Сегодня наблюдаются рост национального сознания народа, стремление отстоять свои права, обратиться к истории и исконной культуре. Недавние события в Крыму – ярчайший тому пример. В регионах возрождаются центры народного творчества, люди обращаются к своим корням. В Курганской области в последние годы стало более активно развиваться краеведение. Новые книги, экскурсионные маршруты, памятные места, исторические страницы на сайтах органов власти… И наряду с этим в Кургане появляется городская археология – совершенно новое для нас явление. О первых шагах этой науки в Зауралье в преддверие нового археологического сезона мы беседуем с заведующим археологической лабораторией Курганского государственного университета Игорем Новиковым.
Игорь Новиков, заведующий археологической лабораторией КГУ
— Игорь, расскажите нашим читателям, когда состоялась ваша первая экспедиция.
— Систематически заниматься городской археологией начали только в прошлом году. До этого городские раскопы в Кургане производились в 2009 году на улице Климова возле дома декабристов. Там вскрыли большие площади, обнаружили хозяйственные постройки, купеческие погреба и ямы, в основном, XIX века. Исследователи установили, что улицы не были ещё асфальтированы, их мостили деревом по направлению к Тоболу. В те времена Тобол был судоходной рекой. Возможно, наши предки разгружали торговые суда и по этим настилам волоком тащили грузы в город. Этим раскопом я не занимался, вёл его лишь на финальной стадии.
— А почему до этого не было раскопов?
— Во-первых, так бурно наш областной центр раньше не застраивался. А во-вторых, долгое время не могли определить границы культурного слоя города. Удалось только в начале этого века. Границы определены в рамках застройки XVIII — XIX столетий, когда наши коллеги сделали шурфы на наличие культурного слоя.
— Поясните, пожалуйста, что такое шурф.
— Шурф – это предварительный раскоп небольшой площади для выявления объектов культурного наследия. Он может проводиться как в городе, так и в поле. Работа археологов делится на две основные части: разведка и собственно раскопки. Вот в разведке и закладываются шурфы, чтобы узнать, есть ли объект, и обнаружить ранние и поздние слои, перекрывающие этот объект. И если строительные работы какой-то компании связаны с уничтожением культурного слоя, предварительно ведутся такие археологические работы.
— Вам удаётся повлиять на застройщика?
— Это не в нашей компетенции. Есть областное Управление культуры – орган власти, который следит за этим. Но в силах каждого гражданина увидеть, что ведётся строительство рядом с объектом старины или даже на его территории и сообщить, куда нужно. Порой сами того не ведая, строители наносят непоправимый урон истории, владельцы земли могут создавать фирмы-однодневки и уходить от ответственности. У русского человека в крови – любовь к халяве. Трудно объяснить купившему компьютер, что тратить деньги нужно ещё и на лицензионные программы. Так и собственники участка: я же уже купил эту землю, значит, могу делать на ней всё, что хочу. И убедить человека, что он обязан провести ещё экспертизу, очень трудно. Управление культуры вправе выдать предписание на прекращение работ. Опять же его нужно кому-то вручить! Бывают случаи, когда строительные работы вовсю идут, а владелец не появляется.
— Игорь, вы упомянули слои. Расскажите подробнее об этом.
— Человек за свою жизнь оставляет определённое количество слоёв, поскольку ему проще за собой не убирать, а выровнять слой и сверху построить новое. К примеру, стоя со стороны улицы у старых зданий, мы часто видим окна на уровне колена.
— Я думала, это со временем просел грунт…
— Так ведь эти окна изначально не были таковыми! Когда делают тротуары, дорогу, проще сверху уже на то, что есть, положить песок, щебень, асфальт, чем рыть и всё выравнивать. Мы просто поднимаемся над уровнем старинных построек! За столетия, тысячелетия человек накапливает эти слои. Это разделение по слоям, к сожалению для археологов, не всегда фиксируется на памятнике.
— Когда был сделан первый раскоп в Кургане вашей группой археологов?
— В мае — июне 2013 года.
— Вас объект архитектуры интересует?
— Напротив, при выборе места для раскопок мы обращаем внимание на площади, свободные от застройки. Например, если по архивным данным мы знаем, что на этой площадке находились подвалы или большие сооружения конца XIX века, мы сопоставляем с тем фактом, что стройка из кирпича в Кургане началась во второй половине XIX века. Это означает, что сооружения того времени полностью разрушили все предыдущие слои, то есть XVIII столетие уже точно будет в перемесе. И уж тем более, ранние сооружения вообще уничтожены. Тогда мы выбираем двор в этих архитектурных комплексах и начинаем поэтапно снимать материал маленькими слоями по горизонтам.
— Что интересного вам удалось обнаружить?
— В августе прошлого года второй раскоп наша команда произвела в усадьбе купца Смолина: промышленная застройка, водочный завод, склады с тарой, погреба с иностранными винами. Толщина напластований составила около двух метров! Мы вскрыли четыре строительных горизонта. Например, одно здание сперва, скорее всего, было сараем для лошадей.
— Как вы это поняли?
— Там был очень большой слой навоза. Потом ещё три горизонта перестройки. Сначала на этой территории были деревянные склады, потом каменные, их сломали и выстроили новый мощный каменный склад, который дожил до наших времён. И к каждому слою мы привязываем находки, благодаря которым сможем его продатировать. Так, в одном из последних слоёв было обнаружено деревянное сооружение большой площади, весь пол которого усеян стеклом. Это был склад купца Смолина, где хранилась уже готовая продукция или тара. Найдены бутылки с клеймами конца XIX века от вина и шампанского. Попадались интересные бутылки из-под минеральной воды, которую в Курган привозили из Екатеринбурга.
— Вам случайно не являлся дух какого-нибудь обитателя этого дома, как любят рассказывать участники экспедиций?
— Археологи — люди прагматичные.
— Что, совсем ничего этакого не было?
— Нет, я, конечно, могу придумать…
— Игорь, а ведь вы заинтересовали меня этой темой, когда однажды мы с вами беседовали и в это время вам позвонили. Ваш разговор шёл по поводу экскаватора, необходимого для раскопок. Кажется, это был ноябрь…
— Да, наш третий раскоп был экстренный. Управление культуры выявило, что в культурном слое города — на углу улиц Красина и Куйбышева — идёт строительство. На сохранённой площади мы начали проводить раскопки. Честно говоря, они были незапланированные, уже пошли дожди, копать было тяжело. По архивным данным нам было известно, что на этом месте стоял торговый дом купцов датских монополий. Приход купцов-датчан ознаменовал для Кургана новую эру. Масло и прочие товары пошли на экспорт. Известен факт, что зауральское сливочное масло было на столе у самой королевы Великобритании! К сожалению, слоя, аутентичного XIX веку, осталось мало. Но он дал нам интересные керамические материалы и одну монету, сильно затёртую. Сегодня мы проводим исследования в лаборатории, правовая оценка данному строительству будет дана. Современное законодательство ужесточило ответственность за уничтожение объектов культурного наследия. Собственнику земли проще подстраховаться и провести экспертизу.
— Какие находки вам попадаются в нашем городе наиболее часто?
— На каждом объекте мы находим полторы – две тысячи артефактов. В настоящее время проводится работа по шифровке, составлению коллекционных описей. В течение трёх лет находки будут находиться у нас в лаборатории, потом мы планируем передавать всё в областной краеведческий музей. В основном, попадается керамика. А вообще, у археолога нет цели раскопать уникальный артефакт. Это обывателю кажется, что мы всегда находимся в поиске какого-нибудь сокровища. Убедить людей в обратном очень тяжело. Ну не могут двадцать здоровых мужиков копать три недели огромную яму ради одного глиняного горшка. Для археолога интересен массовый материал, который проливает свет на жизнь и быт человека той эпохи. К счастью, у нас в городе есть отличные архивные работники. И, к сожалению, пока нет живой иллюстрации собранного ими материала. Наша задача — проиллюстрировать, проверить эти данные либо скорректировать их. Те серии находок, которые мы поднимаем, помогут сделать конкретные выводы.
— А были такие архивные данные, которые вы опровергли?
— Городская археология в Кургане ещё только начинается. Мы сделали четыре раскопа и у нас ещё всё впереди. Работа предстоит большая, тем более, что и дальше будет вестись активная городская застройка.
— Спасибо, Игорь, за увлекательный рассказ. Новых открытий!
Археологи смеются, а между тем …
Ночь в музее
Курганский областной краеведческий музей является настоящим рекордсменом по количеству странных случаев. Работу в нём якобы не выдерживал ни один охранник! Даже самому психически устойчивому стражу мерещилось, что на третьем этаже здания по ночам кто-то бродит. Однажды на ночное дежурство заступил охранник не из робкого десятка довольно крепкого телосложения. Ночь была длинная, и, чтобы скоротать время, сотрудник вневедомственной охраны, скинув обувь, улёгся вздремнуть в фойе на кушетку. Уже засыпая, он услышал страшный грохот на третьем этаже и мощный толчок, словно какая-то неведомая сила сбросила его с кушетки. Даже не обувшись, охранник, охваченный ужасом, выбежал на центральную площадь, взывая о помощи.
Там чудеса, там платья бродят…
Рассказывают, что не менее загадочные события происходят и в областном театре кукол «Гулливер». Говорят, по ночам в коридорах театра разгуливают средневековые платья и иногда даже устраивают шабаш: летают, заглядывают в зеркала, где отражаются лицами куртизанок, и до смерти пугают угрюмых монтировщиков!
Тьма фараона
Железнодорожный вокзал Кургана – это одно из легендарных мест города. Чего только ни видится и ни слышится в пёстрой палитре непрерывного стука колёс, паровозных гудков и переговаривающихся диспетчеров! Очевидцы рассказывают про поезд-призрак, который уносит в неизвестном направлении своих пассажиров, сливаясь с горизонтом. Люди говорят, что при этом ощущается характерное для прохождения состава подрагивание земли, ясно слышен перестук колёс. Да только сам поезд увидеть невозможно. Лишь чёрная тень проплывает мимо. Удивительно, но такой поезд действительно существовал! Физик-экспериментатор Рупен фон Цвигген спроектировал его во время Второй мировой войны для Гитлера. Он имел специальную камуфляжную окраску и был совершенно невидим во время движения. А всё благодаря маскировочной системе под названием «Тьма фараона»! В документах Рейха он значился как «поезд по имени Эрика». С окончанием войны состав бесследно исчез из Берлина. В послевоенные годы по бескрайним просторам нашей страны не раз были слышны звуки мчащегося поезда. Но сам состав так никто и не видел. Вполне вероятно, что загадочная Эрика до сих пор существует и занимается перевозкой «особых» пассажиров, нагоняя ужас на работников депо.
Фёдорова Ксения (Фото автора, фото из архива лаборатории КГУ)