Пятница 26.04.2024

Актуальные новости


Новости

Спорт

17 Сен, 14:24

Анонсы

Первая перчатка Иерусалима

16. 11. 2017 675

Box_Basin

 

Кому как, но для меня 9 ноября несет свою особую смысловую нагрузку. В этот день в далеком 1964 году меня призвали в армию, и я из студента Рижского политехнического института превратился в рядового 1 гвардейской дивизии, и так как был чемпионом Латвии и Прибалтики по боксу, то попал в легендарную калининградскую спортроту.

 

В ней числились тогда и некоторые из знаменитых  баскетболистов  рижского СКА — бессменных обладателей кубка европейских чемпионов. Был приписан к нашей роте и великолепный защитник рижской футбольной команды мастеров «Даугава» Залитис, человек двухметрового роста. Вначале я принял его за баскетболиста. Но, выяснилось, ошибся. Баскетболистом оказался низкорослый Валдманис, младший брат великолепного игрока из рижского СКА.

 

В Кутузовском военном городке познакомился я и с чемпионом мира по шашкам Андрисом Андрейко, позже убитым при невыясненных обстоятельствах в Риге. Андрис Андрейко выглядел в гимнастерке и галифе форменным салажонком. Он сидел в так называемой Ленинской комнате, где мы за газетами и письмами проводили свободное время, и играл сам с собой в шашки. Надо подчеркнуть, в обычные. Я не подозревал, что этот парень на самом деле гений стоклеточных шашек, разгромивший непобедимых прежде голландцев. И чтобы он не скучал в одиночку за многоклеточной доской, я предложил ему сразиться на победителя. Пусть я играл в шашки неплохо для прочих боксеров, борцов, штангистов и стрелков из пистолета, но против Андриса Андрейко, само собой, не устоял. Однако это никак не снизило мой спортивный настрой. И спустя несколько дней я разгромил всех на боксерском первенстве 11 гвардейской армии, рассредоточенной в калининградской области, а потом перешел последовательно бить противников на чемпионате Прибалтийского военного округа.  Но при этом всегда помнил, что отправная точка к походу за армейскими спортивными титулами и золотыми медалями пришлась на 9 ноября.

 

И вот, спустя пропасть лет, 9 ноября, но уже в Иерусалиме 2017 года, вызывают меня снова на серый квадрат ринга. Но теперь уже не в качестве действующего боксера, коим на этом ринге я выступал с 53 до 70 лет и завоевал 30 золотых медалей, а судьи открытого первенства нашего вечного города, посвященного памяти израильского сапера полиции Стива Хилмса, погибшего в Иерусалиме при разминировании взрывного устройства, подложенного террористами.

 

Яков, один из трех братьев знаменитого боксерского клана Люксембург — организаторов турнира, рассказал участникам состязаний и зрителям о подвиге Стива, о его боевой биографии. В прошлом Стив воевал во Вьетнаме в составе американской армии, а после репатриации в Израиль поступил в полицию и предупредил немало террористических актов, тем самым спас не одну человеческую жизнь. А погиб, как и случается у саперов: они,  известно из книг,  ошибаются только раз в жизни.

 

Стив Хилмс погиб осенью. Незадолго до праздника Ханука. И мемориальный турнир в его честь тоже регулярно проводится незадолго до Хануки. И в нем, под патронажем Иерусалимской полиции, принимают участие представители многих городов Израиля.

 

9 ноября на ринг вышло 20 пар боксеров: известных, титулованных и совсем молодых — неопытных, но  задиристых, как петухи. В спортивном зале Иерусалимского клуба бокса «Маккаби» братьев Люксембург звучала речь на разных языках, но преобладали два – иврит и русский.

 

1. Yefim Gammer Pered Sorevnovaniem 2.03.06

 

Впрочем, толмачей не требовалось. Спортсмены превосходно владеют своеобразным эсперанто – языком жестов, которому из года в год их учит Григорий Люксембург, в прошлом чемпион Маккабиады и победитель многочисленных турниров в Советском Союзе и в Израиле.

 

Cовременный бой является сплавом высокотехничного бокса шестидесятых годов, мощного натиска семидесятых, повышенной физической выносливости восьмидесятых и той удачи, которая всегда склоняется в пользу «думающего» боксера. И такие бои мы, конечно, увидели. Но поначалу тон задавали совсем юные «мухачи», лет десяти и чуть больше. Для них безоглядная тяга к победе перевешивала установки секундантов, и они страстно тузили друг друга, стремясь набрать как можно больше очков. В результате никто ощутимого перевеса не получал. И закономерный итог – ничья. Именно так и завершили свой бой Амир и Эдиэль, самые молодые участники соревнований. А потом, уже с медалями, внимательно следили за последующими поединками, учась у своих старших товарищей разумному поведению на ринге.

 

Наглядный урок преподали им Никита Басин и Акива Финкельнштейн, шестикратные чемпионы Израиля, воспитанники Григория Люксембурга, ныне основного тренера клуба.  Я помню их появление в спортзале, первые тренировки, когда сразу распознал в этих ребятах  прирожденных боксеров,  и взял Акиву, ибо он был моего приблизительно веса,  под свою опеку. Басин уже тогда был на двадцать кг. тяжелее своего теперешнего соперника. Вскоре после  первых спаррингов эти ребята стали чемпионами Иерусалима, а потом Израиля. Но, понятно, в разных весовых категориях. Басин в полутяжелом, Финкельнштейн в легком. Но время сравняло их в телесных объемах и, наконец,  кинуло друг против друга. Этот бой был своеобразным украшением нашего чемпионата. Обдуманно, меняя темп, переходя от атак к защите,  боксеры демонстрировали высокое мастерство. И мне, как судье, очень трудно было дать предпочтение кому-либо из них.  Вот мои записи, сделанные по ходу схватки: «Бой проходит в равной борьбе. В первом раунде технически чуть лучше Акива Финкельнштейн. Но затем подустал, а Никита Басин, в противовес,  становится более активным. Победу можно отдать  Никите Басину, но с перевесом всего в одно очко».

 

Противники по зову рефери сошлись в центре ринга, но теперь в ожидании, кому поднимут руку в знак победы.

А я смотрю на Акиву и вспоминаю, как он несколько лет назад, еще до призыва в армию, был намеренно не допущен в Баку к международным соревнованиям. Хотя и считался одним из фаворитов турнира. Проблема возникла там, где ее никто из нашей сборной не ожидал. Во время взвешивания надо было подняться на электронные, а не механические, как во времена моей молодости, весы.  Но из-за того, что взвешивание проходило в субботу, Акива Финкельнштейн, религиозный еврей,  не мог себе это позволить.  Израильские боксеры хотели поднять его на руки и поставить на весы, чтобы он не нарушал субботний запрет, но неуступчивая судейская коллегия отказала им в этом, хотя никаких нарушений правил не предполагалось, и израильскому боксеру не удалось в честном бою показать, чего стоят его кулаки. Впрочем, чего они стоят, было и без того известно – не зря же он шесть раз подряд стал чемпионом Израиля.

 

Судья-информатор объявляет:

— По решению трех судей победа присуждается Басину!

С позиции беспристрастного рефери, имеющего более чем полувековой боксерский опыт профессионального специалиста,  могу сказать: при определении победителей в Иерусалиме  практически не встречается поединков, оканчивающихся уже в первом раунде с явным преимуществом одного из соперников. Это говорит о многом, и в первую очередь, о возросшем уровне израильского бокса и, само собой, о том, что наше открытое первенство Иерусалима собирают все более подготовленных спортсменов. И в этом несомненна заслуга  братьев Люксембург – Эли, Гриши, Яши, а также и многих других тренеров, которые в прошлом, да и сейчас привозят своих воспитанников в Иерусалим. Это те люди, от чьего мастерства и любви к спорту  зависит будущее нашего бокса. Назову некоторых,  с кем познакомился с начала участия в этих соревнованиях – не обязательно тех, кто приехал в Иерусалим сейчас. Это Арик Друкман, Слава Майзель,  Валерий Илияев, Алексей Белолув, Рой Айзлер, Семен Володин, Алекс Фридман.

 

В этот раз гостями нашего чемпионата были спортсмены из Рамат-Гана и Нетании, показавшие себя с наилучшей стороны, хотя, конечно, не все из них были удостоены золотой медали. Настоящим бойцом проявил себя Роман Сычов из Рамат-Гана. Он вел поединок в агрессивной манере, ни на секунду не давая передышки своему конкуренту Кирилу Богомольскому из Иерусалима. Столь же наступательно боксировал иерусалимец Андрей Милованов против  представителя Нетании Козлова. Обладая преимуществом в росте, он наносил мощные удары с дальней дистанции,  и раз за разом судья отсчитывает два нокдауна его противнику. Самый скоротечный бой провел воспитанник Гриши Люксембурга Харель Цион против гостя из Рамат-Гана. Уже в первом раунде, начав  неукротимую атаку, он довел схватку до технического нокаута, своим мощным натиском не позволяя гостю хоть как-то отквитаться.

 

Но вернемся к высшей математике бокса. Просто за счет силового натиска победы не всегда добьешься, в особенности, если столкнешься с технически подготовленным соперником. И все же, когда удары «проходят», то  и подобным образом можно повергнуть противника на пол. Характерный случай произошел с одним из лучших тяжеловесов мира, четырехкратным чемпионом Советского Союза и двукратным чемпионом Европы Альгидрасом Шоцикасом, предвосхитившим своей техникой появление Мухаммеда Али. 1955 год.  Москва. Спортивный зал «Крылья Советов». Здесь и заканчивается боксерская карьера Шоцикаса. И почему? Как говорится, «не доглядел». Его земляк, малоизвестный боксер Юшкенис, осыпаемый градом ударов, бросает из-под колен, как бы вслепую, кулак куда-то в пространство. И попадает точно в подбородок непобедимому чемпиону. Все! Аут!

 

Вот об этом, об умении понимать противника, предугадывать его поведение на ринге, и никогда не притуплять сознание, обольщая себя победами минувших лет, неоднократно на тренировках говорил старший тренер иерусалимского клуба Эли Луксембург, сам  превосходный боксер и победитель многих турниров.  Сегодня он наблюдает за жаркими схватками своих воспитанников, определяя в уме, с какой пользой для себя они воспринимали его слова в прошлом.

 

Пара за парой выходят на ринг боксеры. Удар гонга, и атака нижется на атаку, каждому нужна победа, и никто «за ценой не постоит».  А впереди то эстетическое удовольствие, которое испытывает болельщик и любой старый боксер, следя за безостановочным полетом десятиунцовых перчаток. Оно ждет нас при появлении Сары Авраам – да-да, девушки! – и… Имя юноши я не назову, чтобы лишний раз его не печалить. В очень интересном, технически грамотно отточенном поединке Сара, практически не получая ударов, обыгрывала противника, как учил Мухаммед Али: порхать как бабочка, жалить как пчела. Затем умелой техникой блеснул также Рамзи Сарур, житель арабского сектора Иерусалима, некогда, в возрасте десяти лет начавший заниматься боксом в нашем клубе. Сегодня это взрослый спортсмен, обладающий различными титулами и большим турнирным опытом, что он в очередной раз доказал, победив в равном бою своего не менее именитого противника и одноклубника Давида Флейшера.

 

Известное дело, в боксе нет сослагательного наклонения. Побеждает сильнейший. И что приятно,  основное правило этого бескомпромиссного вида спорта в Иерусалиме было соблюдено полностью: новичков и не очень натренированных боксеров не пугали титулы чемпионов. Они проигрывали им  лишь потому, что не могли победить. Ничего не скажешь, достойное поведение на ринге.

 

 

Ефим  Гаммер, фото из Архива Ефима Гаммера. На снимках: Ефим Гаммер у портрета Стива Хилмса. Никита Басин (справа)  в атаке. Фото Беллы Верниковой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией