Воскресенье 06.10.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Разрешите пригласить Вас на прогулку по стихам…

20. 03. 2024 1 262

1 марта на Камерной сцене Московского драматического театра «Сфера» (структурное подразделение «Театра Эрмитаж») состоялась премьера моноспектакля «Маяковский. Прогулка» в постановке ведущего актера театра Александра Пацевича, приуроченная к 130-летию со Дня рождения поэта. Все, что связано с творчеством Владимира Владимировича, представляет для меня особый интерес, поэтому пропустить эту премьеру я никак не могла.

Громогласный. Смелый. Тревожный и вместе с тем спокойный. Этот спектакль можно охарактеризовать теми же эпитетами, что самого Маяковского и его произведения. Сценическая версия Александра Пацевича – свежий взгляд на творчество великого поэта-революционера. И этот взгляд оказался мне настолько близок, что с первых же секунд в душе начало разливаться тепло. Гармоничное сочетание света, музыки, визуального ряда, которые заполняют пространство зала, погружают нас в особую атмосферу поэтической композиции.

Спектакль начинается с авторской песни Александра – дальше в постановке их прозвучит еще много. И с первых же строк ты думаешь: «Маяковский под гитару? А ведь это так красиво! Звонко, с нотками романтизма, но все также уверенно». Каждая из авторских песен – как размашистые мазки крупной кистью на холсте, из которых создается целостная законченная композиция, картина о творчестве и жизни поэта. И ты наблюдаешь за тем, как автор, в данном случае актер, создает в четыре этапа эту работу, которая позволяет зрителю по-другому взглянуть на образ, характер и талант Владимира Маяковского.

Отдельно хотелось бы отметить, что за основу в постановке взяты не только самые популярные и всем известные стихотворения Владимира Владимировича, но и менее цитируемые. Благодаря этому получается более глубинное знакомство с его творчеством. А связки в виде отрывков из его прозы добавляют спектаклю смысловой целостности. Благодаря им углубляться в биографию поэта становится проще – думаю, это особенно важно для зрителя, который не так хорошо знаком с историей его жизни, как я.

Хочу отметить, что Александру Пацевичу удалось очень хорошо показать не Маяковского-революционера, а Маяковского-человека, с его чувствами и эмоциями. Во многом считаю верным и правильным то, что Александр, как автор сценический версии и режиссер, отошел от клише, которые зачастую в первую очередь ассоциируются с творчеством поэта, его стилем и образом. Особая душевность, искренность, сопереживание чувствовались в монологе, обращенном Пушкину (произведение «Юбилейное») и стихотворении «Сергею Есенину». Это была не просто актерская игра или песня под гитару. Это были мини-перфомансы внутри спектакля, которые с каждым словом все больше раскрывали такую сложную и во многом загадочную личность Маяковского.

И, конечно, я ждала любимое – «Послушайте!». И оно случилось. Версия под гитару – тоже непривычный для меня формат этого произведения. Но каким оно получилось романтичным и проникновенным! Спокойная, затем нарастающая, а в конце и вовсе раскатистая мелодия гитарных струн придает всем известным строкам совершенно другой оттенок и эмоции. Для меня это стихотворение всегда было немного печальным, его хотелось читать с нотками надежды в голосе – так я его чувствовала. А в тот вечер я услышала в нем новое – ту самую решительность и смелость, характерную для всех произведений Маяковского. Однако, финал песни все равно был таким, каким в душе я чувствую это произведение – нежным. Стопроцентное попадание в меня и в каждую частичку моей души! И это удивительно!

После показа актер и режиссер моноспектакля «Маяковский. Прогулка» Александр Пацевич рассказал нашему изданию интересные детали работы над постановкой.

— Александр, расскажите, пожалуйста, почему обратились к творчеству именно Владимира Маяковского? Для меня лично эта постановка была очень интересна, потому что я поклонник произведений этого поэта — с ними у меня многое связано.

— В прошлом году 19 июля исполнилось 130 лет со дня рождения поэта. И поскольку по фактуре, как мне говорят, я напоминаю Владимира Владимировича, художественный руководитель поручил мне подготовить программу. На тот момент я не был большим знатоком творчества Маяковского, поэтому накупил книг и начал читать его стихи. Я принял решение преподнести их именно в формате музыкальных композиций, потому что они мне ближе — я сам тоже немного пишу стихи и сочиняю песни. Через них я старался передать то, как эти стихотворения отозвались в нашей реальности, в современном человеке. При чем их получилось раза в два больше, чем звучит в спектакле – многие, к сожалению, не вошли. Помимо поэзии, я купил книгу с прозой Маяковского. Когда начал ее читать, был удивлен, насколько его заметки современны и актуальны, ведь можно провести параллель с революцией 1917 г. и Майданом 2013 г. Из-за всевозможных санкций, которые были тогда и есть сейчас, я читал, и у меня волосы на голове шевелились, насколько я его понимал. А рассказ про то, как он сочинял стихотворение «Сергею Есенину», оказался настолько захватывающим, что я решил преподнести его в формате сценки. Пришло также большее понимание его личности – насколько он был трудолюбивый, работоспособный, прагматичный, открытый человек. Совсем не такой, каким сперва я его себе представлял. И если изначально я думал, что сценическая программа будет состоять из песен и стихов, то потом я понял, что эти заметки в прозе тоже нужно обязательно вставлять в постановку. Самое главное, что хотелось бы подчеркнуть из них – во всей ситуации, когда была интервенция, менялась страна, красные (большевики) пришли к власти, он ни одного слова не сказал плохо о России. И в названии не зря упоминается прогулка – мы ходим от стихотворения к стихотворению, то есть получается прогулка по творчеству Маяковского.

— То есть все песни, которые звучат в спектакле под гитару – это Ваши авторские произведения на стихи Владимира Владимировича?

— Да, это мои песни. Какими-то из них я, отчасти, горжусь. Сначала у меня вообще была мысль, что это будет рэп, но потом пришел к выводу, что это уже стереотип. Даже когда я готовился к этому спектаклю, слушал джаз. И коллега по гримерке очень удивился, как могут сочетаться Маяковский и джаз. Он тоже сразу сказал, что его произведения больше подходят под рэп. Поэтому хотелось осуществить некий разрыв шаблона, подобрать формат, приближенный к стилю неороманса, чтобы это была музыка конструктивизма. Прицел был, в основном, на молодую аудиторию, чтобы это было близко и понятно им. Поэтому я вдохновлялся разными исполнителями и мотивами, которые помогали мне написать соответствующую музыку.

— Вы сказали, что не близко были знакомы с творчеством Маяковского. А появилось ли у Вас, как у человека, любимое произведение Владимира Владимировича за время работы над спектаклем?

— Много. Когда я начал его читать, были такие случайности и совпадения, что сразу думаешь: Бог на твоей стороне. Например, для стихотворения «Про это» я долго искал музыку, пытался даже под «Реквием» Моцарта его читать. Месяц искал ее и потом вдруг наткнулся на сборник произведений дирижера А. С. Бадхена, а в нем – парафраз к романсу Д. Д. Шостаковича. Начал читать под него стихотворение, понял, что настроение то, что надо, и оно идеально ложится на музыку по продолжительности. А главное, что моменты развития в обоих произведениях тоже совпадают. Также мне очень повезло, что, когда начал читать Маяковского, сразу наткнулся на его стихи про заграницу: «Бруклинский мост», «Еду» и другие. И это были стихи вне политической тематики, через которые он еще больше раскрылся для меня, как поэт.

— Сложно ли было работать над спектаклем одновременно в качестве режиссера и актера?

— Очень! Помимо того, что я был режиссером, сначала всю эту композицию нужно было сочинить на этапе сценария. Знаете, артисты довольно часто обсуждают за кулисами, кто какой бы спектакль поставил. И во время подготовки этой постановки я вспомнил все свои разговоры и мысли на эту тему и успел о них пожалеть. Подумал: «больше никогда не буду режиссером». А потом все случилось! В кризисный период работы над спектаклем мне очень помог Тарантино. Точнее его интервью. В тот момент я делал ремонт в квартире и параллельно каждый день слушал подкасты на разные темы – литература, режиссура, актерское мастерство, бизнес. Я не знал, как увязать в спектакле Москву, Париж, Есенина… И вот в этот момент я слушал интервью с Тарантино, где он отвечал на вопрос об отсутствии линейного повествования в фильме «Криминальное чтиво». Он сделал отсылку к книгам, где, например, в первой главе может идти речь про мальчика, во второй – про его детство и бабушку, а в третьей – снова про него самого. И Тарантино захотел внести этот прием в кино. В тот момент я и понял – это гениально! То, что нужно!

— А почему Вы выбрали формат именно моноспектакля? Ведь это сложный жанр, когда нужно не только в роль погрузиться, но еще и удержать внимание зрителя, поговорить с ним. Не страшно ли Вам было?

— Я его не выбирал. Какая-то ответственность и здоровое волнение, безусловно, присутствуют каждый раз. Естественно, помогают имеющиеся навыки долгой работы в театре и боевой настрой. В начале я, конечно, думал, что все это не выучу. Но у меня уже были подобные спектакли с большим объемом текста. Поэтому я много раз прогонял эту композицию даже без техников и визуального ряда в репетиционном зале, и в итоге все получилось. Вдохновение не всегда может посетить актера перед спектаклем, но нам педагоги всегда говорили: «вы должны владеть профессией. Наличие у вас вдохновения не должно сказываться на качестве спектакля, зритель не должен понять разницу». Поэтому у меня есть свой здоровый азарт — показать тот формат, который мне близок. Даже сегодня, смотря в зал, мне казалось моментами, что зрителям что-то не нравится. Но потом я понимал, что они со всей серьезностью смотрят постановку и вникают в нее. Поэтому очень важно соединить этот живой процесс с залом и той аудиторией, которая тебя смотрит.

Этот моноспектакль однозначно стоит посмотреть не только таким знатокам и ценителям творчества Владимира Маяковского, как я, но и всем, кто хочет ближе познакомиться с его выдающейся, многогранной, исключительной, творческой личностью. Даже если вы знаете всего несколько его произведений и не знакомы с его биографией, вечерняя театральная прогулка по его стихотворениям станет мостом, соединяющим наше «сегодня» с эпохой и образом мысли поэта.

текст: Анна Киселева, фото: Ирина Ефремова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией