Лариса Сергеевна Пастухова — зав. кафедрой социального проектирования Московского политехнического университета, ответственный секретарь Конкурса «Моя страна — моя Россия», соавтор проекта, кандидат политических наук, доцент.
— Лариса, вот уже не первый год журнал «Наша молодежь» сотрудничает с дирекцией Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна — моя Россия», соавтором которого вы являетесь. Расскажите, как из гражданской инициативы вырос большой проект в образовании.
— Если говорить словами Роберта Рождественского, «Все начинается с любви…». Четырнадцать лет назад, когда создавался проект «Моя страна — моя Россия», сложно было предположить, что он получит такое развитие во времени, станет стартом для тысяч талантливых молодых людей. Прошли годы, а проект живет, развивается в регионах, увеличивается количество участников, улучшается качество работ, укрепляется его экспертная поддержка и признание в педагогическом сообществе. А все ведь начиналось с любви… с искренней юношеской. Любви к стране, к тем городам и селам, из которых мы родом. Тогда мы мало что умели, но много придумывали, взахлеб дискутировали, учились и только начинали создавать.
Идея создания проекта зародилась в 2003 году на Всероссийском семинаре-совещании по развитию молодежного парламентаризма. Основателями, авторами проекта являются шесть человек, шесть молодых людей, тогда студентов из разных регионов Российской Федерации. 2003-й год — это период острой дискуссии о реформе местного самоуправления в России. Изначально идея проекта в создании молодежной площадки для обмена на содержательной основе опытом практической деятельности по вопросам участия молодежи в социально-экономическом развитии российских территорий. На первом этапе конкурс включал номинации, раскрывающие идеи ФЗ РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». А уже с течением времени конкурсные и образовательные мероприятия проекта приобрели новые содержательные грани.
— Лариса, а как на данном этапе развивается проект, из чего он состоит?
— В проекте «Моя страна — моя Россия» можно выделить несколько составляющих: гражданско-патриотическая, образовательная, кадровая. Первая в самом названии — «Моя страна — моя Россия», которое призывает молодого человека быть ответственным, участвовать в развитии своего города, села, региона, своей страны — России; подчеркивает сопричастность каждого к формированию образа будущего родной страны. И собственно собирательный портрет участника конкурса «Моя страна — Моя Россия» — это портрет гражданского активиста (вне зависимости от рода профессиональной деятельности), который осознает свою субъектность в развитии родной территории, портрет пассионария, носителя созидательных перемен. Вторая (образовательная) уже сформировалась с годами и содержится в подходах, в методологии конкурсных и образовательных мероприятий проекта. Их особенность — в ориентировании молодого человека на возможность практической реализации его проектных задумок в конкретном населенном пункте. Отсюда и критерии оценки работ: актуальность и социальная значимость проекта для территории, кадровое обеспечение (наличие команды, единомышленников), финансово-экономическая обоснованность и др. Уже в ходе подготовки конкурсной работы авторы из своей идеи формируют проект. Кто-то связывает его с профильными региональными целевыми программами, кто-то формирует бизнес-план; авторы собирают письма поддержки от хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления.
Кадровая составляющая. За четырнадцать лет через проект прошли тысячи молодых людей. Ежегодно мы проводим мониторинг кадровых траекторий наших выпускников. Среди них — общественные деятели и предприниматели, государственные и муниципальные служащие разного уровня, молодые ученые. С 2008 года в рамках конкурса введена номинация «Реализованные проекты» как механизм мониторинга лучших проектов, получивших практическую реализацию. Эта номинация — одна из самых популярных, и она демонстрирует, что многие авторы — участники и победители конкурса — в дальнейшем делают шаги по практической реализации своих конкурсных задумок. Для многих это становится стартом в профессиональной деятельности и личностном развитии. Конечно, реализованные проекты и успешные профессиональные траектории конкурсантов являются предметом нашей особой гордости.
— А кто традиционно участвует в проекте?
— Конкурс «Моя страна — моя Россия» входит в перечень конкурсных мероприятий, по итогам которых победители номинируются на получение премий по поддержке талантливой молодежи (президентские премии). Есть установленный возраст — от 14 до 25 лет. За эти годы проект «Моя страна — моя Россия» фактически предложил апробированный опыт организации проектной деятельности в средней школе, системе СПО и в образовательных организациях высшего образования, ее методические основы. В образовательных организациях разного уровня сформировались своего рода «точки роста», которые применяют, используют инструмент конкурса для организации содержательной проектной работы с обучающимися как в части междисциплинарной работы со школьниками, так и в части курсового и дипломного проектирования студентов, ориентированного на практические производственные задачи или задачи территориального развития. Так что спектр участников широк — школьники, студенты, молодые специалисты, ученые, преподаватели и общественные деятели.
— Получается, что школьники соревнуются наряду со студентами и даже молодыми специалистами, учеными и преподавателями?
— Формально так. Но многое зависит от номинации. Так, с 2016 года по инициативе Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, которые уже не первый год поддерживают проект, введены профильные «педагогические» номинации: «Новые педагогические практики для НТИ (Национальная технологическая инициатива)», «Мои открытые университеты» и «Проекты, направленные на развитие систем управления талантами: региональные и муниципальные модели, корпоративные практики, опыт образовательных организаций». Эти номинации стали востребованы среди молодых педагогов — новаторов и специалистов, работающих в системе управления образованием. Понятно, что школьники в них не участвуют. Интересное обстоятельство, которое мы отследили. Ребята, которые учатся в школе, стали чаще побеждать, в том числе и у студентов. Наши эксперты отмечают и качество проектов, и подготовленность школьников. Даже в таких сложных номинациях, как «Транспорт. Пути сообщения моей страны» (курируется Министерством транспорта РФ) или «Мой город» и «Мое село», в прошлом году победили именно школьники. Наши эксперты нашли в этом следствие внимания к проектной деятельности обучающихся в школе в связи с введением новых ФГОСов. В 2017 году в развитие основного Конкурса «Моя страна — моя Россия» вместе с партнерами планируется запустить конкурс для педагогов и проектных команд обучающихся «Школьная проектная олимпиада». О профильном конкурсе нам давно говорят педагоги-наставники школьников. Посмотрим, что получится из этого эксперимента.
— К проектам конкурсантов предъявляются достаточно серьезные критерии. А кто является экспертом?
— Традиционно проектные работы смотрят три эксперта (наука, орагны государственной власти и общественность). Если это предпринимательский проект, то мы стараемся привлечь к просмотру и оценке практика — специалиста, который связан с бизнес-процессами. В прошлом году очная защита работ наших конкурсантов проходила на площадке Общественной палаты Российской Федерации.
— Что вы считаете сильными сторонами проекта?
— Конечно, мы очень гордимся нашими выпускниками. Собираем их «истории успеха». Гордимся и ценим наших экспертов и педагогов-новаторов, которые ежегодно готовят своих воспитанников на конкурсные мероприятия. Работает 64 региональных комитета. Положение о конкурсе ежегодно ждут в образовательных организациях. Важно и то, что все эти годы мы имеем крепких федеральных партнеров. Организатором Конкурса выступает Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский союз общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы». Конкурс проводится при поддержке Федерального агентства по делам молодежи, Российской академии образования, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» и др. За эти годы у конкурса сформировалась разветвленная экспертная сеть, подвижники в регионах и муниципалитетах. Конечно, без тех, кто разделил актуальность, прикладную значимость проекта на местах, таких результатов мы бы не добились.
— Я знаю, что выпускники проекта активно участвуют в его развитии. Создан Клуб выпускников конкурса «Моя страна — моя Россия».
— Да, это так. И в нашей дирекции, и в региональных дирекциях, и в экспертном совете работают, в том числе, наши инициативные выпускники. В конце 2016 года был официально создан Клуб выпускников проекта «Моя страна — моя Россия». При поддержке Фонда «Перспектива» наши выпускники, например, реализовали проект «Слово о Моей стране…». Были проведены конкурсы для молодых поэтов и фотографов, выпущен сборник авторских стихотворений о России.
— Сейчас много говорят о воспитании гражданина, о патриотизме. Как проект «Моя страна — моя Россия» реализует свою воспитательную функцию?
— На мой взгляд, проект «Моя страна — моя Россия» — это по-настоящему добрая, очень оптимистичная и открытая гражданская инициатива, в рамках которой рождаются новые идеи, выявляются талантливые и патриотичные молодые люди из разных регионов нашей страны. Убеждена, какие бы возможности в территориальной мобильности не давал наш информационный век, как бы не складывалась судьба человека, на ментальном уровне его всегда тянет туда, где прошло его детство. И как глубока в этой связи поговорка: «Где родился, там и пригодился».
— Чему учит проект «Моя страна — моя Россия»? Творить и создавать добрые дела на своей малой родине, в своих городах и селах?
— Мне видится, это и есть патриотизм, суть патриотических скреп. Та самая Любовь к Родине — через личное созидательное участие в ее судьбе. Ведь любовь к человеку, к делу, к родной земле — это в равной степени консистенция и суть глубокой субъектной ответственности, заботы и тихой радости от вклада, от созидания, не требующие ничего взамен.
интервью подготовила Анна Киселева