Суббота 27.04.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Даниил Трифонов: «Для того чтобы добиться успеха нужно любить музыку в каждой ее ноте»

01. 11. 2011 745

Такова формула успеха обладателя гран-при (10 000 евро) и 1 премии (20 000 евро) XIV Международного конкурса имени Чайковского российского пианиста Даниила Трифонова. И что характерно, ему же был присужден приз зрительских симпатий. Интрига конкурса сохранялась до последнего дня. Имя лауреата было объявлено в Петербурге в Концертном зале Мариинского театра, где проходил заключительный гала-концерт.

Ранее 20-летний Трифонов уже стал победителем конкурса молодых пианистов имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, получил третью премию на конкурсе Шопена в Варшаве. Он окончил школу имени Гнесиных, сейчас учится в Кливлендском институте музыки. Даниил заявил: «Чтобы выдержать этот марафон, потребовалось огромное напряжение сил. Я забыл обо всем и сконцетрировался на музыке. Слава богу, смог выложиться».

Хотя желание принять участие в мероприятии изъявили 583 музыканта из 47 стран мира, но отбор прошли 122 исполнителя из 29 государств. Несмотря на то, что все участники — победители различных других конкурсов, их все равно отбирали по присланным записям. Председателем Оргкомитета стал знаменитый дирижер Валерий Гергиев.

 

XIV Конкурс Чайковского, основанный в 1958 году, впервые проходил в двух российских столицах. По словам Валерия Георгиева это было вызвано боязнью невозможности доведения ремонта московской консерватории до конца. Петербургская консерватория «протянула руку помощи» коллеге. Но реставраторы все же, успели подготовить Большой зал Московской консерватории. Причем его акустика значительно улучшилась. Был также восстановлен великолепный витраж покровительницы церковной духовной музыки святой Цецилии. Он был утрачен во время войны. Окраска стен стала первоначальной, близкой стилю модерн, восстановлена дарственная надпись на органе.

В состав судейских коллегий конкурса вошли всемирно известные музыканты: Владимир Атлантов, Владимир Ашкенази, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Денис Мацуев, Елена Образцова, Кшиштоф Пендерецкий, Виктор Третьяков, Барри Дуглас, Питер Донохоу. Почетным председателем жюри конкурса пианистов стал Ван Клиберн, исповедующий принцип — исполнитель должен как можно более верно, честно, правильно и правдиво интерпретировать сочинение, быть слугой и солдатом музыки, обязанным донести до каждого слушателя на самом дальнем ряду понимание произведения — свое и композитора. Легендарный Ван Клиберн прибыл к III туру состязания. Увидав его в зале, публика стала неистовствовать, наверное, как 50 лет назад… Ведь воспитанник российского педагога, он тоже своего рода представитель русской исполнительской музыкальной школы. Поэтому-то его так все и почувствовали на конкурсе Чайковского.

Отрадно, что многие традиции были успешно соблюдены. Так открылся 14-й Международный конкурс имени Чайковского14 июня в Москве. Так же как предыдущий — ХШ открылся 13 июня. На церемонии открытия в Большом зале Московской консерватории присутствовал премьер-министр РФ Владимир Путин, который слушал музыку в окружении Валерия Гергиева и Галины Вишневской. Конкурс открылся концертом лауреатов разных лет — Владимира Спивакова, Дениса Мацуева (тогда как традиционно должен был играть лучший пианист предыдущего конкурса) и Альбины Шагимуратовой.

К сожалению, генеральный директор конкурса Ричард Родзинский как иностранец до конца не осознавал, что конкурс — центральное событие музыкальной жизни России и провел жеребьевку пианистов очень сухо, номера и фамилии объявлял очень тихо. В то время как на предыдущем конкурсе жеребьевка была обставлена, как праздник и даже был придуман утешительный приз для вытянувшего 1 номер. На предыдущем конкурсе президентом был Мстислав Ростропович, который заявил, что он желает конкурсу Чайковского долгой жизни, успехов, чтобы музыка доходила до новых сердец, до молодых людей. Маэстро (несмотря на смерть, его оставили почетным президентом конкурса) сумел привлечь значительные средства спонсоров, благодаря им конкурс прошел с большим размахом, постоянно вызывая чувство радости. Так в его рамках был проведен международный конкурс скрипичных мастеров, организована традиционная поездка в Дом-музей Чайковского в Клин для жюри, конкурсантов (среди них был будущий обладатель 1 премии среди вокалистов Валерий Цымбалюк), журналистов. В этом году многолетняя традиция посещения Клина была нарушена. Вместо нескольких автобусов только два члена жюри по собственному почину поехали в Клин, чтобы поклониться гению русской музыке, посадить березку и сыграть на его рояле. Они вдвоем и увидели выставленные музейщиками оценочные листы Вана Клиберна. Не довелось ему и сыграть на приготовленном рояле Чайковского. Подарки музейщики были вынуждены передать ему на пресс-конференции. Это факсимиле рукописи Шестой симфонии Чайковского, отсканированные письма на имя Вана Клиберна. Среди них — письмо Шостаковича. 

И, уже традиционно и отборочные туры, и присуждение наград сопровождались интригами. Так на Х1 конкурсе любимцем публики был пианист из Великобритании Фредерик Кемпф, игравший благодаря своему педагогу очень задушевно и близко русскому слушателю. Но 1 место досталось приверженцу атлетической манеры исполнения Денису Мацуеву. На ХП конкурсе 1 место досталось японской пианистке, потому что японцы были главными спонсорами конкурса. А 1 премия среди скрипачей наградили китайца, обладающему, конечно, высоким уровнем, но еще и награжденным жюри потому, что оголтелые националисты его избили прямо на Манежной площади Москвы. Вообще в те кризисные годы руководителю Международного конкурса имени Чайковского. 

Тихону Хренникову приходилось предпринимать героические усилия, чтобы его сохранить. На ХШ — снискал славу самого эпатажного пианиста Андрей Коробейников, собрав вокруг себя массу слухов и получив, таким образом, куда более успешную, чем у победителя Милослава Култышева, пиар-компанию. На Х1Y конкурсе музыкальные журналисты, присудили независимый «Приз критики» пианисту Александру Лубянцеву, ставшему бронзовым лауреатом XIII Конкурса имени Чайковского, но не вошедшему в число финалистов в 2011 году. Музыкальное исполнение 24-летнего и Александра Лубянцева помимо великолепной техники отличали философичность и психологизм, тонкость восприятия окружающего мира — лучшие черты, присущие русскому искусству вообще. Благодаря этим качествам он заметно превосходил соперников в создании образа, глубине прочтения музыкальных произведений великих авторов. Причем Лубянцев из многодетной семьи, в которой все тоже музыканты. И он признался, что приехал на конкурс главным образом, чтобы найти музыкального продюсера, необходимого ему для успешной музыкальной деятельности.

Еще один любимец публики лиричный Алексей Чернов занял только пятое место. Обладатель П премии конкурса Скрябина по признанию слушателей он сыграл здесь этюды Скрябина так как их исполнил бы, наверное, сам композитор… Не устояло и жюри, пропустив его на Ш тур. А вот обладатели II премия (15000 евро и Серебряная медаль) – 25-летняя Йол Юм Сон (Корея) III премия (10000 евро и Бронзовая медаль) – 17-летний Сенг Чжин Чо (Корея) продемонстрировали высокий уровень техники, но играть им по большому счету было все равно что. Они играли не Чайковского, а музыку. Поневоле тут вспомнишь про «играющие компьютеры» или ту же Ванессу Мэй… Специальная премия Владимира Крайнева досталась Александру Романовскому (Украина). Он состоялся как музыкант благодаря конкурсу, который Владимир Крайнев проводил в Харькове, городе в котором научился играть на пианино… На закрытии конкурса присутствовала вдова музыканта – знаменитый тренер, педагог Татьяна Тарасова. 
Интересна судьба виолончелиста Нарека Ахназаряна из Армении, получившего золотую медаль. Конкурс Чайковского покорился ему со второго раза. На прошлом конкурсе он в возрасте 18 лет занял почетное пятое место. Нарек по договору Армении с Россией бесплатно обучается в Московской консерватории и признается, что он безмерно благодарен своей второй Родине. Также очень юны еще два виолончелиста, занявшие
призовые места. Эдгару Моро из Франции только 17 лет, но уже отличается виртуозностью и французским изяществом исполнения. Он состоялся как профессионал благодаря проводимому во Франции конкурсу имени Ростроповича (II премия (15000 евро и Серебряная медаль). Ш премия (10000 евро и Бронзовая медаль) присуждена Ивану Каризне (Беларусь). Этот 18-летний богатырского сложения музыкант в своем исполнении несколько тяжеловесен, но эмоциональность его игры не позволяет аудитории отвлекаться на свои мысли, держа в напряжении от начала до конца.
I премия (20000 евро и Золотая медаль) скрипачам решено не присуждать. А II премия (15000 евро и Серебряная медаль) – 25-летний Итамар Зорман (Израиль) и 22-летний Сергей Догадин (Россия). Причем россиянин играл на скрипке Страдивари из музея имени Глинки. Любопытно, что обладатель IV премия (5000 евро и Диплом) – 21-летний молодцеватый красавец Найджел Армстронг (США) устроил на гала-концерте настоящее американское шоу. Он бил степ и играл на скрипке, держа ее за спиной.
В сольном пении I премия (20000 евро и Золотая медаль) получила Сун Янг Сео (Корея). I премия (20000 евро и Золотая медаль) – Чжонмин Парк (Корея). II премия (15000 евро и Серебряная медаль) – Амартувшин Энхбат (Монголия). На заключительном концерте он исполнил песню о родителях на музыку современного монгольского композитора. Но волшебное пение степняка даже на непонятном монгольском языке просто покорило зал. Он тоже получил приз зрительских симпатий.
На гала-концерте лауреаты выступали в сопровождении лучшего в нашей стране симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В заключении хочется сказать особое спасибо за великолепный вокальный конкурс благодаря приме Мариинского театра Ольге Бородиной, и маэстро Валерию Гергиеву за то, что молодые музыканты не будут брошены в свободное плавание, а по его словам, получат плотный гастрольный график по российским и международным городам и весям. Голова кружится от одного только перечисления ангажементов. Судите сами нашим лауреатам — юным студентам и аспирантам предстоят выступления на Бетховенском фестивале в Бонне, гала-концерте Лондонского симфонического оркестра, гастроли по Японии, гастроли по Китаю. Их ожидают для работы Иерусалимский симфонический оркестр, Миланский симфонический оркестр, Оркестр итальянской Швейцарии. И это далеко не полный список. Также не канут в неизвестность яркие исполнители, не попавшие в первые ряды. Они тоже приглашены Гергиевым участвовать в гастролях и выступать в Мариинском театре. Дай бог все это осуществиться. Хотелось бы более бережного отношения к многолетним традициям конкурса Чайковского. И если так уж необходимы иностранцы-руководители, неплохо бы им изучить историю главного российского конкурса, традиционно становящегося стартовой площадкой для молодых одаренных музыкантов, дающей им возможность обрести любовь публики и признание профессионального сообщества. Призовые места на конкурсе принесли мировую известность многим музыкантам — Ван Клиберну, Владимиру Ашкенази, Элисо Вирсаладзе, Михаилу Плетневу, Григорию Соколову, Борису Березовскому, Денису Мацуеву, Владимиру Атлантову, Елене Образцовой, Евгению Нестеренко, Паата Бурчуладзе. Они получили эстафету от Дмитрия Шостаковича, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Генриха Нейгауза и передали ее теперь 17-летним и 20-летним Даниилу Трифонову, Эдгару Моро, Александру Романовскому, Сергею Догадину, Найджелу Армстронгу, Нареку Ахназаряну, Ивану Каризне. Равновеликие ли они? Покажет время…
 
 
 
 
Михаил Маслов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией