Московская городская Дума приняла новый Закон города Москвы «О молодежи».
В настоящее время федеральным правовым актом, регулирующим государственную молодежную политику, является Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
В столице государственная молодежная политика регулировалась Законом города Москвы от 28 января 2004 года № 4 «О молодежи» (с изменениями от 22. 11. 2006 №56). В законе было 6 глав и 24 статьи.
Анализируя реализацию программы «Молодежь Москвы 2007-2009», Департамент семейной и молодежной политики города Москвы пришел к выводу, что необходимо внести в действующие нормативно-правовые акты существенные изменения, направленные на расширение круга целей и задач сферы молодежной политики, приведение законодательной базы в соответствие со сложившейся практикой реализации молодежной политики, устранение декларативных норм.
Год назад Департамент инициировал процесс разработки новой редакции закона. Постановлением Правительства Москвы от 02. 09. 2008 г. № 799-ПП была утверждена Концепция закона города Москвы «О молодежи». В общественных дискуссиях, посвященных законопроекту, приняли участие члены Студенческого правительства дублёров, представители Молодёжной палаты при Московской городской Думе, депутаты муниципальных собраний, актив студенческих и молодёжных советов, проректора вузов по воспитательной работе, представители органов исполнительной власти города, постоянные представители ООН в России.
1 июля 2009 года Мэром Москвы Ю.М. Лужковым проект закона города Москвы «О молодежи» был внесен в Московскую городскую Думу. 30 сентября 2009 года Московская городская Дума приняла закон города Москвы «О молодежи».
В новом законе 8 глав и 45 статей, в которые внесены принципиальные отличия от действующего закона.
В статье 1 нового закона указан развернутый понятийный аппарат (12 понятий), отсутствующий в прежнем.
Существенно уточнены цели и задачи государственной молодежной политики.
«1. Целями государственной молодежной политики являются:
1) создание равных стартовых возможностей для включения молодых
граждан в социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь
общества;
2) содействие нравственному, интеллектуальному и физическому
развитию молодежи;
3) устранение негативных явлений в молодежной среде.
2. Задачами государственной молодежной политики являются:
1) формирование у молодежи чувства патриотизма,
2) интернационализма, нравственных идеалов, активной жизненной позиции;
3) воспитание уважения к правам и свободам личности, культуре и
традициям других народов, национальной и религиозной терпимости;
4) воспитание у молодежи бережного отношения к историческому,
культурному и природному наследию;
5) популяризация здорового образа жизни;
6) защита прав молодежи в сфере образования, труда и охраны
здоровья;
7) содействие развитию у молодежи положительной трудовой
мотивации, высокой деловой активности, навыков эффективного поведения
на рынке труда;
8) противодействие распространению преступности, наркомании,
алкоголизма, токсикомании и иных зависимостей и антисоциальных
явлений».
В новый закон так же включена статья 6 «Приоритетные направления государственной молодёжной политики», которой нет в действующем законе.
Перечень субъектов государственной молодёжной политики увеличился с 6 (с учетом невнятно прописанных «категорий молодых граждан») до 10 в новом законе.
«Субъектами государственной молодежной политики являются:
1) молодежь, молодые граждане;
2) молодые семьи;
3) молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
4) молодые специалисты;
5) молодежные объединения;
6) органы государственной власти города Москвы;
7) организации, участвующие в реализации государственной молодежной политики;
8) молодежно-студенческие отряды;
9) трудовые объединения молодежи;
10) молодежные совещательно-консультативные органы».
В новый закон включена глава «Полномочия органов государственной власти города Москвы в сфере государственной молодежной политики», в которой определены полномочия Правительства города Москвы, Московской городской Думы и Уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, реализующего государственную молодежную политику.
В новом законе в статье 13 определены полномочия Форума молодежи города Москвы, который является «Высшей общегородской формой взаимодействия органов государственной власти города Москвы и иных субъектов государственной молодежной политики, а также органов местного самоуправления…».
Впервые в законе появляется и статья о Московской федерации молодежи. Она создается «В целях организации взаимодействия молодежных объединений, обеспечения защиты прав и законных интересов молодежи, представления указанных интересов в органах государственной власти города Москвы и органах местного самоуправления…». Московская федерация молодежи наделяется статусом основанной на членстве региональной общественно-государственной организации.
Впервые в закон включена глава «Вовлечение молодёжи в экономическую деятельность», а также ряд принципиально новых статей: «Молодежно-студенческие отряды», «Трудовые объединения молодежи», «Студенческое самоуправление», «Молодежные совещательно-консультативные органы», «Поддержка молодых специалистов», «Поддержка работодателей, содействующих трудоустройству молодежи» «Оценка эффективности реализации мероприятий государственной молодёжной политики» и другие.
И особо хотелось бы обратить внимание на то, что статья «Информационной обеспечение молодежной политики» существенно обновилась. Действующий закон декларирует:
«Статья 20. Информационная и кадровая поддержка молодежных организаций
1) Специально уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы обязан информировать молодежные организации о планируемых и
реализуемых мероприятиях в сфере молодежной политики, в том числе на
соответствующих территориях. Информация, предоставляемая молодежным
организациям, должна отражать проблемы, в решении которых они могут
принять участие, и предлагать формы этого участия.
2) Проекты законов и иных правовых актов по вопросам прав и
законных интересов молодых граждан размещаются на общедоступных
сайтах в сети «Интернет». Отзывы на указанные проекты подлежат
рассмотрению соответствующими органами государственной власти города
Москвы и носят рекомендательный характер.
3) По заявкам молодежных организаций специально уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров этих организаций за счет средств бюджета города Москвы, выделяемых на эти цели, и за счет использования в установленном законом порядке внебюджетных средств».
В новом законе устанавливается:
«Статья 40. Информационное обеспечение государственной молодежной политики
В целях информационного обеспечения государственной молодежной политики органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие меры поддержки:
1) популяризация в средствах массовой информации целей и задач государственной молодежной политики;
2) создание теле- и радиопередач, рассчитанных на молодежную
аудиторию;
3) освещение в средствах массовой информации проектов (программ),
реализуемых с участием молодежи;
4) применение новых информационных технологий;
5) организация производства и размещения социальной рекламы в
средствах массовой информации;
6) оказание содействия субъектам государственной молодежной
политики в создании и развитии собственных средств массовой информации;
7) иные меры поддержки.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы:
1) создает центры информации для молодежи;
2) содействует созданию в средствах массовой информации
структурных подразделений по вопросам молодежной политики;
3) предоставляет финансовую и иную поддержку средствам массовой
информации, оказывающим информационные услуги молодым гражданам, в
соответствии с законами и иными правовыми актами города Москвы;
4) информирует субъекты государственной молодежной политики о
планируемых и реализуемых мероприятиях;
5) обеспечивает деятельность общедоступного сайта в сети «Интернет».