антиэкстремистского воспитания молодежи.

 

После слово для выступления было предоставлено директору Лицея гуманитарных технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, доценту кафедры «Начального образования и педагогических технологий» И.А. Якимову, который осветил вопрос эффективности гуманитарных образовательных технологий в антиэкстремистском воспитании старшеклассников.

 

По мнению докладчика, личность во многом воспитывает школа, в том числе это касается и антитеррористического воспитания, где особая роль отводится гуманитарным технологиям. К гуманитарным  технологиям (нацеленным на человека), ориентированным на оптимизацию совместной деятельности людей, относятся: конструктивное участие в диалоге, технология разрешения конфликтов, технология освоения общественно-активистской деятельности и волонтерство, игра, импровизация, организация коллективной творческой деятельности, содействие инновациям, технология охраны и сохранения культурной и исторической среды и наследия.

 

IMG_3239

 

Особое внимание И.А. Якимов уделил вопросу влияния учителя на учеников. В этой связи необходим особый отбор учителей, которые бы формировали антитеррористическое восприятие молодежи. В этой связи выступающим было озвучено несколько рекомендаций, основанных на принципах, выделенных голландским ученым-психологом Карлом ванн Парререном, отражающих идеологию и практику, в том числе гуманитарных технологий:

1) учить диалогично;

2) учить диагностично;

3) обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей;

4) развивать способности к рефлексии и оценке учащимися своего собственного прогресса;

5) способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается в способности позитивно воспринимать учебный процесс и жизнь в целом;

6) обеспечивать условия формирования климата в классе, способствующий формированию социально-интегрированной личности учащегося.

 

В завершении пленарной части конференции выступил руководитель Центра изучения социальных конфликтов и профилактики проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Орехово-Зуево) А.М. Юнусов. Он акцентировал внимание участников конференции на проблеме патриотизма и национальной гордости, которые необходимо культивировать. Но особое внимание в выступлении докладчик уделил проблеме ксенофобии и мигрантофобии в современной России. В этой связи необходимо крепить взаимопонимание и согласие внутри многонационального российского народа, чтобы люди, независимо от своей религиозной и этнической принадлежности осознавали себя гражданами данной страны. Факторы, позволяющие сформировать общегражданскую чувствительность, могут быть следующие: необходимо сосредоточить внимание на нашем государственном языке; роль школы в формировании культуры межнационального общения; национальные и культурные межнациональные центры должны построить здоровую атмосферу взаимодействия в обществе.

 

Кроме того, А.М. Юнусов обратил повышенное внимание на категориальный аппарат, в частности, выделяя понятие «толерантность». Он указал на то обстоятельство, что данный термин имеет зарубежное происхождение и чужд россиянам. По мнению выступающего, необходимо вернуть те слова, которые понятны людям.

 

На следующий день работа конференции продолжилась в формате круглых столов. По итогам работы конференции была обсуждена и принята итоговая Резолюция, содержащая в себе не только теоретические выводы, но практические рекомендации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией