Космос уже довольно долгое время является одной из важнейших сфер жизни современного человека. В августе 2017 года мир отмечает юбилей первого группового космического полета. Советские корабли-спутники «Восток-3» (командир — Андриян Николаев) и «Восток-4» (Павел Попович) провели в экспедиции 94 часа 22 минуты. Впервые в истории полет транслировался по ТВ, и люди во всем мире смогли увидеть происходящее, в буквальном смысле, своими глазами.
С тех пор космос прочно вошел в технологический обиход цивилизации, и, по крайней мере, на уровне восприятия стал намного ближе каждому из нас.
Сегодня развитие космических исследований находится в приоритете у передовых государств. Плановые запуски ракет всегда попадают в ключевые новостные блоки, людям стараются как можно больше рассказать о космосе с помощью сюжетов, книг и документальных фильмов, однако кое-что неизбежно остается в тени.
Каким путем идет развитие отрасли в нашей стране и над чем трудятся современные специалисты? Какую роль принимает молодежь в ее развитии? С помощью каких современных технологий в школах рассказывают об освоении космоса? — ответ на эти и другие вопросы в интервью «НМ» дает космонавт— испытатель Олег Блинов.
— Олег Владимирович, в 60-х годах прошлого века весь мир следил за новыми достижениями СССР в космической отрасли. Однако сегодня мы все реже слышим о каких-либо технологических прорывах. Можно ли говорить о некой стагнации?
— В первую очередь мы должны отдавать себя отчет в том, что в середине XX в. происходило зарождение космонавтики, достижение первых высот. Поэтому, конечно, ажиотаж и интерес к этой теме был очень большой.
Сегодня же мы говорим о том, что идет комплексное развитие отрасли, решаются различные технологические задачи. За время своего существования наша индустрия шагнула очень далеко, в частности, мы достигли очень серьезного прогресса в области длительности пребывания человека в космосе. Если в начале это были часы, то сегодня этот срок достигает уже года и даже более длительного времени. Вопросы уже формулируются по-другому: не «как полететь и обратно вернуться», а «куда полететь». Например, сегодня отправить экспедицию на Луну или на Марс — реальная задача, а не научная фантастика. Основная проблема в том, чтобы организовать там базу для длительного пребывания и современную инфраструктуру для работы ученых.
— То есть полеты к далеким звездам не за горами? А что это дает миру и сфере технологий, в частности, кроме исследовательской романтики?
— Сегодня можно сказать, что космос есть в каждом доме. Мы смотрим спутниковое ТВ, используем различные навигационные системы в движении автотранспорта, компьютерах, мобильных телефонах и иных устройствах.
Однако мало кто задумывается том, что всем этим в России, например, мы пользуемся потому, что еще в 2007 году государство реализовало программу по увеличению нашей спутниковой группы на орбите. Подобных примеров, впрочем, очень много, ведь люди легко привыкают пользоваться технологическими достижениями, не вникая в детали.
Что касается освоения Луны и других «далеких звезд и планет», то, безусловно, это серьезная стратегическая задача, которую решает не только наша страна, но и такие крупные космические державы, как США, Китай, Индия. Луна для развития космонавтики — это новая геопозиция, которая в будущем позволит планировать более далекие и длительные полеты. Суть именно в том, чтобы с новой точки наблюдать и изучать космическое пространство. С другой стороны, Луна — прекрасная ресурсная база: это и вакуум (позволяет получать сверхчистые материалы), или, скажем, «Гелий 4» — высокоэнергетическое топливо, запасы которого на Луне превосходят количество земных углеводородов.
Но, повторю еще раз, для использования этого потенциала нужно создавать инфраструктуру, а это задача не нескольких лет, а десятилетий.
— В таком случае встает вопрос о воспитании квалифицированных кадров. Как вы оцениваете потенциал молодежи? Насколько вообще интерес к космонавтике «в тренде»?
— Я сам преподаю в гимназии и могу сказать, что сегодня эта тема интересна и актуальна. Главное, что изучение космоса тесно связано практически со всеми областями науки, именно это и привлекает ребят.
С другой стороны, современные медиа, в частности, телевидение и киноиндустрия, также подкрепляют высокий уровень интереса. При этом технологии в образовании открывают им доступ к огромному массиву информации. В итоге с каждым годом ребята, которые задумываются над тем, чтобы работать в сфере космонавтики приходят все с более и более серьезной подготовкой.
— В последнее время в информационном пространстве все больше обсуждается тема о внедрении технологий виртуальной реальности в учебный процесс. Так, например, столичные власти вместе с Московским институтом открытого образования уже записали несколько экскурсионных туров в таком формате, в том числе и по теме освоения космоса. Как Вы относитесь к применению таких форматов в обучении?
— Учитывая, что сейчас, как это модно говорить, растет поколение «визуалов», то любые форматы, связанные с изображением, будут все больше востребованы. Детям это очень интересно, и, как показывает практика, в таком виде они лучше воспринимают и усваивают информацию. А что еще может быть важно для педагогики кроме желания и стремления у ребят учиться? Подобные проекты с использованием 3D и других актуальных технологических решений — это следующий шаг в образовании, за ними будущее.
Елизавета Майорова