Учителем английского языка в школе я работаю третий год. Опыта педагогического набрался немного, но кое-чему научился, в том числе главному – ТЕРПЕНИЮ. Чаще всего, могу за несколько секунд восстановить тишину в классе и привлечь внимание детей, могу научить читать английские слова по транскрипции, объяснить употребление того или иного времени, а в английском их – целая куча. В школе как нигде я понимаю, что нет ничего роднее для мамы и папы, чем их собственный ребёнок. На родительских собраниях, где родители, учителя и завучи решают важные вопросы, можно понять, насколько важен педагогический процесс и его результаты. Тебя, рядового учителя, рассматривают точно под увеличительным стеклом. Ты не можешь проявить слабость, не можешь позволить себе вольности. Дети, ученики – повсюду. Они увидят тебя и узнают там, где ты и не подозреваешь. Твоя речь должна быть идеальной, мысли мудры и поступки благородны.
Здравствуйте, Виктор Витальевич! – блестят глаза ученика начальной школы. ТЫ – простой учитель английского языка, а для него – будто сказочный рыцарь, который всё знает и умеет, образец для подражания.
И как сказочный рыцарь-учитель выполняет свою миссию – несёт доброе и вечное в мир. Так мне поручают выполнить миссию – помочь провести Единый Государственный Экзамен, помочь выполнить долг каждого выпускника школы – сдать ЕГЭ! Сколько спорного об этом экзамене можно прочитать в интернете, услышать от старших коллег, но, как гласит пословица: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Участников комиссии ЕГЭ – учителей, собрали в зале школы, которая именуется, как Пункт Проведения Экзамена. Около часа руководитель комиссии напоминала условия проведения экзамена так строго и так отчаянно, что я подумал – свершится миссия на Марс не иначе. Невысокая поджарая в квадратных очках в серебристой оправе, в пёстром сарафане говорила монотонно и ни разу не улыбнулась. Заполнение бумаг-документов разборчивым почерком, чёткое следование инструкции… никакого творчества «на стороне»!
– Процедура ЕГЭ – не для творческих людей! – и здесь она слега улыбнулась. Мне стало жутковато, ведь человек я творческий, вдруг «напортачу». Прочь страхи! Молодой учитель – человек не столько знающий, сколько нагловато-мужественный.
Царит напряжение, учителя переглядываются, некоторые были в комиссии не в первый раз, но всё равно волнуются, делятся опытом, мол, проще неделю отработать в школе, чем эти три дня провести в кабинете с детьми. Да что там происходит? Одиннадцатиклассники падают в обморок? Бьются в конвульсиях? Тебе приходится их откачивать? Уговаривать: ответить хотя бы ещё на один вопрос?
Наступает великое время сдачи – процедура, торжественная и строгая. Спускаешься на первый этаж, глядишь на будущих выпускников серьёзно. Молодые, полные сил и задора юноши и девушки, переживают. Конечно, улыбаются, стараются выглядеть бесстрашными, решительными, но я знаю точно – они встревожены не на шутку, как я когда-то на той же сдаче…
С крыльца школы я замечаю знакомых ребят – с ними занимаюсь в тренажерном зале (Тёзка – Витёк и Ванёк). Увидев меня, они изумляются, а ещё, узнав, что стану аудиторным в их группе, оживлённо спрашивают:
– Поможешь, Вить, если что?
– Я его знаю, – хвастается Ванёк одноклассникам и одноклассницам, гордясь знакомством со мной. Щуплый паренёк, стриженный коротко, пока поднимались в кабинет, «издёргал» и тех, кого знал, и тех, кого не знал. – Это здоровый чувак! Знаете, какую поднимает штангу?!
Сначала я делаю вид, что не замечаю, потом, меняясь в лице, предупреждаю, что мы друг друга не знаем. Он хмурится – здесь я словно чужой и вовсе не поддерживаю его.
Я работаю в паре со строгой незнакомой дамой, учителем русского языка и литературы. Она, молча проверяет пропуска, сверяет данные паспортов. Поникшие, словно колокольчики на ветру, Ванёк и Витёк проходят в кабинет, как будто на заклание, оглядываются на меня недоверчиво. Теперь я не их друг, а цербер какой-то.
На сдачу ЕГЭ по математики отводится 4 часа. В кабинете – напряжение неимоверное. Я не разгружаю вагон с тяжёлыми мешками и коробками, не произвожу никаких мыслительных процессов, но вдруг болят мои глаза и в голове некомфортно. Проходит два часа, дети начинают волноваться, просятся выйти. Я понимаю, что им надо просто покинуть напряжённую атмосферу аудитории, пусть несколько минут дыхнуть «свободного воздуха», потом вновь погрузиться в пучину экзамена.
Снова в кабинете – напряжение. Стоит такая напряжённая тишина, что, кажется, вот-вот должно произойти нечто из ряда вон. Кажется, что кто-нибудь сейчас упадёт со стула и начнёт звать маму, кричать, плакать. Мне самому становиться так неуютно, что горло перехватывает спазм, лицо покрывается испариной. Ольга Игнатьевна говорит мне на ухо:
– Что, дурно? Позови коридорного педагога, а сам сходи, чайку попей в учительской.
Это предложение спасает. Я вырываюсь из кабинета, будто из какого-то пекла. В коридоре – прохладно, хорошо. В учительской – несколько учителей. На столе – угощения: булочки, пряники, рулеты, конфеты. Пакетики с чаем и кофеем. За мной, как за почётным гостем, ухаживали по очереди. Одна учительница вскипятила воду в электрочайнике, вторая налила и заварила чай, третья разложила разные вкусности. Быстренько выпив чая, почувствовал облегчение, немедленно побежал в аудиторию.
– Лучше стало? Ты – молодой, поди сам помнишь, как сдавал ЭГЭ, это ты за них переволновался? Это так всегда – дети сдают экзамен, а мы – учителя волнуемся больше их.
Время сдачи подошло. Никто не упал в обморок, не закричал, не психовал. Ребята пришли на экзамен выдержанные и крепкие. Кабинет наконец-то опустел. Ольга Игнатьевна и я запаковали пакеты, понесли на сдачу в завучевскую.
На следующий день слышу от коллег:
– Подали аппеляцию…
– Неправильно заполнили бумаги, ругались…
Оказалось, что сдача в некоторых аудиториях прошла не гладко. Но ошибки были устранены, потребности – удовлетворены. Мне повезло с опытной коллегой.
Снова процедура повторяется. Снова я замечаю знакомых ребят. Но теперь они попадают в другую аудиторию, не со мной. Я верю, что этот экзамен по обществознанию они тоже сдадут, ведь они не лыком шиты, не зря учились в школе столько времени.
ЕГЭ – испытание не только для детей, но и для учителей. Они и мы – живые люди, со своими мыслями и слабостями. Экзамен этот не только проверка знаний, но испытание на выносливость и ТЕРПЕНИЕ.