Привлечение молодежи Великобритании к участию в библиотечных проектах
Российская юношеская государственная библиотека
В настоящее время в Великобритании практикуются две модели привлечения молодежи к деятельности публичных библиотек:
• кратковременное сотрудничество (подростки участвуют в каком-либо конкретном библиотечном проекте – например, в создании игрового клуба. Их участие заканчивается с завершением проекта);
• сотрудничество на постоянной основе (например, молодежные советы при библиотеках).
Последняя модель за истекшие десять лет получила широкое распространение в США, где в настоящее время молодежные советы функционируют практически во всех публичных библиотеках. Однако в рамках этой модели сотрудничество библиотек с молодежью носит достаточно формальный характер.
Для Великобритании же в большей степени характерна первая модель сотрудничества – более оперативная и практически нацеленная. Ниже будет дано описание некоторых библиотечных проектов, к участию в которых привлекаются подростки. Эти библиотечные проекты отобраны потому, что на начальных этапах сотрудничества библиотек и молодежи именно такие проекты организовать проще всего. К тому же они не требуют серьезных финансовых затрат.
Проект 1. Участие в дизайне библиотечных помещений
Участие в конструировании или реконструкции библиотечных помещений – один из наиболее популярных способов привлечения молодежи в библиотеку и к тому же это самая наглядная и креативная деятельность. Очень важно, чтобы молодежь имела в библиотеке некое пространство (зону), которое они могли бы назвать и почувствовать своим. В идеале такое пространство должно быть комфортабельным, иметь современный дизайн, кафе или буфет, разнообразные информационные ресурсы и технологии, уголки для неформального общения и высокое качество библиотечного обслуживания.
В реальной жизни выполнение этих условий зависит, естественно, от бюджета библиотеки. Если бюджет невелик, есть смысл посоветоваться с подростками, на что именно его потратить. Иногда оказывается достаточным разместить современные постеры или автомат с напитками. Кроме того, подросткам можно предложить участвовать в усовершенствовании дизайна молодежных зон самыми различными способами. Они могут:
• выбрать, сколько из выделенных денег потратить на мебель, краску или покрытие полов,
• создать портфолио дизайна той или иной молодежной зоны,
• самостоятельно разработать стиль своего библиотечного пространства,
• высказать свои эстетические предпочтения с помощью обычного или он-лайнового анкетного опроса,
• участвовать в создании художественных инсталляций во внутренних помещениях библиотеки или декорировать наружные стены в стиле граффити.
Так, например, в публичной библиотеке в Блекборне с участием подростков первый этаж библиотеки, где ранее располагалось кафе, был переделан в молодежную зону. Теперь здесь располагаются настенный плазменный экран, автоматы с напитками, телевизор, установлены плейстейшн2 и аудиоаппаратура. Проект был выполнен студентами технологического института в качестве курсовой работы.
В этой молодежной библиотечной зоне собираются участники молодежной читательской группы, а также члены группы создателей графических новелл и клуба аниме. Здесь же проводятся и различные тематические молодежные вечера. В дальнейшем библиотека планирует создать молодежную фокус-группу (волонтеров) из числа постоянных посетителей для составления перспективных планов работы с молодежью.
У публичной библиотеки города Дадли-Вуд к определенному моменту сложились весьма напряженные отношения с местными подростками. В результате имели место акты подросткового вандализма в библиотеке – было разбито огромное фронтальное окно, и пришлось закрыть его металлическими ставнями, которые выглядели весьма неприглядно. С целью сделать здание более привлекательным для молодежи библиотечное руководство решило пригласить местных художников, работающих в стиле граффити, а также привлечь к участию в этом проекте в качестве помощников членов местных молодежных групп. В результате совместного творчества фасад библиотеки стал красивым, современным и привлекательным. С тех пор акты вандализма прекратились, а число молодых пользователей библиотеки увеличилось3.
Проект 2. Привлечение молодежи к формированию единого библиотечного фонда
Этот проект явился прекрасной возможностью привлечь молодежь к участию в библиотечных программах. К тому же его достаточно легко организовать, и участие в нем выгодно для обеих сторон – и для библиотеки, и для молодежи.
Польза для библиотеки:
• возникает хорошая возможность наладить контакты с молодежью, которая не пользуется библиотечными услугами,
• молодежь узнает, что хотят читать их сверстники, а это делает библиотечный фонд более ориентированным на пользователя,
• увеличивается количество новых пользователей из числа участников проекта, их друзей и родственников,
• улучшается имидж библиотеки в глазах молодежи, особенно если подростки помогают организовывать выставки или продвижение библиотечных коллекций,
• увеличиваются знания библиотекарей об интересах и потребностях молодежи, тем самым повышается их профессиональная квалификация,
• формируется конструктивный опыт общения с молодежью.
Польза для молодежи:
• приобретается опыт работы с бюджетными средствами,
• улучшается отношение к чтению,
• приобретается опыт командной работы,
• возникает ощущение собственной значимости.
Этапы подготовки библиотеки к участию молодежи в формировании библиотечного фонда
• выделение из бюджетных средств той части, которую будут подростки расходовать самостоятельно;
• определение той части фонда, с которой будут работать подростки (отраслевая, комиксы или свободный выбор);
• установка на консультации членов фокус-группы (волонтеров) с другими подростками или на предоставление группе полной самостоятельности при отборе изданий;
• налаживание партнерских отношений с молодежными группами и центрами с целью привлечения в библиотеку новых пользователей и участников отбора изданий;
• организация демонстрации отобранной подростками коллекции источников как в библиотеке, так и в школе или в молодежном центре. (В публичной библиотеке Дадли-Вуд отобранная коллекция демонстрируется в библиотечной молодежной зоне);
• привлечение подростков к участию в демонстрации и продвижении нового фонда;
• готовность к тому, что молодежь может интересоваться в первую очередь вовсе не книжным фондом. В таком случае подростков можно привлечь к приобретению журналов, CD, DVD и компьютерных программ. (В публичной библиотеке Кембриджа эта практика применяется весьма широко).
Методы привлечения молодежи к формированию фонда
Посещение книжных магазинов
Членам фокус-группы выделяется определенная сумма денег и дается разрешение на приобретение книг (или других носителей информации – по договоренности) в местном книжном магазине по заранее подготовленным спискам учебных дисциплин, тем или жанров. (В практике Великобритании эти книги можно вернуть потом обратно в магазин).
Посещение выставочных экспозиций библиотечных поставщиков
Библиотечный комплектатор берет с собой в демонстрационный зал фирмы-поставщика группу подростков-«экспертов» для знакомства с издательским репертуаром «де-визу» и дальнейшей закупки новых книг. Такая практика прочно закрепилась в публичной библиотеке Бирмингема.
Использование электронных книжных магазинов
Организуется доступ подростков к информации, размещенной на сайтах Интернет-магазинов с целью отбора наиболее интересных для них книг и других носителей.
Использование «ящика для предложений (пожеланий)»
В библиотеке устанавливается «ящик для предложений (пожеланий)», в который подросток может опустить записанное на бумаге свое предложение (пожелание) или же в предложенном библиотекарями списке отметить издания, которые, по его мнению, надо приобрести в фонд библиотеки.
Использование библиотечного сайта
На сайте библиотеке открывается специальная страничка или «окно», где молодежь может высказывать свои рекомендации относительно новых закупок в фонд библиотеки.
Утвержденные коллекции новых поступлений
Молодые люди знакомятся с уже утвержденным библиотекарями-специалистами списком намеченных к приобретению источников и имеют право выбрать те названия, которые их заинтересовали в наибольшей степени. (Так поступают в Публичной библиотеке г. Дадли-Вуд). Отобранные ими названия также составят экспертную коллекцию новых поступлений в фонд библиотеки.
Сопутствующие мероприятия
• Коллекция новых поступлений, отобранная группой подростков, должна иметь «паблисити». Для этого на книги и другие источники следует прикрепить наклейки, свидетельствующие о том, что они выбраны именно подростками.
• Молодые люди должны принимать непосредственное участие в демонстрации подобранной ими коллекции новых поступлений.
• Презентацию коллекции новых поступлений желательно сопровождать фуршетом с приглашением прессы (Так поступают, например, в Публичной библиотеке в Шелдоне).
• Кого-либо из подростков-участников отбора коллекции новых поступлений нужно попросить написать репортаж с открытия выставки, обзор новых поступлений для местной прессы или библиотечного сайта.
• Можно организовать фоторепортаж с комментариями, иллюстрирующими процесс отбора и покупки подростками печатных, электронных и иных изданий.
• В библиотечной практике Великобритании подростки привлекаются к возврату книг, если они были взяты в книжном магазине и не устроили отдел комплектования.
Вместо заключения
В Великобритании существуют и другие библиотечные проекты, для участия в которых привлекается молодежь. Это участие в создании библиотечных сайтов, Манга и Аниме4, игровые классы, креативные клубы, клубы домашней работы и многое другое. Характерно, что к реализации этих проектов привлекаются не только постоянные пользователи библиотек, но и те подростки, которые не посещают библиотеки, и даже те, кто относится к ним негативно. Для привлечения двух последних категорий молодежи очень важно развивать партнерство между библиотеками и другими организациями, работающими с молодежью – школами, молодежными центрами, т.е. основными поставщиками новых библиотечных пользователей.
В последнее время в Великобритании получают развитие т.н. креативные кластеры, обслуживающие молодежь. Примерами таких кластеров может быть сотрудничество между библиотекой и близко расположенном молодежном кафе или баре (особенно, если это IT кафе), где проводятся презентации библиотечных коллекций. В свою очередь посетители кафе пополняют ряды пользователей библиотеки. Дальнейшее развитие Book Bars (книжных баров) является одним из приоритетных направлений работы с молодежью, по мнению некоторых английских специалистов.
Еще более важным, если не решающим, компонентом привлечения подростков к участию в библиотечных проектах является мотивированность их участия.
Основные побудительные мотивы участия молодежи в библиотечных проектах:
Финансовый интерес
Многие молодежные организации, муниципалитеты, «друзья библиотеки» оплачивают время подростков, затраченное на выполнение библиотечных услуг (как правило, это незначительные суммы). В ряде случаев вместо денег используются ваучеры, с которыми можно посетить спортивный магазин, кинотеатр, футбольный матч.
Интерес к какой-либо деятельности в стенах библиотеки
Этот интерес не связан с участием подростков в каком-либо проекте. Так, например, возможность научиться пользоваться видеокамерой или поучиться у художника, работающего в стиле граффити.
Участие в праздничном мероприятии
Многие молодые люди любят участвовать в церемониях презентации, посещать театрализованное представление или фуршет с музыкой.
Награды и сертификаты
Многие подростки любят признание и положительную оценку их вклада в тот или иной библиотечный проект. Они могут быть награждены, например, знаком отличия «Волонтеры миллениума» или отмечены официальным письмом, признающим их заслуги. В дальнейшем они включают все эти знаки отличия в свое профессиональное портфолио.
Угощения
Если у библиотеки скудный бюджет, подростки с удовольствием едят покупную пиццу, напитки и бисквиты.
Свободный доступ к библиотечным ресурсам
Если бюджет библиотеки не позволяет наградить молодых людей за их участие в тех или иных программах, им предлагают CD-ROM или DVD без арендной платы или безлимитный доступ в Интернет.
И последнее. Использование различных методов по привлечению молодежи к участию в различных формах библиотечной работы является, по мнению английских специалистов, одним из основных пунктов в перечне необходимых навыков и умений библиотекаря, работающего с молодежью.
И здесь, убеждены они, библиотекарю очень важно избежать формального отношения к такому сотрудничеству (т.н. токенизм – от англ. «token» – знак, «tokenism» – видимость) и всегда помнить, что интересы и предпочтения современной молодежи в сфере библиотечного обслуживания формируют не библиотекари, как бы они этого ни хотели и ни пытались сделать, а реалии сегодняшней жизни.
А.В. Янков