Суббота 20.04.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Как живется учителю в современной школе?

31. 08. 2016 452

8TAXAoC3URo

Прошли времена, когда профессия учителя считалась малооплачиваемой и непрестижной. Сейчас выпускники педвузов уже вовсю штурмуют московские школы, а  средний конкурс на поступление в городской педагогический университет на 1 бюджетное на очной форме доходит до 12 человек на место. С чем это связано?

Ни для кого не секрет, что система образования непрерывно меняется, за последние 5 лет произошли значительные изменения: теперь ученик может выбрать и успешно реализовать обучение, соответствующее его интересам и способностям. Сейчас школы объединяются в целые образовательные комплексы, куда входят детский сад, начальная, средняя и старшая школа. А значит, ребенок может с самого раннего возраста пробовать разные направления, а уже в средней школе выбрать профиль, например естественнонаучный, инженерный и гуманитарный, который ему понадобится в будущем. То есть, можно сказать, чем больше школа – тем больше возможностей. Если раньше в городе существовало несколько специализированных учреждений, то теперь любые знания можно получить в ближайшей школе.

 

Положительную динамику отмечает и Людмила Вахитова, учитель математики и информатики ГБОУ «Гимназии № 1409»: «Сейчас образование более практико-ориентированное. У нашего поколения не было столько дополнительных курсов во второй половине дня, столько мест и мероприятий в городе для углубленного изучения предметов и овладения практическими навыками, связанными с различного рода деятельностью, помогающей определить свою профессию в будущем…». Обучение стало профильным, а значит, более комплексным, и самим педагогам в данных условиях намного интереснее работать, у них появляются новые возможности и перспективы.

 

1

 

И в первую очередь это достойный уровень заработной платы. Начиная с 2010 года, оплата труда московских учителей выросла на 79 %. По данным «Учительской газеты», в 393 из 626 московских школах доход учителей составляет от 70 до 80 тысяч рублей. 90 школ держат планку от 80 до 90 тысяч рублей. А 9 школ – от 90 до 100 тысяч рублей. На первом месте в зарплатном рейтинге московских образовательных организаций – школа № 1329, где среднемесячная оплата труда педагогов в первом квартале 2016 года составила 100 704 рубля.

 

К тому же изменилась система финансирования школ: если раньше большинство школ города получали на одного ученика в три раза меньше денег, чем статусные, то сегодня все равны. Москва выделяет школам в среднем 123 тыс. руб. в год на каждого ребенка. Теперь образовательные учреждения заинтересованы в учениках, так как с 2016 года доходная часть бюджета обеспечивается именно ими. В связи с этим, школа стала более свободной и может сама распоряжаться финансами.

 

Но надо помнить, что чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Ведь зарплата учителя зависит от многих факторов: в первую очередь от качества обучения, от результативности его работы, которая измеряется в том, насколько хорошо выпускники сдают экзамены, насколько активно участвуют в олимпиадах, во внеурочной работе. А также от участия учителя в мероприятиях, значимых для школы, от его квалификации и нагрузки. Поэтому, как правильно говорит Фаина Хуснетдинова, учитель русского языка школы № 2097, «самое важное – желание работать в этой сфере, постоянно расти и учиться самому, а вопрос карьерного роста учителя – один из ключевых для современного образования».

 

2

 

Конечно, высокий уровень зарплаты является дополнительным стимулом для того, чтобы молодежь шла работать в школу. Эксперты отмечают качественный рост нового поколения столичных педагогов. Раньше несколько лет требовалось на то, чтобы повысить свою квалификацию, пройти аттестацию, а затем получить более-менее достойную зарплату. Сейчас любой молодой педагог приходит в школу и получает статус молодого специалиста. Показав результаты за 1–2 года, он оказывается на равных с другими преподавателями, которые работают 15–20 лет.

 

Достойная заработная плата предоставляет широкие возможности для развития педагогов, ведь учитель должен не только знать свой предмет, но и быть интересен как личность, иметь широкий кругозор и быть открытым к общению. Например, Фаина Хуснетдинова отмечает, что «увеличение доходов, конечно, расширяет горизонты: можно попробовать что-то новое, начать петь или рисовать тогда, когда, казалось, уже поздно». А ученикам всегда интересно узнавать, что у педагога могут быть какие-то хобби, увлечения и он может дать своим ученикам больше, чем знания по одному предмету, тогда и расположить ребенка к себе будет легче.

 

Надо сказать, сейчас учителю намного проще находить контакт с учениками, дети стали другие, более раскованные. «Дети общаются с учителем свободно: ходят по кабинету, могут спросить что-то во время урока, после, общаются в неформальной обстановке. Это важно – перестать быть «человеком в футляре», отгороженным от детских глаз кафедрой, партой, учительским столом… Позиция учителя сменилась. Он авторитетный. Но не авторитарный», – рассказывает Фаина Хуснетдинова.

 

Также важно наладить комфортные отношения с коллегами, так как, несмотря на разногласия, которые бывают, все педагоги делают одно общее дело. Вот так описывает школьную жизнь Василий Мурзак, учитель английского языка школы № 1206: «Атмосфера в школе сравнима с большим бизнес-центром, в котором базируются офисы нескольких компаний. В каждой аудитории свой босс и сотрудники. Рабочая обстановка, климат и результат во многом зависят и от начальника, и от детского коллектива. Все мои коллеги – большие профессионалы, настоящие фанаты своего дела, наши отношения строятся как в большой семье, болеющей за одну и ту же футбольную команду. Ищем что-то новенькое, встречаемся, делимся друг с другом, рассказываем последние новости, весело смеемся, когда есть над чем».

 

qWKwob1R0YE

 

Можно сказать, атмосфера в школе стала более спокойной, дружелюбной, появилось ощущение стабильности, и это связано, прежде всего, с тем, что педагоги слышат друг друга и своих учеников. «Неуверенный в завтрашнем дне преподаватель – причал без опоры. Вступишь на него, и окажешься в воде. Очень важно всегда сохранять позитивный настрой», – говорит Василий Мурзак.

 

Вполне естественно, что любые изменения сопряжены с трудностями и сопротивлением. Школы сейчас развиваются такими темпами, что все педагоги реагируют на них по-разному. «Без сложностей трудно обойтись, – считает Людмила Вахитова. – Трудно успевать за техническим прогрессом, быстро переориентироваться на новые государственные задачи, соответствовать меняющимся запросам общества». По мнению Фаины Хуснетдиновой, «изменения в школе – самые острые для восприятия», ведь для детей хочется всего самого лучшего, а об этом у каждого свои представления. А учителям сложнее всего быть гибкими, т.е., с одной стороны, идти в ногу со временем, а с другой – хранить традиции, накопленные годами. Но, что бы ни менялось, суть профессии остается прежней.  И, как считает Василий Мурзак, «искусный педагог все равно повернет процесс так, как ему нужно, найдет способы и новое внести, и лучшее старое оставить».

 

Конечно, российская система образования несовершенна, нам еще есть к чему стремиться и что улучшать, но уже произошедшие изменения показывают, что система функционирует и приносит свои плоды. И главный результат — это качество образования. О том, как растет его уровень, можно судить по результатам ЕГЭ, которые в Москве с 2010 года улучшились в два раза, а также по множественным победам московских школьников на всероссийских и международных олимпиадах. Например, на последней Всероссийской олимпиаде Москва получила 583 диплома, из 500 лучших школ России – 181 школа столичная, а 96% школ в городе имеют призеров региональной московской олимпиады. А значит, в будущем у российского образования есть шанс стать лучшим, если мы сумеем творчески использовать и наш, и мировой опыт, учитывая все ошибки и постоянно совершенствуясь.

 

 

Мария Писаренко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией