Писатель Михаил Дымов предложил русским ученикам начальной школы попросить, спросить или сказать что-нибудь Богу (см. приложение), и в итоге получилась у него замечательная книга, полная искренних, местами грустных, местами очень смешных, детских фраз. Многие, мне кажется, задавались вопросом, почему же такие маленькие дети говорят такие умные вещи. Я не раз слышала возгласы недоверия: «Этого не мог сказать ребёнок, даже я до такого не додумался бы!». Но недаром существует поговорка: «Устами младенца глаголет истина».
Я привела выдержки из книги «Дети пишут Богу». Важно отметить, что независимо от того, верят дети в Бога или нет (это видно по ответам), он всё равно является кем-то всемогущим, важным и правильным, у него по секрету можно спросить и попросить, что угодно, ведь дети в этом возрасте всё еще верят в чудеса. Они разговаривают с ним одновременно на равных и с благоговением, потому что он не взрослый, он особенный.
Ошибка взрослых в том, что когда они слышат умные фразы от детей, они думают, что ребёнок рассуждал так же, как взрослый. Это не так! Мыслительные процессы у младших школьников обычно бывают тесно связаны с действиями. У них еще большое место занимают непосредственные впечатления, которые иногда могут утруднять необходимое отвлечение от конкретного, чтобы понять абстрактное. Т.е. если посмотреть на фразы, то можно заметить, что дети всегда указывают какое-то одно свойство людей или жизни, потому что они попадали в одну какую-то конкретную ситуацию, где люди или жизнь проявляла себя так или иначе. Добавим сюда особенности воспитания и жизни в России и получаем не всегда внимательное или доброжелательное отношение к детям (к сожалению!).
Детишки активны, впечатлительны, любознательны, они продолжают приставать с вопросами; в школе нужно строить отношения с одноклассниками и с учителями, и еще, представляете себе – учиться! Всё это повышает самооценку, но ребёнок всё равно путается, многого не понимает, от него теперь и требуют больше. Кто-то придумывает ответы сам, а кто-то обращается к родителям, оттого в этих письмах мы можем увидеть всем известные фразы, и это означает, что ребёнок повторяет то, что говорили ему родители и тем самым хочет точно узнать у Бога, правда ли это.
Не очень легко дается младшим школьникам понимание отвлеченных, абстрактных понятий. Так, Саша под вопросом «А мы не игрушки Твои?» скорее всего имел ввиду то, что если человек может играть с игрушками, то кто-то больше, чем человек, например, Бог, может играть с людьми, как с игрушками.
С каждым годом у детей развивается способность к обобщению, к выделению существенных признаков предметов и явлений. Суждения и умозаключения у младших школьников становятся все более логичными. Почему это дети не могут быть умными? Наверняка, Зоя спросила сначала у мамы, кто такие верующие, а потом у папы, при этом, например, мама сказала, что они верят в Бога и стараются быть правильными, а папа сказал, что они ходят в церковь. А когда она увидела или услышала, что какой-нибудь дядя, который ходил с ними в церковь, сделал что-нибудь плохое, то у неё сразу возник вопрос: «Верующий он или нет?», и если он ходит в церковь, но при этом делает что-то плохое, то тогда папины и мамины «верующие» — это не одно и то же, и сколько же тогда верующих среди верующих?
Это нам кажется, что дети, которые только пошли в школу еще совсем ничего не умеют, хотя на самом деле в 7 лет он уже должны правильно строить предложения и правильно говорить. Конечно, по ходу они придумывают новые и изменяют старые слова, а если не понимают смысла – находят своё объяснение, а это именно из их уст звучит по-особенному умно. А если они учатся правильно говорить и логично рассуждать с помощью родителей и учителя, то почему все их догадки относительно окружающего мира должны быть неверными?
Дети верят, что правильно делать так, как говорят мама с папой и иногда Бог, но видят в жизни, что часто получается по-другому: живёт лучше тот, кто ворует, а если подставишь другую щеку – тебя и по ней ударят. Оттого так искренне удивляются, и оттого возникает столько вопросов и рассуждений. Для детей, которые совсем недавно пришли в этот мир, он совсем другой: он чувственный, он новый, и, главное, он такой, каким его подают взрослые, и здесь самое главное не запутать ребёнка, не показывать ему лишь плохие примеры, таким образом воспитывая в нём негативное отношение к миру.
Приложение
М.Дымов «Дети пишут Богу» (выдержки)
Про любовь
От любви не умирают, от любви просто не живут.
Георгий, 3 кл.
Самая тяжолая болезнь на Земле, Господи, любовь. Но все человеки почему-то хотят заразиться этой болезнью.
Люба, 2 кл.
Любовь Ты дал людям, чтоб у них были страдания?
Ася, 2 кл.
Про жизнь
Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?
Наташа, 2 кл.
Тебе нравится, что творится на Земле?
Андрей, 4 кл.
А когда на Земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи?
Валера, 2 кл.
На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?
Игорь, 4 кл.
Я долго думала, что попросить у Тебя. Может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтоб мама приходила с работы всегда веселая и добрая.
Катя, 4кл.
Пожалуйста, сделай жизнь проще.
Павел, 4 кл.
Милый Боженька, забери меня обратно, здесь так скучно.
Вася, 2 кл.
Про людей
Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?
Олег, 3 кл.
Зачем Ты сделал человека главным на Земле?
Олег, 4 кл.
Спаси наши души от инвалидности.
Изя, 4 кл.
Спасай людей не от грехов, а от одиночества.
Сергей, 3 кл.
Я у родителей поздний ребенок, да и они у меня не дети.
Юра, 3 кл.
Пишу Тебе из интерната. Интернат — это место, куда ссылают детей за плохое поведение родителей.
Ария, 4 кл.
Ты создал человека, Господи, а он создал Тебя. И еще неизвестно, у кого это получилось лучше.
Борис, 4 кл.
Цветы у Тебя получились лучше, чем человек.
Галя, 4 кл.
Знаешь, а у некоторых людей на сердце ставни.
Ольга, 3 кл.
Скажу по секрету: когда я вижу одинокую женщину, мне бывает за Тебя стыдно.
Армен, 4 кл.
Я не хочу в мир взрослых — там все неправда.
Андрей, 4 кл.
Почему многие люди такие несолнечные?
Арина, 3 кл.
Философия
На каком языке говорят души?
Рая, 4 кл.
А мы не игрушки Твои?
Саша, 2 кл.
Сколько верующих среди верующих?
Зоя, 4 кл.
Может ли хватить детства на всю жизнь?
Марк, 1 кл.
Открой нам нас.
Вова, 4 кл.
Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты — в меня.
Ляля, 2 кл.
Мне кажется, Ты забираешь наших талантливых людей раньше времени к себе, потому что они Тебе тоже нравятся.
Остап, 3 кл.
Господи, чем меньше человек живет, тем меньше он грешит. Получается, что…
Настя, 2 кл.
Мы Тебя понимаем светлее, чем взрослые.
Гарик, 2 кл.
А Ты хитрый, вначале позволяешь человеку согрешить, затем он покается, и Ты его прощаешь. Получается, Ты всегда добрый. Ловко.
Толик, 4 кл.
Почему мы дожны страдать из-за непослушания Адама и Евы?
Аркадий, 2 кл.
Куда уходит время? В седину?
Юля, 3 кл.
За что мы стареем?
Илья, 3 кл.
Я написал стихи. Они стыдные. Я их никому не показывал, но Тебе, Боженька, я покажу. Вот они.
Взрослые плачут слезами.
Взрослые плачут глазами.
Маленькие плачут сердцем,
Маленькие плачут жизнью.
Но если взрослый плачет, как маленький,
Значит, он и правда плачет.
Марик, 4 кл.
Паршукова Анастасия