Четверг 13.11.2025

Актуальные новости


Новости

общество

Анонсы

Неслучайный праздник

01. 02. 2011 543


Не за горами день Св. Валентина. Современная  молодежь в преддверии праздника уже начинает закупаться подарками для своих любимых. Магазины переполнены сердечками, различными сувенирами, посвященными этому, так называемому празднику влюбленных. Все радуются, всем весело! Уже мало кого волнует, откуда пришел этот праздник (да и вообще, праздники, так активно празднуемые в наше время) с Европы, с Америки или даже  с Азии! «Какая  разница, — отвечает современная молодежь, — милый праздник. Почему бы не сделать подарок любимому человеку?» на этом рассуждения по этому поводу прекращаются. А жаль… Грустно наблюдать за людьми, которые ходят по магазинам и выбирают подарки в честь какого-то католического святого, о котором даже сама католическая церковь мало что знает, помимо разве что легенд!

Почему мало кому известно, что  и у нас есть праздник влюбленных? Ответ прост: он не пропагандируется так, как «ЭТИ» праздники, а хоть бы кто-нибудь из православных людей, отмечающих этот день, знал, что на нашем «любимом и родном » Западе  никто не знает и  не  хочет знать наших православных праздников, поскольку, как   известно, у нас православие — у них католичество. Хоть и две ветви одной веры, но, все-таки, различия имеются, и, причем, значительные!

Сегодня православных людей не смущает явное навязывание католицизма. А в былые времена, в Древней Руси у православных людей не было комплексов  неполноценности  перед Западом, наоборот, «латинян» и «немцев» (общее название всех западных иностранцев) презирали  за отход от чистоты православной веры. НО НИКОМУ НЕ ПРИХОДИЛО В ГОЛОВУ ЗАВИДОВАТЬ ИЛИ ПОДРАЖАТЬ им, потому, что русские имели истинную веру и чувство собственного достоинства! В наше время мало кто замечает, что его с радостью и улыбкой окутывают в иностранные праздники: то все поклоняются, взяв пример с Америки, нечисти и все при этом безумно веселы и счастливы, то под более приятным предлогом — День Влюбленных — отмечают день какого-то неизвестного святого Валентина. «Те детали распространяемого «Жития» Валентина, которые дают нам повод для празднования «Дня влюбленных», являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции»- отмечает представитель Московского патриарха М. Дудко.      

Как ни странно, весьма настороженно относится ко Дню святого Валентина и в общине челябинских католиков. «Понимаете, на самом деле этот праздник не имеет большого значения для  нашей церкви, мы к нему  особо не готовимся, — сказал настоятель прихода непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско — Католической церкви в Челябинске отец Вильгельм — он пришел к нам из Америки, а для американцев это скорее хороший ПОВОД ДЛЯ ПОКУПОК, чем религиозный праздник. Наша церковь  уважает святого Валентина как мученика, но сочетал ли он действительно браком воинов — христиан, неизвестно. Это все легенды. Насколько я знаю, первоначально в Риме 14 февраля был праздником начала весны». То есть, этот праздник вообще имеет языческие корни…

Самое удивительное заключается   в том (хотя в нашем современном мире это закономерно), что, как многие  другие праздники, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами: человеческие страсти и эмоции всегда были объектом коммерческой эксплуатации. Поэтому любые инициативы, направленные на  отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли.

Современная  «общечеловеческая культура» идёт из Америки, где этот праздник и приобрёл свои нынешние черты. В США он попал из Англии, где в средние века у влюблённых существовал обычай образовывать «валентиновские пары», которые дарили друг другу подарки. Праздник св. Валентина стали устраивать  при короле Ричарде II в 1383 году. Переселенцы в Новый Свет перевезли с собой этот обычай, который в опошлённом виде вернулся в Европу с американскими солдатами в конце Второй мировой войны. В 1950 году в Нюрнберге был устроен первый «Бал Валентина». Немалую роль в распространении праздника сыграла реклама цветочной и кондитерской промышленности. 

Однако, интересно было обратиться к статистическим данным: по сообщению    РИА Новости празднование Дня святого Валентина становится менее популярным в России. Опрос проводился 9 февраля 2010 года среди 1,8 тысячи россиян старше 18 лет. Согласно опросу, только 45% россиян собирались отмечать праздник (в 2008 году таких было 36%), что на 10% меньше, чем два года назад, Около трети из них (31%) искреннее считают этот день «хорошим праздником со своими традициями», еще 14% собираются отмечать День влюбленных, хотя и не знакомы с историей его возникновения, 10%  считают, что этот праздник — лишь повод потратить деньги. Затруднились с ответом 12% россиян, отвечая:  «Под настроение»; «Я бы хотела, но мой муж игнорирует этот праздник…». Неудивительно, что чем старше опрошенные, тем реже они высказывают намерение праздновать День влюбленных. «У нас своих праздников больше, чем надо», — заявляют они.

  Однако, православному человеку сложно до конца понять: почему мы вдруг стали едины с Западом? С каких пор мы с ними одной веры? Почему никто не задумывается о праздновании НАШИХ   ПРАВОСЛАВНЫХ    ПРАЗДНИКОВ?

 Если как следует призадуматься над этим вопросом, то, пожалуй, один из ответов может звучать следующим образом: именно после развала СССР, после снятия всех табу, когда гражданам представилась некогда неведомая возможность «единения с Западом», народ стал активно перенимать  западные обычаи и стиль жизни, частенько забывая про культурную и религиозную самоидентичность, где выражался наш менталитет, ценности, понимание сущности бытия.

Но кто же такой Валентин, и что рассказывает о нем история? Известно, что в IV веке папа Юлий I (337 – 352 гг.) построил церковь, связанную с именем Валентина на 2-й миле от г. Терни по Фламиниевой дороге на месте христианского захоронения святого. По католической легенде, датированной  VII веком, речь идёт о почитании бедного благочестивого римского священника Валентина, который был казнён 14 февраля в правление Клавдия Готского (268 –270 гг.). Согласно этой легенде священник, несмотря на запрет начальства, совершал венчания солдат, за что и был казнён. Якобы он также дарил влюблённым цветы и примирял их при ссорах. Однако точных доказательств этому нет.

В XIII веке уже передавалось, что якобы св. Валентин исцелил слепую дочь тюремщика, в которую влюбился, и, ведомый на казнь, написал ей любовное письмо. В Америке распространены ещё более интригующие версии о прозрении дочери тюремщика в тот момент, когда Валентина вывели в Колизее на растерзание львам, при этом слепая девушка преобразилась в красавицу (как в лучших традициях Голливуда!).

На 63-й миле от г. Терни по той же виа Фламиниа было известно ещё одно захоронение святого. В VIII веке на этом месте построили церковь св. мученика Валентина. День его памяти тоже был установлен 14 февраля. Согласно этой второй истории, более документированной, речь идёт о епископе, гражданине г. Терни, который был казнён в Риме 14 февраля и похоронен учениками вблизи родного города.

В настоящее время в официальном католическом мартирологе вообще отсутствует имя св. Валентина в день 14 февраля, поскольку в 1970 году была проведена чистка католических святцев. Но в местных святцах некоторых городов (например, в Германии в Фулде, Лимбурге, Майнце) его имя упоминается, т.е. св. Валентин является у католиков местночтимым святым.

Существуют и другие объяснения истории «праздника всех влюбленных». Например, в феврале античные римляне отмечали праздник в честь Фавна, впоследствии отождествлённого с древнегреческим Сатиром и любвеобильным богом Паном. (Словарь   В. Замаровского «Боги и герои античных сказаний» даёт весьма нелицеприятное описание Пана. Он родился с козлиными ногами, с рогами и бородой. Его мать, увидев подобное чудище, убежала в панике, – слова «панический страх, ужас» происходят от имени этого демона.) Якобы в день 14 (или 15) февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам, а юноши рисовали образы своих любимых в честь богини Юноны, покровительницы брака и семьи, которой дарили цветы. В связи с этим упоминают еще февральские луперкалии («лупус» – волк; волчица, как известно, вскормила братьев-основателей Рима) – римский языческий праздник женского плодородия. Именно из соединения языческих эротических празднований с легендой о «священнике Валентине, покровителе влюблённых» и возник примерно в XIV веке в западноевропейской жизни и литературе эпохи Возрождения «праздник влюбленных»…

Особое внимание молодого поколения, да и не только, хотелось бы  обратить на схожий русский  православный праздник —  День успения преподобной мученицы Февронии и благоверного князя Петра. По своей сути православный день влюбленных кардинальным образом отличается от так активно навязываемого с Запада Валентина, начиная с того, что о житии святых доподлинно известно по «Повести о Петре и Февронии», датируемом началом XVI века, и заканчивая нравственной составляющей! («Будучи оба святыми и праведными людьми, любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими … оба приняли монашество и скончались в один день»).  В их житие говорится, что  они любили друг друга до смерти и… после. Приняв монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния, супруги завещали положить их в одном гробу, заранее приготовив гробницу с тонкой перегородкой. Скончались они в одно мгновение 8 июля по новому стилю, но в нарушение завещания их положили в разных гробах и в разных закрытых храмах. На следующий день они оказались в одной гробнице… Снова люди пытались разлучить их, но наутро тела супругов опять были вместе. В славице им поется: «Радуйтесь, честные супруги, ибо Христос осенил вас. Своей благодатью так, что и после смерти ваши тела неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед Богом!»…Чудотворная икона святых князя и княгини Петра и Февронии находится в храме Малого Вознесения на Большой Никитской.

Христианство учит нас целомудрию, чистоте, нравственности, жертвенной любви к людям. Жертвенной, а не похотливой. «…Будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть», – так говорит Господь о таинстве брака, о супружеских отношениях (Мф. 19, 5-6). Именно для кощунственного поругания христианского таинства брака и для пропаганды нарушения 7-й заповеди «Не прелюбодействуй» – и внедрён в Россию нынешний «День святого Валентина». Только приведенные слова звучат скорее как очередная нападка церкви, религиозных людей, а не желанием смотреть шире, стремлением сохранить, а не продолжать еще сильнее растлевать разрушающийся  институт семьи,   и без того усугубляя  нашу демографическую  ситуацию и ослабляя таким образом государство. 

В настоящее время, праздник, направленный на потребительский спрос активно «разошелся» по всему миру, широко празднуется,  различия  сохраняются  разве что в самих подарках.   Любопытно было узнать, что существуют  страны, которые особо отличились в «праздновании» 14 февраля, в первую очередь это Саудовская Аравия, которая является единственной в мире страной, где этот праздник официально запрещен, причем в случае, если такие «валентины» найдутся, им грозит огромный штраф. Нельзя не восхититься «нравственным щитом» Аравии!

А мне всего лишь хочется довести убеждение, что мы должны  праздновать наш православный праздник, который отмечается 8 июля — « День покровителей верности, супружеского счастья» — святых Петра и Февронии, о которых, в отличие от католического Валентина, есть точные сведения, и который несет в себе духовный смысл. Так зачем же нам отмечать чужые праздники, когда у нас своих достаточно, в том числе и аналогичных, но на более духовных началах. ДА НЕ БУДЕМ ЖЕ НАРОДОМ, НЕ ПОМНЯЩИМ РОДСТВА!

 

                                                                                                                                                 Рязанцева Мария

                                             

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией