Четверг 28.03.2024

Актуальные новости


Новости

Наталья Саурина

17 Сен, 14:24

Анонсы

Отзыв Ю.М. Майзлиш на книгу «Пою тебя, святая Русь!»

30. 04. 2020 245

cover

Новая книга Натальи Дмитриевны Сауриной называется «Пою тебя, святая Русь!» Это уже не первое обращение автора к теме Родины. Один из разделов сборника «Осенний блюз» озаглавлен «Россия — боль моя!!!».

Наталья Дмитриевна — моя ровесница, и её восприятие России близко моему восприятию. У нас много общего: мой отец тоже прошёл всю войну старшиной; были среди моих родных и «враги народа» по ошибке; лучшая часть моей жизни также прошла «в стране, которой больше нет». Радость и боль России, Радость и боль за Россию — это и моя радость и боль. Поэтому большинство стихов цикла созвучно и понятно мне.

 

И мне, как и автору сборника, ненавистна бесконечная война, идущая уже в наше время, потому что «нет на всём белом свете таких матерей, чтобы жаждали смерти любимых детей». И я страдаю от невозможности помочь «маленьким мальчикам войны». Я также чувствую свою вину перед маленькими девочками-путанами: значит, плохо мы их воспитали, что-то проглядели, чего-то в детстве недодали.

 

Почему-то я чувствую себя виноватой и перед несчастными обманутыми стариками, хотя и меня тоже обманули, но я пока ещё зарабатываю на «хлеб насущный», но что будет, когда уйду на пенсию? И меня раздражает «певцов сиплоголосых взвод» и пустота и пошлость их песен. И я безгранично люблю скромную русскую природу и могу вслед за Натальей Дмитриевной повторить, что «восхищает меня щедрость осени и торжественно-грустный покой. Я любуюсь осеннею просинью в окруженье листвы золотой».

 

И я люблю старую Москву, «арбатских где тишь переулков хранит тайны многих веков. Шаги раздаются где гулко в величии особняков». И я не бывала в Париже и могу вместе с Натальей Дмитриевной сказать: «Прекрасны пусть Париж и Ницца, а я умру, как Предки, тут!!!» И я не могу спокойно слышать, «как стонет мой народ на кладбище страны», и мечтаю, что «после жизни во тьме да беды многоликой наша Родина снова чтоб стала великой».

 

И я верю в возрождение непоколебимой русской души, которую никогда не постичь чужестранцам. И хочется надеяться, что испытание непомерное — «Быть великой тебе иль не быть? — Россия выдержит с честью и будет великой, что возродятся Добрыни и Алёши, исчезнет безнадежность, а шёпот ветра и зыбкая песня журавлей заглушат «певцов сиплоголосых взвод». И возродится страна, которой больше нет, но не та, где коммуналки, очереди и ложь о великой победе социализма, а великое могучее и справедливое государство — «шестая часть земли с названьем кратким — РУСЬ».

 

Теперь остановимся на художественном своеобразии новой книги Натальи Дмитриевны «Пою тебя, Святая Русь», жанр которой она определила как литературно-поэтический сборник. Действительно, помимо стихов, в книгу включены очерки, эссе, народные песни, легенды, молитвы и даже некролог.

 

Интересна композиция сборника. 13 самостоятельных, на первый взгляд, разделов (глав), органично сочетаются друг с другом, объединены предисловием и послесловием.

 

Интересны и поэтические эпиграфы, которыми открывается и заканчивается большинство разделов. Такие эпиграфы сопровождают и большинство стихов. Поражает поэтическая эрудиция Натальи Дмитриевны: среди авторов эпиграфов я насчитала 35 фамилий, причём отдельные слышу впервые (Надежда Абрамова, Анатолий Батурин, Раиса Носова и некоторые другие). Эпиграфы подобраны на редкость удачно, как бы перекликаются со стихами Натальи Дмитриевны. Например, строки Ю.Друниной «Стихи, стихи самозабвенно слушать и под дождём умеет наш народ» Наталья Дмитриевна продолжает поэтическим размышлением «Осенний дождь». Колокольный звон, «как шорох стаи журавлиной», из стихов Ф.Тютчева созвучен зыбкой песне улетающих журавлей из стихотворения «Щедрость осени». Таких примеров в сборнике множество.

 

Немного о прозе Натальи Дмитриевны. Очерки, предшествующие некоторым главам сборника, можно поставить в один ряд с разделами «Истоки», «Судьба моя», так как люди, которым посвящены эти произведения, близки автору, оказали влияние на его жизнь и стихи. Это и протоиерей Святослав Юримский — духовный отец Натальи Дмитриевны, и Александр Федорович Баранников — долгожданный «Седой Капитан», и супруги Варвара Михайловна и Борис Александрович Малинины — настоящие друзья, поддержавшие в горе. Раздел «Старинные русские песни», на первый взгляд, может показаться неуместным: ведь песни написаны не автором сборника. Но это только на первый взгляд. Прочитав очерки о жизни Малининых, понимаешь, какую роль сыграли эти люди в жизни Натальи Дмитриевны, и этот раздел, как уже было отмечено, органично вплетается в ткань книги, а песни воспринимаются как один из истоков позднего творчества Натальи Дмитриевны.

 

Теперь о самом сокровенном — о мастерстве поэта. Приведём пример одного стихотворения — «Осенний блюз». В нём есть всё, что делает поэзию поэзией: гамма цветов и звуков, мелодичность, поэтические фигуры (тропы): метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, рефрен, аллитерация. Краски составляют основу некоторых поэтических фигур: метафор («рябина занялась гранатом бус», «мой сад весь в золоте»), сравнений и эпитетов («алмазной россыпью на солнышке роса»). Нежный взгляд автора, а вслед за ним и читателя, утопает в волшебстве красок. Читатель не только видит осенний сад, но и слышит хрустальный звон прозрачного воздуха, вспоминает весенние трели соловья, представляет сад, наполненный прекрасной музыкой, в котором «танцуют астры в сентябре осенний блюз» (олицетворение). Звучание музыки передаётся с помощью рефрена, которым заканчивается каждая строфа: «В моём саду теперь звучит осенний блюз» — «Танцуют астры в сентябре осенний блюз» — «Прекрасной музыкой в саду осенний блюз» — «Душа моя, ведь это твой осенний блюз!!!». Аллитерация (повтор одинаковых согласных звуков) тоже помогает созданию поэтического настроения. Так, в повторяющемся звуке \ з \ слышится звон хрустального осеннего воздуха: «Прозрачный воздух чуть звенит к исходу дня». Повтор свистящих звуков \ с \, \ с’ \ помогает услышать звучание музыки, под которую «танцуют астры в сентябре осенний блюз». Образ горделивых георгинов создаётся именно благодаря повтору звуков \ г \ и \р \. Скорее всего, создавая стихотворение, автор ни о каких поэтических фигурах не думал. Но во многом благодаря их удачному использованию музыка блюза звучит в саду и в душе поэта, даря ему «щедроты муз», а читателю — наслаждение от увиденного и услышанного.

 

Ю.М.Майзлиш, филолог, учитель русского языка, отличник, народного просвещения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией