Понедельник 17.11.2025

Актуальные новости


Новости

общество

Анонсы

Преображение Господне (Яблочный спас)

16. 01. 2012 536

19 августа

Православный праздник

Преображение Господне — великий день и великий двунадесятый праздник для Православной церкви, имеет начало празднования в IV веке — по церковному календарю его отмечают 6 (19) августа. Этот день знаменует событие, связанное с земной жизнью Иисуса Христа, Спасителя нашего мира. Это событие описывается в трех Евангелиях, от Матфея, от Луки, от Марка. Чтобы уберечь своих учеников от горечи и уныния, Иисус Христос явил чудо Преображения Господа. Вот как рассказывается об этом событии в Евангелиях.

 

 

Преображения Господа

 

(Из книги Татьяны Жариковой «Двенадцать великих праздников»)

 

Незадолго перед Голгофой Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему нужно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Услышав это, Петр отозвал Христа в сторону и «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф.16:21—28).

На восьмой день после этого разговора Спаситель, взяв с собой любимых учеников, Петра, Иакова и Иоанна, вышел из Капернаума и направился с ними помолиться на гору Фавор, возвышающуюся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Христос стал молиться и преобразился перед ними. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами: «…и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Евангелие от Матфея, 17, 1—8). Рядом с Христом явились Моисей и Илия, с которыми Спаситель начал разговаривать. Они говорили об исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. И апостол Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. И пока он это произносил, светлое облако осенило всех, и они услышали голос: «Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в ужасе пали на землю, пытаясь закрыться руками, как будто защититься от некой невидимой Силы.

Вдруг все стихло, Иисус медленно произнес: «Встаньте и не бойтесь. — Открыв глаза, они увидели только своего Учителя, такого же, как и прежде. — Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Было время возвращаться назад, и путники двинулись по тропе.

Христос готовит учеников к своей смерти. Ученики должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний. Но полное понимание того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте божественной истины. Пока для апостолов Дух Святой — это светящееся облако, которое покрыло их и, вместе с тем, позволило созерцать Божию Славу и слышать его голос.

Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что «Бог есть свет», вовсе не удачная метафора, а знание, опытом приобретенное на горе Фавор.

«Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, — говорит митрополит Антоний Сурожский, — что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы… Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир мир сияние Преображения».

В праздничном тропаре (коротком церковном песнопении, посвященном каждому христианскому празднику, дню памяти) есть такие слова: «Да возсияет и нам грешным, Свет твой неприступный». Они выражают стремление верующих к стяжанию Духа Святого, к тому, чтобы стать причастниками Божественного света и поделиться этой радостью с ближним.

 «Дан путь, исполнив этот путь, человек может почувствовать, увидеть Бога в том виде, в котором его увидели сами апостолы».

Не пред всем народом и даже не перед всеми учениками совершилось чудо Преображения, но лишь перед тремя избранными Христом апостолами, которые смогли перенести видение нестерпимой славы. И не сразу сделал их Господь свидетелями Своего Преображения, но по восхождении на вершину Фаворской горы, указывая этим, что не всюду и не во всяком состоянии можно сделаться свидетелями и соучастниками Преображения Господня, но лишь трудом восхождения.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией