Пятница 26.04.2024

Актуальные новости


Новости

общество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Михаил Киселёв: «Студенческий отряд – лучшая школа жизни!»

15. 02. 2016 9 667

rQ01TfZgXbA

17 февраля вся страна отмечает знаменательный праздник – День российских студенческих отрядов. Указ был подписан Президентом в 2015 году. Сегодня мы вспоминаем о предназначении Российских студенческих отрядов, об их вкладе в развитие и воспитание молодых граждан, роли в молодёжной политике.

Подробнее о деятельности РСО мы узнали из первых уст, своим опытом поделился с читателями Михаил Сергеевич Киселёв — руководитель Центрального штаба Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды».

 

— Расскажите о своей работе в «Российских Студенческих Отрядах». С чего начался ваш путь, что привлекло вас?

— В первую очередь, как это часто случается и сегодня, примером для меня стали мои первые вожатые в детском лагере. После 10-го класса меня от школы отправили в детский лагерь «Здоровье» на смену «Чудо» в Томской области для самых активных ребят. У меня были шикарные вожатые: Антон и Татьяна. Они были яркие, эмоциональные, модные студенты. Умеющие петь, играть на гитаре, рассказывать истории, выступать перед ребятами, мастерить что-то руками, спортивные, умные. И тогда вожатый становится для тебя кумиром. Когда я вернулся в Томск и начал учиться, первым делом записался в школу вожатых. Там познакомился с другими ребятами, встретил и своих вожатых. И первый мой вожатский опыт был уже летом, когда я поехал в деревню, где был организован детский палаточный лагерь на берегу озера для каратистов. Занимался с ребятами спортом. Тогда я понимал, что вожатый и просто работаю в лагере, но что есть такое общероссийское движение — я  еще не знал. Это был 2004-й год.

 

U0vqEyqkEUg

 

Но вот в 2005 году председатель нашего профкома Дмитрий Александрович Лаптев, на тот момент действующий командир областного штаба, спросил, чем я буду заниматься летом. Я сказал, что поеду домой, к семье, а он мне предложил поехать летом на море на Дальний Восток. «Море, океан, рыба, касатки, киты…», — заманивал меня Дмитрий Александрович. А это моя мечта — путешествовать, смотреть мир. И меня все это сразу же подкупило, и было абсолютно неважно, сколько я заработаю денег. Я нашел еще двух ребят, и небольшой делегацией уже через семь дней мы уехали на путину.

 

— Расскажите подробней о путине? Что это такое?

— Это было на Дальнем Востоке. Мы работали на плавбазе — это огромное судно. 360 человек — экипаж, 58 из них были студенты. Вначале день дней мы грузили это судно продовольствием. Потом десять дней шли от этой нашей базы до Камчатки, до ее восточного побережья. За это время мы прошли Японское, Охотское, Берингово моря и Тихий океан. Это было что-то невообразимое. Пока у нас был переход, мы готовились к заготовке рыбы. Нас обучали всему. Кто на шкерке (шкерщики распаривают брюхо рыбы), кто — ложечники, внутренности рыбы вычищают, кто-то разрезал, девчонки икру отделяли, кто-то работал на сортировке, кто-то на выбивке, кто-то готовил упаковки для рыбы, кто-то работал в трюме. Я большую часть работал на шкафах. Шкаф — это морозильная установка, в которой хранится рыба. Каждый противень с рыбой весом около 12 кг. Таких около 99 штук. В общем, в один шкаф вмещалась тонна рыбы. Один шкафист делает пять шкафов подряд. Весь этот процесс происходит где-то один час и сорок минут. За это время проходит порядка пятисот противней. Это процесс непрерывный, ленту останавливать нельзя. Режим работы был и дневной, и ночной. Месяц работали в день, месяц — в ночь. Шкафист — это серьезная физическая работа, что меня, как спортсмена, радовало. У нас был двенадцатичасовой рабочий день, 45 минут из которого мы могли потратить на обед. Больше времени на отдых у нас не было, потому что рыба идет круглые сутки, и этот процесс не останавливается.

 

Путина, первый трудовой семестр

 

— Это действительно тяжелая работа. Это стало для вас полезным жизненным опытом?

— Тогда это лето перевернуло мою жизнь. Я на себе прочувствовал психологию студенческих отрядов. Это работа в коллективе с абсолютно разными людьми, с разными взглядами и подходами в не привычной для тебя атмосфере. Какое-то движение, какие-то куртки кто-то надел, кто-то с кем-то приехал, какие-то флаги, командиры, комиссары… Я всему удивлялся, но был активным, мне хотелось все узнавать. Общался с ребятами, все это изучал. Но по прошествии месяца, когда мы уже должны были возвращаться домой, нам вдруг объявляют, что на Сахалине нашлась рыба, и мы остаемся еще на полтора месяца. Здесь мои нервы не выдержали, мне просто хотелось сбежать. А бежать с плавбазы некуда, вокруг бескрайний океан. Эта безысходность загоняла в угол… И ты понимаешь, что отсюда никуда не деться, пришлось брать себя в руки. Мы с ребятами тогда твердо решили, раз мы должны жить и работать вместе долгое время, не хотим жить в негативе, надо его выпускать из себя. И вот тогда мы собрались с ребятами все вместе и запланировали, что ежедневно постараемся направить наши эмоции в положительное русло и через месяц уже расстаться с этим местом как с лучшим местом на Земле. Тогда, в свободное от работы время, мы стали устраивать концерты, какие-то творческие мероприятия, вечерние песни под гитару. Я понял, что такое комиссарская деятельность и как она, на самом деле, нужна.

 

7ZHXPG8jYnE

 

Осенью, вернувшись домой, я решил для себя, что больше не поеду в студенческий отряд. Мне хватило урока жизни. После моего прибытия пришло благодарственное письмо в адрес университета, меня наградили от учреждения по молодежной политике Томской области и дали путевку на Всероссийский слет студенческих отрядов, который тогда в 2005 году проходил в Казани. На слёте мы встретились ребятами, с которыми работали летом на путине. Это были незабываемые эмоции. Именно на слёте я уже тогда увидел большое, мощное движение, что студенческие отряды, оказывается, есть по всей стране. И тогда я почувствовал непреодолимое желание «вариться» в этом. Благодаря моей активности, меня заметили и предложили этим заниматься в родном Томске. Я всегда любил жизненные авантюры и вызовы. И решил, что тут тоже должен себя проявить. Сначала я стал заниматься отрядами на уровне специалиста штаба в Томской области, потом стал комиссаром штаба. Я пропитывался этой особенной культурой студенческих отрядов, и мне в этом помогали друзья из Сибири: Алтайский край, Омск. Они делились своим опытом. На Алтае очень сильно развиты отряды (Алтайский край — один из немногих регионов, в котором движение студенческих отрядов не прекращалось после распада Советского Союза). А мы потихоньку перенимали опыт и развивались. Первые отряды, первые проблемы… Все думали, что я уйду, столкнувшись с такими сложностями, но я справился. Как говорится, жизнь только закаляет. А дальше становится еще интереснее. Хотелось создать команду, структуру. И это было самым сложным. Но за полтора года это удалось сделать. И в 2008 году на моем дне рождение был Юрий Сергеевич Гордеев, тогда еще командир Центрального штаба. Он сам томич, и был в дружеских отношениях с командиром нашего штаба. Он, побеседовав со мной, поинтересовался, какие у меня планы на жизнь и желания. А тогда я уже ездил на различные мероприятия в России, меня знали как комиссара Томского штаба. Я пытался быть ярким, на всех мероприятиях выделяться. Юрий Сергеевич предложил мне поехать в Москву. И вот в день рождения, когда мне исполнилось 22 года, я получил в подарок билет в Москву в одну сторону. Так я попал в Центральный штаб. Мне долго объясняли, что должно быть какое-то федеральное мышление, что есть глобальные задачи. В итоге, так случилось, что я дорос до командира Центрального штаба, хотя это не было никогда самой целью…

 

обложка3

 

— Говорите, что хотелось убежать, когда были на путине. А что было самым сложным?

— Это не было связано в общем с работой. Хотя физический труд был действительно серьезным. Но в большей степени на состоянии сказывался моральный климат. Это еще не сформировавшийся юный организм, когда ты думаешь, что тебе легче убежать от проблем, нежели ее решить. Вот тогда жизнь не позволила сбежать от проблемы. Если бы я расстался в тот момент со всеми этими ребятами, такой дружбы, которая сегодня есть, не было бы. Но жизнь предопределяет все. И поэтому, наверное, она отправила меня на плавбазу, с которой нельзя было никуда сбежать. И как раз приходилось разбираться у себя внутри, искать пути решения этих проблем именно там, посреди бескрайних морей. Наверное, это тогда было самым сложным. Начинаешь воспринимать эту работу как каторгу, а тебе рассказывают о какой-то идеологии студенческих отрядов. А вот когда мы сами с ребятами до этого дошли, когда кто-то начал вспоминать, что вот есть такая отрядная песня, когда мы писали общий единый стих своего отряда, когда все это вдруг появилось, появились общие задачи. Каждый раз рассказываю про пляж на «вертолетке» (на четвертом этаже была площадка, куда должны приземляться вертолеты). Мы там устраивали дискотеку. Вот это было что-то. Мы на сушу не выходили. Но летом мы понимали, что у всех пляж, море, а мы там, в Охотском море. Вместо шезлонгов были матрасы, ребята принесли с собой подушки, зонтики. Бар — это чай, компот, кисель. Загар, очки, фотосессии… Тогда еще были пленочные фотоаппараты. Тогда хит лета был «Наташа, Наташа, ты — мое сердце и душа…». Это было интересно. Таких мероприятий было уйма. Мы делали инсценированный творческий вечер поэтов. Кто-то был Маяковским, кто-то — Есениным. Между работой, на перерывах все учили стихи. А многие писали свои стихотворения, и я писал стихи, рассказывал их, кто-то песни писал. За это время у нас родилось порядка 12 песен. Все оказались творческими и талантливыми ребятами.

 

-2QECuIbAxs

 

— А какие обязанности у вас сейчас? Что входит в круг полномочий Командира Центрального штаба?

— В первую очередь, это исполнение решений Правления, стратегического органа нашей организации, исполнение Устава организации, тактическая работа, определение стратегических целей для достижения тех результатов, которые мы ставим у себя в организации. Это и формирование, выстраивание нормативно-правовой базы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Так, например, появился Указ Президента о государственном празднике — Дне российских студенческих отрядов. Это наша непосредственная работа при взаимодействии с Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по делам молодежи, Администрацией Президента, Правительством РФ, Государственной Думой, Советом Федерации. Мы стараемся выстраивать взаимодействие, коммуникации. Даем экспертную оценку в том или ином направлении по развитию молодежной политики или каких-то других сфер, на которые распространяется наша деятельность. Мы принимаем участие в развитии таких территорий, как Сахалин, Крым. А это постоянные поездки, поиск объемов работ для наших всероссийских крупных проектов, и для региональных. Поддержание и развитие нашей идеологической культуры: создание общесистемного календаря мероприятий, позволяющих развиваться организации, в который входят окружные школы, форумы педагогических отрядов, профессиональное обучение проводников и др. Соответственно, и сам цикл трудового семестра достаточно большой и, конечно, завершающий этап — подведение итогов, формирование, отстаивание интересов наших ребят перед работодателями, и интересов работодателей перед нашими ребятами. Цикл большой, и здесь нужны абсолютно разные компетенции это и ораторское искусство, и делегирование, управление процессом, выстраивание коммунникаций.

 

Dgr8jeQngJo

 

— Есть разные точки зрения: одни говорят, чтобы стать хорошим руководителем, нужно пройти всю карьерную лестницу, начиная с самых низов, а другие считают, что можно быть грамотным менеджером, не начиная свою карьеру с простого рабочего. Тот опыт, полученный вами, пригождается сейчас?

— Безусловно, сегодня он не может не пригождаться. Благодаря всем тем психологическим моментам, пережитым мной, я гораздо лучше понимаю наших ребят во время трудового семестра. Когда я приезжаю к ним на объекты, я понимаю их психологические сложности, понимаю причину различного рода претензий, причину снижения мотивации в том или ином случае. Знаю, где нужно дать распоряжение, чтобы заострили внимание на охране труда и техники безопасности, потому что я понимаю, что есть начальный процесс: они приезжают и еще не понимают, ходят, как слепые котята, либо, наоборот, большая самоуверенность — чемоданное настроение перед выездом с трудового семестра. Это позволяет выстраивать довольно серьезную коммуникацию. Плюс с идеологической точки зрения «свой — чужой». Был в отрядах — свой. Ты формируешь историю собственного успеха, а ребята могут видеть реальную возможность вырасти внутри организации. Но я не отрицаю того, что можно быть просто хорошим управленцем, необязательно пройдя весь путь в отрядах. Такие примеры у нас тоже есть. Это зависит от человека, насколько он профессионально подходит к делу. Как он может проникнуть проблематикой движения, идеологией, пропустить ее через себя, проанализировать, принять ее и дальше развивать организацию. Можно быть хорошим бойцом, но быть плохим командиром. Я сам этому удивлялся, я никогда не был командиром, но сегодня мне приходится этим заниматься. И это для меня своего рода честь. Я должен постоянно развиваться, черпать знания в книгах, в опыте других управленцев, общаться с коллегами по бизнесу, с теми, кто является нашим партнером, смотреть их менеджерские технологии, перенимать их на нашу организацию. И еще много всего. Но опыт того, что было в отрядах и то, что я прошел от начала до конца, мне позволяет видеть полную картину. Я понимаю, с чем сталкивается каждый на том или ином этапе своего развития в нашей организации. Я представляю, что значит простому студенту — командиру вузовского штаба встретиться с ректором, здороваться с ним. Выйти первый раз на сцену, сказать речь. Я все это проходил и сегодня хорошо понимаю ребят, и с долей жизненного опыта всегда готов помочь.

 

— Как можно попасть в ряды РСО?

— Сегодня, мне кажется, все очень просто. Современные молодые люди понимают, что ответ на любой вопрос есть в Интернете. Первое, что можно сделать — забить в поисковике и найти сайт движения, там найти свой регион и контакты. Плюс найти нас в социальных сетях и задать любой вопрос. Можно найти нас по хэштегам #РСО, #ТрудКрут. В университетах существуют штабы студенческих отрядов, можно прямиком обращаться туда.

 

YouTube Трейлер

 

— Какие основные достижения и результаты РСО за последнее время вы бы отметили?

— Наверное, самой большое достижение — Указ Президента, подписанный в 2015 году. Беспрецедентная вещь, мы этим очень гордимся. Это своего рода оказанное доверие и показатель значимости деятельности студенческих отрядов, и в то же время это большая ответственность. Основная задача праздника — максимальный всплеск эмоций всех наших ребят, современного движения, это должно давать толчок к новому развитию. Президент создал день в календаре, когда мы по праву может говорить только о студенческих отрядах. Также наши успехи в трудовых проектах. В 2015 году наши ребята впервые выехали в зарубежье, в Китай, пусть и небольшим количеством, на строительство Тяньваньской АЭС. Госкорпорация «Росатом» ввела впервые отраслевую награду для ребят, работающих в составе студенческих отрядах. Открыты региональные отделения «Российских Студенческих Отрядов» в городе Севастополе и Республике Крым. Прошла Всероссийская акция «День ударного труда». В год 70-летия Победы многие наши ребята были награждены благодарственными письмами Президента России, сама организация награждена медалью за социально-экономическую поддержку ветеранов.

 

— Расскажите, пожалуйста, подробней о Всероссийских проектах, Что они дают на сегодняшний день?

— Прежде всего, рабочие места. Всероссийский проект начинается от 200 ребят, работающих на одном объекте. Соответственно, это прежде всего Космодром «Восточный. Ребята из 46 регионов России выполняли важную государственную задачу в строительстве. Это девять площадок «Мирного атома», Всероссийский отряд «Энергия» на базе ОАО «Россети». Это проекты, связанные с развитием северных краев, — Всероссийская стройка «Бованенково». Это строительство микрорайона «Академический», где слова из песни становятся явью: «Не каждому дано так щедро жить, друзьям на память города дарить…». Работа на единственном действующем космодроме на территории России — Плесецк, наша гордость. Педагогические проекты «Парма», «Победа», «Дельфин.ру», Всероссийский отряд проводников, сельскохозяйственный отряд. Все эти проекты не только дают рабочие места, но и возможность пообщаться, увидеть страну, принять участие в глобальном проекте, заработать первый капитал, получить профессиональную ориентацию. Кроме того, они позволяют привлечь внимание к деятельности студентов со стороны властей и СМИ. Во время таких проектов происходят встречи с Д.А. Медведевым, В.В. Путиным и другими важными людьми, что еще больше мотивирует самих ребят.

 

Дружба с туденческих отрядах, Кремль 2014

 

— Какие строите планы на будущее?

— Мы видим большую работу по выработке и созданию виденья, миссии. Развитие организации в количественных и качественных показателях, формирование кадров — это окружные школы. Создание крупнейшего сельскохозяйственного проекта с истории современности, куда будет привлечено от 600 до 1000 студентов единовременно. Мы за развитие Дальнего Востока: создание штабов, формирование объемов работ, закрепление отношений с федеральным агентством по вопросам рыболовства. Развитие зоны Кавказа, привлечение ребят от туда, проектов много, и по педагогическим отрядам, и по сельскохозяйственным, и по отрядам проводников. В этом году нам были отданы для работы студенческих отрядов все 15 филиалов Федеральной пассажирской компании, что является 100% занятости отрядов проводников. Как бы ни было сложно экономически, мы смотрим на 2016 год позитивно, и при поддержке наших партнеров, ведомств Минобрнауки России и других, мы видим, что студенческие отряды будут набирать новую силу, новую мощь. И это движение должно стать модным, современным и востребованным, чтобы молодежь действительно понимала и с гордостью говорила, что труд крут!

Подробнее о РСО: shtabso.ru

— Расскажите подробнее об окружных школах, об их предназначении и целях.

— Окружные школы были созданы нами несколько лет назад, как системный элемент. До этого мы проводили всероссийские школы, и перешли три года назад на систему окружных школ по федеральным округам. Основная задача — обучение нашего кадрового состава. Кадры решают все. Нужно формировать управленцев. Развиваться только количественно не получится, нужно развиваться качественно. Для этого нужны маленькие топ-менеджеры на местах, которые бы правильно формировали студенческие отряды, правильно закладывали внутренние идеологические процессы организации, выстраивали отношения внутри учебных заведений, не вызывая негативных последствий, выстраивали отношения с работодателями, умели защищать интересы наших бойцов. Ораторское искусство, решение конфликтных ситуаций, стили управления в отрядах и многое другое ребята могут узнать на Окружной школе. На школе мы говорим и о том, какой видят организацию сами ребята, обсуждаем нашу миссию. От них много зависит, они  — часть большого механизма. На этих школах происходит общение всех со всеми. По итогам девяти школ мы набираем множество предложений. Трудовой семестр дает нам уже намного больше отдачи, чем мы бы получили без этих школ. Сегодня мы получили системные задачи, и многие ребята от Окружных школ переходят к руководителям всероссийских проектов, а где-то занимают должность региональных руководителей.

 

Совещание руководителей региональных отделения РСО

 

— А как стать участником Всероссийского проекта?

— Необходимо пройти конкурс, в результате которого по определенным критериям отбираются лучшие из лучших. Конечно, необходим, как минимум, опыт работы в студенческих отрядах, отрядах должен иметь определенные грамоты, благодарности, желательно наличие рабочих специальностей, огромное желание и трудолюбие, усердие в подаче и заполнении самой заявки на конкурс. Немаловажно соответствие медицинским показателям, профессиональным компетенциям, идеологическим составляющим. Конечно же, ответственный подход к учебному процессу. Иногда Всероссийские проекты начинаются рано, и туда могут попасть только отличники или хорошисты, сдающие сессии досрочно. Мы уделяем внимание и успеваемости наших ребят.

 

— Как поощряете лучших?

— Есть разные системы мотивации наших ребят. Например, на Всероссийских стройках — это знамя лучшего строительного отряда, он вручается на Всероссийском слете студенческих отрядов. Среди проводников существует конкурс профессионального мастерства. В прошлом году победители, в качестве приза, получили возможность отправиться на Кубу. Мы стараемся создавать разную мотивацию: это и грамоты, и финансовые поощрения (доплаты, премии). У нас создана своя наградная политика: это и благодарственные письма, и почетные грамоты. Многие ребята стараются заслужить высшую награду за деятельность в студенческих отрядах — это наш Почетный знак. Для этого, как минимум, нужно отработать не менее четырех лет в отрядах. Награда была введена в 2009 году, и сейчас по стране выдано чуть более 1000 знаков, поэтому для ребят это большой стимул и награда не девальвирована.

 

— Что лично для вас значат «Российские Студенческие Отряды»?

— Как мы говорим сегодня, РСО — это моя жизнь. Я отдаю этому больше, чем личной жизни. Это круглосуточные мысли о студенческих отрядах, круглосуточные поездки, командировки. Это мой внутренний, профессиональный рост. Мне повезло управлять одной из крупнейших молодежных организаций. Я считаю, это послано сверху, испытать самого себя и развить большие управленческие навыки на серьезной практике. Это очень сложно, но безумно интересно.

 

uulgv2HlBfI

 

— Для чего нужен студенческий отряд студенту?

— Студенческий отряд — это такое братство молодых людей, которые друг друга поддерживают и защищают. Они позволяют тебе гораздо быстрее и легче преодолеть сложные жизненные пути становления молодого человека. Это социум, коллективная дружба и поддержка — это лучшая школа жизни. Самый полезный тренинг — это два месяца поработать плечом к плечу с абсолютно разными ребятами. Вот тебе и конфликтология, вот тебе и первые деньги, хозрасчет, построение личного бюджета, коммуникация с различными группами лиц — и экстравертами, и интровертами. Для молодых лидеров — это первый управленческий опыт, когда вокруг тебя такие же амбициозные, как и ты, а ты должен стать для всех авторитетом. Поэтому ты должен вырасти профессионально над ребятами, чтобы они тебя слушали и шли за тобой. Нет лучшей социализации, чем студенческие отряды. И каждый прошедший через студенческий отряд будет вспоминать это время всю свою жизнь!

 

 

материал подготовили: Надежда Корепанова, Владислав Голиус, Дилара Сатикова, Екатерина Князева

 

К сожалению, на момент издания 117 номера журнала «Наша молодёжь»  Командир Центрального штаба «Российских Студенческих отрядов» Михаил Сергеевич Кисёлев попал в трудную жизненную ситуацию. Он приверженец здорового образа жизни и спорта. На одной из тренировок он получил тяжелую травму позвоночника, его срочно госпитализировали. На лечение и восстановительный период потребуются дополнительные средства, поэтому просим Вас откликнуться, оказать помощь и содействие в сборе средств на дальнейший комплекс реабилитационно-восстановительных мероприятий. — С уважение, Редакция НМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией