Вторник 05.11.2024

Актуальные новости


Новости

Татьяна Жарикова

17 Сен, 14:24

Анонсы

Календарь Победы. Июль 1941 года

21. 11. 2019 196

ezgif-2-08c92e232eeb

3 июля 1941 г. — Выступление по радио И.В. Сталина с обращением к советскому народу.

Выступление по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина 3 июля 1941 г. — первое обращение главы Правительства СССР Иосифа Сталина к советскому народу после начала Великой Отечественной войны (до этого 22 июня прозвучало обращение Молотова). Текст выступления был напечатан в газете «Правда» от 3 июля 1941 г., а позднее выпускался отдельно в виде брошюры.

 

Речь начинается словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!». Далее Сталин рассказывает о тяжёлом положении на фронте, о занятых врагом областях, бомбардировках городов; он констатирует: «Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность». Он отвергает «непобедимость» немецко-фашистской армии, при этом приводя в пример поражения армий Наполеона и Вильгельма II (о Наполеоне говорил и Молотов). Неудачи первых дней войны объясняются выгодным положением немецкой армии. Сталин отрицает то, что заключение Пакта о ненападении было ошибкой — оно помогло обеспечить полтора года мира.

 

Далее поднимается вопрос: «Что требуется для того, чтобы ликвидировать опасность, нависшую над нашей Родиной, и какие меры нужно принять для того, чтобы разгромить врага?». Прежде всего Сталин провозглашает необходимость всем советским людям «осознать всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране» и мобилизоваться; подчёркивается, что речь идёт «о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Далее говорится о борьбе с паникёрами и трусами, перестройке экономики на военный лад, необходимости всесторонней помощи Красной Армии, действиях при наступлении врага. В выступлении отражены положения директивы СНК ССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня.

 

Далее подчёркивается: «Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма». Говорится о том, что союзниками советского народа будут все народы Европы и Америки; упоминается о выступлении в этой связи Черчилля и декларации правительства США.

 

Звучит призыв создавать народные ополчения, объявляется о создании Государственного Комитета Обороны.

 

Оценивая выступление Сталина, В.В. Путин сказал: «Когда началась Великая Отечественная война… Сталин, несмотря на всю его достаточно жёсткую, если не сказать жестокую политику в отношении Церкви, он обратился совсем по-другому — “братья и сёстры”. И в этом был огромный смысл, потому что такое обращение не просто слова. Это было обращение к сердцу, к душе, к истории, к нашим корням, для того чтобы обрисовать, во-первых, трагизм происходящих событий, а во-вторых, побудить людей, мобилизовать их на защиту своей Родины».

 

10 июля — 10 сентября 1941 г. — Смоленское сражение.

 

Важный этап срыва немецкого блицкрига

В наступлении на Московском направлении немецкое командование рассчитывало добиться решающего успеха. Общий замысел предусматривал рассечение фронта советской обороны на три части, окружение и ликвидацию полоцко-невельской, смоленской и могилёвской группировок Западного фронта и создание тем самым благоприятных условий для беспрепятственного наступления на Москву.

 

Окружение правофланговой полоцко-невельской группировки советских войск (22-й армии) возлагалось на войска смежных флангов групп армий «Север» и «Центр». Главные силы 4-й армии противника (2-я и 3-я танковые группы) были направлены против смоленской группировки РККА (20-й, 19-й и 16-й армий) и могилёвской группировки (13-я армия).

 

Решение немецкого командования начать новое наступление на Московском направлении одними подвижными соединениями, не дожидаясь подхода пехотных дивизий, стало неприятной неожиданностью для советского командования.

 

Смоле́нское сраже́ние, также Смоленская стратегическая оборонительная операция — комплекс оборонительных и наступательных действий советских войск против немецкой группы армий «Центр» и части сил группы армий «Север» на главном Московском направлении. В течение двух месяцев (с 10 июля по 10 сентября 1941 года) ожесточённые бои продолжались на огромной территории: 600–650 км по фронту (от Идрицы и Великих Лук на севере до Лоева и Новгород-Северского на юге) и 200–250 км в глубину (от Полоцка, Витебска и Жлобина на западе до Андреаполя, Ярцево, Ельни и Трубчевска на востоке). В разное время в них принимали участие: с советской стороны − сухопутные войска и авиация четырёх фронтов (Западного, Центрального, Резервного и Брянского, а также авиация 3-го дальнебомбардировочного корпуса РГК; с немецкой − войска группы армий «Центр», часть сил группы армий «Север» и авиация 2-го воздушного флота.

 

Сразу же немецкие войска достигли серьёзных успехов:

— На северном фланге немецкий 57-й моторизованный корпус продвинулся и захватил Невель. Советская 22-я армия была рассечена на две части и оказалась в полуокружении; 16 июля под угрозой полного окружения её войска оставили Полоцк.

 

— В районе Витебска 7-я и 20-я танковые дивизии 39-го моторизованного корпуса, разгромив советские части 220-й моторизованной дивизии и 25-го стрелкового корпуса, отбросили их от города. 13 июля они заняли Велиж и Демидов. 16 июля противник подступил к окраинам города Ярцево, расположенного в 50 километрах к северо-востоку от Смоленска, но с ходу овладеть городом не получилось. Под Духовщиной оказалось разгромлено управление 25-го стрелкового корпуса, пропал без вести (попал в плен) командир корпуса генерал-майор С.М. Честохвалов.

 

— На южном участке 2-я танковая группа Гудериана, форсировав Днепр к югу и северу от Могилёва, заняла Оршу и, обойдя Могилёв двумя клиньями, продвинулась в направлении Смоленска. В районе Могилёва попали в окружение шесть стрелковых дивизий 20-го и 61-го стрелковых корпусов РККА.

 

 

16 июля 29-я моторизованная дивизия из группы Гудериана ворвалась в Смоленск, где завязались упорные бои с защитниками города. 19 июля 10-я танковая дивизия противника продвинулась к юго-востоку от Смоленска и заняла Ельню. Под угрозой окружения в районе Смоленска оказались 20 стрелковых дивизий РККА, входивших в три армии (16-ю, 19-ю и 20-ю).

 

Таким образом, менее чем за неделю немецким войскам удалось выйти к Смоленску, что и было оперативной целью всего наступления. При этом в обширном районе западнее, севернее и восточнее Смоленска попали в оперативное окружение крупные силы Западного фронта (второй стратегический эшелон): 16-я армия (М.Ф. Лукин), 19-я армия (И.С. Конев) и 20-я армия (П.А. Курочкин). Связь с этими армиями поддерживалась по единственной понтонной переправе через Днепр в районе села Соловьёво (15 км южнее Ярцево), которую оборонял сводный отряд под командованием полковника А.И. Лизюкова. Эта переправа простреливалась артогнём противника и подвергалась постоянным ударам его авиации.

 

Совершенно по-иному развивались события на южном фланге центрального участка советско-германского фронта. Здесь советская 21-я армия генерал-полковника  Ф.И. Кузнецова 13 июля перешла в наступление с задачей, овладев Быховом и Бобруйском, выйти в тыл противнику на Могилёвско-смоленском направлении.

 

63-й стрелковый корпус (комкор Л.Г. Петровский) успешно форсировал Днепр, занял Рогачёв и Жлобин и продолжил наступление на Бобруйск.

 

Южнее 232-я стрелковая дивизия 66-го корпуса продвинулась на 80 км, заняла переправы через реки Березина и Птичь.

 

67-й стрелковый корпус начал наступление в направлении немецкого плацдарма в районе Старого Быхова.

 

Немецкое командование в срочном порядке направило против 21-й армии 43-й и 53-й, затем 12-й армейские корпуса 2-й полевой армии, а также 52-ю пехотную дивизию из резерва Главного командования, которым удалось остановить советское наступление.

Второй этап (21 июля — 3 августа): контрудар РККА

С 16 июля в район боёв стали подходить пехотные соединения ГА «Центр», которые должны были закрепить успех танковых групп. С учётом достигнутого, немецкое командование сделало вывод, что советский Западный фронт уже не в состоянии оказать серьёзного сопротивления и что ГА «Центр» способна повести дальнейшее наступление на Москву одними пехотными дивизиями. 19 июля Главное командование вермахта (ОКВ) издало директиву № 33 о дальнейшем ведении войны на Востоке, а 23 июля — дополнение к ней, в которых задача разгрома советских войск между Смоленском и Москвой и овладение Москвой возлагались на 2-ю и 9-ю армии.

 

23 июля Гитлер в беседе с главкомом сухопутными войсками Вальтером фон Браухичем и начальником Генерального штаба Францем Гальдером пояснил: «После окончания боёв в районе Смоленска 2-я и 3-я танковые группы должны разойтись одна вправо, другая влево, чтобы оказать поддержку войскам групп армий “Юг” и “Север”. Группа армий “Центр” должна вести наступление на Москву силами одних пехотных дивизий…».

 

Это решение свидетельствовало, что верховное командование вермахта по-прежнему было полно оптимизма и верило в успешное выполнение плана «Барбаросса».

 

В тылу Западного фронта развёртывался Третий стратегический эшелон, сведённый 14 июля во фронт Резервных армий (генерал-лейтенант И.А. Богданов): 29-я, 30-я, 24-я и 28-я армии в первом эшелоне, 31-я и 32-я армии — во втором. Кроме того, 18 июля на дальних подступах к Москве был образован ещё один эшелон − Можайский фронт обороны.

 

Однако уже во второй половине июля 1941 года появились тревожные для вермахта симптомы: после занятия Невеля немецкие войска продолжили наступление на Великие Луки и 19 июля заняли город, однако уже 21 июля были выбиты из него. В это же время части ранее окружённой советской 22-й армии удалось вырваться из окружения.

 

22 июля 1941 года начальник германского Генерального штаба Сухопутных войск генерал-полковник Франц Гальдер сделал запись про северный фланг ГА «Центр»: «После того как нашим войскам не удалось окружить противника в районе Невеля и пришлось оставить Великие Луки, шансы на крупный успех операции, которая привела бы к подавляющему превосходству на нашей стороне, значительно уменьшились…».

Действия РККА

21 июля Ставка ВГК предприняла попытку провести контрнаступление с целью деблокировать окружённые в районе Смоленска части 20-й и 16-й армий. К участию в контрударах привлекались пять оперативных групп, образованные из состава новых 29-й, 30-й, 24-й и 28-й армий Резервного фронта. Советские войска наносили концентрические удары в направлении на Смоленск.

 

Непосредственное руководство оперативными группами было возложено на генерал-лейтенанта А.И. Ерёменко (с 19 июля — командующий Западным фронтом).

 

Одновременно на южном фланге Западного фронта 21-я армия получила задачу возобновить наступление с целью разгрома бобруйско-быховской группировки противника и восстановления связи с осаждённым Могилёвом, а 13-я армия должна была продолжить атаки на Кричев и Пропойск (Славгород).

 

Командование Западного фронта не смогло обеспечить одновременное действие всех групп. Не удалось также обеспечить взаимодействие с окружёнными в районе Смоленска 16-й и 20-й армиями.

 

Подход немецких пехотных дивизий из-под Минска переломил ход сражения за Смоленск, и 28 июля 1941 г. последние советские войска оставили город. 4–5 августа остатки советских войск вышли из окружения.

 

26 июля после ожесточённых боёв советские войска оставили также Могилёв.

 

11 июля 1941 г. — началась героическая оборона Киева

 

Официальная дата проведения Киевской оборонительная операции — с 7 июля по 26 сентября 1941 г.

 

30 июня Гитлер издал директиву перейти группам Армии «Центр» в оборону, а армии «Юг» — уничтожить крупные группирования врага на Западе от Днепра, в том числе и городе Киев.

 

Для взятия Киева Гитлером была направлена группа армий «Юг», вторая армия из групп армий «Центр», а также вторая танковая армия под руководством немецкого генерал-полковника танковых войск — Гейни Гудериана. Немецкими частями также командовали генерал-фельдмаршал Рундштенд и фельдмаршал фон Клейст.

 

Для защиты Киева было собрано больше 600 тыс. бойцов Красной Армии. В ходе самой обороны Ставка отправила 30 дивизий.

 

Силы Красной Армии в этом направлении находились в крайне тяжелом положении. Враг стремительно наступал, и было принято решение отвести войска 6-й армии для организации линии защиты в районе Бердычева. Пятая армия заняла оборону в Коростельском УР (укрепленном регионе). Между этими оборонительными линиями образовался 60-километровый плохо укрепленный участок, где фельдмаршал Клейст и начал танковое наступление — в итоге остановить противника, устремившегося к Житомиру, не удалось.

 

Стремительным ударом танковых частей немцы прорвали оборону, в результате чего 9 июля немцы вошли в город Житомир. После взятия города враг начал наступление на Киев силами двух дивизий. Спустя два дня начались бои на Киевском укрепительном районе.

 

Пятая армия под руководством генерала Потапова, не стала дожидаться удара Вермахта, перешла в контрнаступление. Немцы начали отражать атаки советских войск, из-за чего увязли в позиционных боях на несколько недель. В результате Красной Армии удалось сломить стремительное наступление врага и оттянуть штурм города. Отбивая атаки советских войск, немцы ждали подкрепление шестой армии Вермахта.

 

Во второй половине июля 1941 г. немцы начинают новое наступление в районе Винницы. Красная Армия не смогла отбить атаку врага и была вынуждена сдать город. Отступая, открывалась брешь в линии обороны в районе города Белая Церковь, чем немцы моментально воспользовались. Красная Армия начала отступать в направлении города Умань и попала в так называемый «Уманский котёл».

 

В начале августа силы армии «Юг» продолжали наступать, и спустя две недели удалось завоевать территории по течению реки Днепр от Херсона до самого Киева. Силы армий «Центр» продвигались к городу с северного направления, захватив при этом город Смоленск.

 

Гудериан отметил, что захват Киева — это блестящая победа с тактической точки зрения, однако, что касается стратегии, — это полнейшее фиаско.

 

14 июля 1941 г. — «День рождения» легендарной «Катюши»

 

14 июля 1941 г. — впервые в бою была применена знаменитая «Катюша» (прозвище оружия) — реактивная установка залпового огня БМ-13.

 

Помимо получившего широчайшую известность во всём мире народного прозвища «Катюша», среди советских боевых машин реактивной артиллерии в период Великой Отечественной войны существовал также ряд аналогов, менее известных.

 

Результаты июльских сражений

В июле 1941 г. контрудары советских войск сковали немецкие войска, которые лишились свободы манёвра. Активные действия 21-й и 13-й армий на южном фланге Западного фронта сковали весь 24-й мотокорпус (треть 2-й танковой группы) и 15 дивизий 2-й полевой армии.

 

Таким образом, несмотря на значительные успехи, немецкие войска оказались измотаны непрерывными боями. 30 июля ОКВ в своей директиве № 34 вынуждена была приказать группе армий «Центр» основными силами перейти к обороне. Без пополнения и ликвидации угрозы её флангам и тылу и без ликвидации занимающих нависающее положение советских войск с севера и юга наступление группы армий «Центр» на Москву оказалось невозможным.

 

Эта версия подтверждается тем, что немецкое командование отказалось от ранее принятого плана наступления на Москву полевыми армиями.

 

Смоленское сражение стало одним из самых кровопролитных и напряжённых в 1941 г. Советские войска понесли тяжелейшие потери, за время сражения в общей сложности было убито и ранено более 700 тыс. человек. Как следствие, Красной Армии удалось задержать на некоторое время продвижение немецких частей к Москве, что привело к изменению изначальных планов немецкого командования и оказало непосредственное влияние на срыв плана «Барбаросса».

 

Ставка ВГК всё время ставила фронтам наступательные задачи, невзирая на обстановку. Наступления проводились без достаточной подготовки, наспех, без необходимого материального обеспечения, при отсутствии достаточных сведений о противнике. Однако, по мнению, историка Д. Гланца: «…контрнаступление Красной Армии в районе Смоленска в период с июля по начало сентября было намного мощнее и нанесло гораздо более сильный урон группе армий “Центр”, чем ранее считалось».

 

11 августа начальник германского Генерального штаба Франц Гальдер записал в свой дневник: «Общая обстановка всё очевиднее и яснее показывает, что колосс-Россия, который сознательно готовился к войне, несмотря на все затруднения, свойственные странам с тоталитарным режимом, был нами недооценён…».

 

 

Подготовила Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Жарикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией