13 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения величайшей патриотки нашей Родины Зои Космодемьянской, которая первой среди женщин была удостоена звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Зоя стала символом героизма советской молодёжи в Великой Отечественной войне. Её образ отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях. Месяц назад в подмосковной Рузе открыли очередной памятник Зое Космодемьянской. На открытии монумента работы Зураба Церетели присутствовали губернатор Московской области Андрей Воробьев и министр культуры РФ Владимир Мединский.
Восемнадцатилетняя Зоя была казнена дважды. Первый раз — физически немцами в ноябре 1941 года, а второй раз — морально, во время уничтожения нашей и её родины — СССР.
Жизнь и подвиг Зои хорошо известны. Напомню вкратце. Зоя Анатольевна Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Гаи Тамбовской области, в семье потомственных местных священников. Но школу закончила в Москве, куда переехала ее семья. В школе Зоя училась хорошо, особенно увлекалась историей и литературой, мечтала поступить в Литературный институт. В октябре 1938 года она вступила в комсомол.
31 октября 1941 года, когда фашистские войска подошли к Москве, Зоя, в числе 2000 комсомольцев-добровольцев, явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части. После короткого обучения Зоя в составе группы 4 ноября была переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием (минирование дороги).
17 ноября вышел Приказ ВГК № 428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом», с каковой целью «разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог».
Во исполнение этого приказа, 27 ноября в два часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома (жителей Кареловой, Солнцева и Смирнова), при этом у немцев погибло 20 лошадей. О дальнейшем известно, что Крайнов не дождался Зои и Клубкова в условленном месте встречи и ушёл, благополучно вернувшись к своим; Клубков был схвачен немцами; Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила вернуться в Петрищево и продолжить поджоги. Однако немцы уже были настороже, собрали сход местных жителей, на котором велели им охранять дома.
С наступлением вечера 28 ноября, при попытке поджечь сарай С.А. Свиридова (одного из назначенных немцами стражников), Зоя была замечена хозяином. Вызванные им квартировавшие у него немцы схватили девушку. Свиридов за это был награждён бутылкой водки (впоследствии приговорён судом к расстрелу). На допросе она назвалась Таней и не сказала ничего определённого. Раздев догола, немцы пороли ее ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении четырех часов водил ее босой, в одном белье, по улице на морозе.
Во время опознания трупа на Зоиных руках была запёкшаяся кровь, ногтей не было. У мертвого тела кровь не течет, значит, при пытках у Зои были также вырваны ногти.
В 10:30 следующего утра Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель домов».
Саму казнь одна из свидетельниц описывает следующим образом:
«До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали её фотографировать… При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть — это моё достижение». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Офицер злобно заорал: «Русь!». «Советский Союз непобедим и не будет побеждён»! »Всё это она говорила в момент, когда её фотографировали… Потом подставили ящик. Она без всякой команды стала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись».
Снимки казни Зои были найдены у одного из убитых солдат вермахта, которые впоследствии помогли установить истину, что именно Зоя Космодемьянская приняла мученическую смерть в селе Петрищево.
Тело Зои провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942-й год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни.
Впоследствии Зоя Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
О судьбе Зои стало широко известно из статьи Петра Лидова «Таня», опубликованной в газете «Правда« 27 января 1942 года. Автор случайно услышал о казни в Петрищеве от свидетеля — пожилого крестьянина, которого потрясло мужество неизвестной девушки: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…». П. Лидов отправился в Петрищево, подробно расспросил жителей и на основе их рассказов опубликовал статью. Её личность была вскоре установлена, об этом сообщила «Правда» в статье П. Лидова от 18 февраля «Кто была Таня»; ещё раньше, 16 февраля, был подписан Указ о присвоении ей звания Героя Советского Союза (посмертно).
Во время перестройки, когда Михаилом Горбачевым, Александром Яковлевым, Эдуардом Шеварднадзе и им подобными уничтожался СССР, за который погибла Зоя Космодемьянская, нужно было лишить страну героев-патриотов, чтобы им не подражали молодые люди. И началась дискредитация Зои Космодемьянской, Александра Матросова, молодогвардейцев. Одной из первых начала дискредитацию газета «Аргументы и факты», которую в 90-х годах называли «Фальшивые аргументы и лживые факты». Газета опубликовала статью писателя А.Жовтиса «Уточнения к канонической версии» («АиФ» № 38, 1991 г.), а потом в № 43 газеты «Аргументы и факты« за 1991 год, в рубрике «Обратная связь» был под общим названием «Зоя Космодемьянская: Героиня или символ?» опубликован ряд откликов читателей, где вымышленные авторы писем и работавшие на интересы других стран историки разными способами «развенчивали» подвиг Зои.
Ее даже обвинили в шизофрении. Один из этих выдуманных откликов был подписан: «Ведущий врач Научно-методического центра детской психиатрии А. Мельникова, С. Юрьева и Н. Касмельсон». В их отклике было сказано: «Перед войной в 1938-1939 гг. 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы им. Кащенко. У неё подозревали шизофрению«. Сплетня была запущена. Позднее эта дезинформация часто появлялась в других газетах, но никаких других источников и новых свидетельств шизофрении у Зои Космодемьянской больше не приводилось. Ветераны воинской части № 9903, где служила Зоя, возмущенные клеветой, подняли архивы Института психиатрии. Имена врачей, которые якобы ставили Зое диагноз, — нигде не встречались. Они просто были выдуманы для дискредитации Зои.
Была придумана версия, что казненная девушка — не Зоя Космодемьянская. Вот как глумилась газета над казненной героиней, прячась за вымышленным именем В. Леонидова:
«Немцы ушли. Через некоторое время в деревню приехала комиссия, с нею 10 женщин. Выкопали “Таню”. Никто в трупе не определил своей дочери, ее снова закопали. В газетах появились фотографии издевательств над Таней, девушке присвоили звание Героя Советского Союза.
Вскоре после этого указа приехала комиссия с другими женщинами. Вторично вытащили из могилы Таню.
И тут началось представление. Каждая женщина в Тане опознавала свою дочь. Слезы, причитания по погибшей. А потом, на удивление всех жителей деревни, завязалась драка за право признать погибшую своей дочерью.
Всех разогнала длинная и худая баба с самым громким голосом, впоследствии оказавшаяся Космодемьянской. Так Таня стала Зоей”.
В этом рассказе есть несколько знаковых для этой страны моментов, которые складываются в стройную, но неприглядную версию “геройства русского народа».
Эту клевету подхватила историк Елена Синявская из Института истории России: «Мне лично известны люди, до сих пор считавшие, что партизанка Таня, казненная немцами в деревне Петрищево, не Зоя Космодемьянская». Елена Спартаковна Сенявская (род. 1967) — российский историк, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Специалист по военной истории России ХХ века, социальной истории, истории повседневности, исторической психологии, военной психологии, военной социологии. Лауреат Государственной премии РФ для молодых ученых за выдающиеся достижения в области науки и техники. С 2002 года является главным редактором ежегодника «Военно-историческая антропология». Член редакционных коллегий и редакционных советов ряда научных изданий. Вот такие историки участвуют в фальсификации нашей истории.
Журналист Виктор Кожемяко опубликовал в газете «Правда» две возмущенные статьи об этом историке. Первая, под рубрикой «Факты против домыслов», вышла в свет 29 ноября 1991 года и называлась «Трагедия Зои Космодемьянской. Полвека спустя после гибели эту девушку вновь пытают и казнят». В ней автор писал о необходимости проведения судебно-портретной экспертизы. Завершался же очерк такими словами: «Да святится в веках имя твое, Зоя, Лиля, Таня!.. Все вы, которых было так много, в страшные военные годы отдали за нас действительно самое дорогое — свою жизнь. И мы не можем, не должны, не имеем права забывать, а тем более предавать вас».
Научно-исследовательский институт судебных экспертиз Министерства юстиции РФ провел судебно-портретную экспертизу по прижизненным Зоиным фотографиям вместе с известными снимками повешенной и в очередной раз подтвердил, что девушка — Зоя Космодемьянская.
Вторая статья Виктора Кожемяко была опубликована в «Правде» 29 и 30 ноября 2001 года под заголовком «Зою снова казнят». В ней журналист рассказывал о том, что в преддверии 60-летия трагической гибели Зои Космодемьянской ему на глаза попали «материалы из Интернета», потрясшие его. В этих материалах было сказано, что «Все цитаты приведены по монографии: Сенявская Е.С. 1941–1945. Фронтовое поколение. М: РАН. Институт российской истории, 1995».
Кожемяко писал: «Зная о результате судебно-портретной экспертизы, окончательно и неопровержимо подтвердившей, что Зоя — это все-таки Зоя (историк Сенявская) снова бросила на светлое имя черную тень. Предала тем самым и Лилю, и Таню, и Зою — все святое поколение наших фронтовиков».
А вот выдержки из только одной интернетовской статьи «Пламенные сучки».
«Во-первых — не Зоя, и не Космодемьянская.
Во-вторых — красную сучку поймали и линчевали жители деревни Петрищево, которую «Зоя» решила сжечь дотла. Немцев в той деревне никогда не было.
Но, давайте вспомним про те вопросы, относительно этой русской «геройки»:
— Как и кем было доказано, что девушка схваченная в Петрищево и есть Зоя Космодемьянская?
— Куда делась диверсионная группа, в состав которой входила Таня-Зоя?
— Как и, главное, кем именно была поймана Таня-Зоя?
— Были ли немцы в Петрищево в момент “героического» поджога домов сельских жителей?
— Где и, главное, кем была повешена Таня-Зоя?
Когда через Петрищево прошла линия фронта, большая часть деревни была разрушена и все оставшиеся в живых жители ютились в нескольких избах. Члены диверсионной группы получили задание сжечь деревню. Если кто-то думает, что девушка-партизанка спокойно лежала на краю опушки леса и в бинокль наблюдала за всеми передвижениями в деревне, то глубоко ошибается. В такой мороз особенно не полежишь.
Основная задача — добежать до первого попавшегося дома, поджечь его, а есть ли там кто, нет ли, это уж как повезет, или не повезет. Никого не волнует, есть ли в деревне немцы или их вообще нет. Главное — выполнить задание.
За выполнением этого задания и была поймана комсомолка-диверсантка, впоследствии назвавшаяся Таней.
Кем она была поймана? Да самими же жителями этой несчастной деревушки. Когда запылали два дома и амбар, гордо переименованный советской прессой в «конюшню», когда заголосили бабы и дети, озверевшие мужики поймали сучку с бутылками, и недолго думая, вздернули на первой же березе.
Пытать и казнить диверсантку немцы не могли по той простой причине, что в Петрищево их не было. Ни одного. Это селяне боролись за свою жизнь с чокнутыми краснозадыми диверсантами и различной партизанской сволочью на 100% состоящую из люмпенов и алкоголиков».
Вот такая сверхзлобная и сверхклеветническая статья. Автор, конечно, струсил, не подписался. По своему тону и стилю эта статья напоминает такие же злобно-клеветнические статьи Дмитрия Быкова против России и русских.
Ответы на все вопросы этой статьи давно известны и документально подтверждены, и автор их знает, но он прекрасно также знает, что не всем, особенно молодых, они известны, и поэтому сознательно клевещет.
В Петрищеве и сейчас живут очевидцы тех драматических событий. Они возмущены ложью об отсутствии в селе фашистов. «Теперь пишут, — говорила в 1991 г. в беседе с корреспонденткой «Комсомольской правды» Л. Овчинниковой Н.Н. Седова (в 1941 г. ей было 9 лет), — что и немцев-то в Петрищеве не было. Но ведь можно людей спросить. Немцы нас из домов прикладами выгоняли. В каждой избе было их набито. Мама и четверо детей — мы ютились в кухне на соломе».
28 ноября 1941 г. Зоя оказалась в руках врагов. О дальнейшем рассказывают жители деревни Петрищево. Приводим самые первые, не подправленные цензурой записи их показаний, сделанные комиссией московского комсомола 3 февраля 1942 г, после того как Петрищево освободили от немцев. Сначала партизанку привели в дом Седовых. И вот что рассказала 11-летняя девочка Валя Седова:
«Я сидела на печке, мама — в кухне. Немцы открыли дверь и ввели ее. Один держал ее руки сзади… Они ее прижали к печке (один из них взял за грудную клетку и прижал), а двое стали обыскивать. Во время обыска были и другие солдаты, которые жили в хате (15-20 человек). Они были в другой комнате и смеялись… Обыскивали и раздевали, ей вопросов не задавали, а переговаривались между собой и ржали. Потом старший из них (погоны и 2 кубика) скомандовал: «Русь, марш», и она повернулась и пошла со связанными руками… Больше я ничего не знаю, куда их повели».
М.И. Седова добавила к рассказу дочери:
«Привели ее вечером, часов в 7 или 7.30 минут. Немцы, которые жили дома у нас, закричали: «Партизан, партизан»… Держали ее у нас минут 20. Слышно было, как ее били по щекам — раз пять. Она при этом молчала. Куда увели ее, не знаю. Волосы у нее короткие, черные, завитые, красивые, чернобровая, лицо продолговатое, красивая девушка, губы толстенькие, маленькие».
Из дома Седовых пленную Зою перевели в избу Ворониных, где размещался немецкий штаб. Рассказывает А.П. Воронина (67 лет):
«…Привели ее после Седовых. Я топила печь. Смотрю — ведут. Они мне кричат: «Матка, это русь, это она фу — сожгла дома». Она при этом молчала. Ее посадили возле печки. Привели ее 5 человек, и еще у меня были немцы — 5 человек. Ее стали пороть. Пороли ее 4 немца, 4 раза пороли ремнями… Ее спрашивали и пороли, она молчит, ее опять пороли. Когда пороли, то начальник несколько раз выходил из комнаты и брался за голову (переживал). А те, кто порол, ржали во время порки. Всего ей дали больше 200 ремней. Пороли ее голой, а вывели в нижней рубашке. Немцы прибегали (человек 150)., смотрели и смеялись. Куда ее увели, я не знаю. Увели ее от нас часов в 10 вечера…»
Избитую девушку перевели в избу Куликов. Рассказывает П.Я. Кулик (тогда ей было 33 года):
«Откуда ее вели, я не знаю. В эту ночь у меня на квартире было 20-25 немцев, часов в 10 я вышла на улицу. Ее вели патрули — со связанными руками, в нижней рубашке, босиком.
Ее привели и посадили на скамейку, и она охнула. Губы у нее были черные-черные, испекшиеся и вздутое лицо на лбу. Она попросила пить у моего мужа. Мы спросили: «Можно?» Они сказали: «Нет», и один из них вместо воды поднял к ее подбородку горящую керосиновую лампу без стекла. Посидев полчаса, они ее потащили на улицу. Минут 20 таскали по улице босиком, потом опять привели. Так, босиком ее выводили с 10 часов вечера до 2 часов ночи — по улице, по снегу босиком. Все это делал один немец, ему 19 лет… Часов в 9 утра пришли 3 офицера, переводчик и стали ее допрашивать, а меня и мужа выгнали на улицу. В доме, кроме немцев, никого не было. Я вышла в соседнюю избу. О допросе ничего не знаю. Допрашивали ее часа полтора. Ноги и таз у нее были избитыми, синими-синими.
Когда я с ней говорила, она мне сказала: «Победа все равно за нами. Пусть они меня расстреляют, пусть эти изверги надо мной издеваются, но все равно нас всех не расстреляют. Нас еще 170 миллионов, русский народ всегда побеждал, и сейчас победа будет за нами».
О том, как ее казнили, мы рассказали.
Настоящее имя девушки из Петрищева в начале февраля 1942 г. установила комиссия МГК ВЛКСМ. В опознании участвовали местные жители, B.C. , школьная учительница Зои Космодемьянской, и ее одноклассник В.И. Белокунь. В акте комиссии от 4 февраля констатировалось:
1. « …Граждане с. Петрищево — Седова В.Н., Седова М.И., Воронина А.П, Кулик П.Я., Кулик В.А, а также преподаватель языка и литературы т. Новоселова и ученик Белокунь В.И. по предъявленным Разведотделом штаба Западного фронта фотографиям опознали, что повешенной была комсомолка Космодемьянская З.А.
2. Комиссия произвела раскопку могилы, где похоронена Космодемьянская Зоя Анатольевна. Осмотр трупа… еще раз подтвердил, что повешенной является т. Космодемьянская З.А.».
5 февраля комиссия МГК ВЛКСМ подготовила записку в МК и МГК ВКП(б) с предложением представить Зою Космодемьянскую к званию Героя Советского Союза. Там с этим, очевидно, согласились, но для верности решили еще раз перепроверить имя героини. Дело в том, что после публикации статьи П. Лидова и фотографии «Тани» в погибшей девушке узнали свою дочь несколько женщин.
Чтобы расставить все точки над «i», мать Зои, ее брата Шуру, ближайшую подругу по отряду Клаву Милорадову попросили приехать в Петрищево. Там комиссия в составе Зоиного командира полковника А.К. Спрогиса, секретаря МГК ВЛКСМ А.Н. Шелепина, старшего лейтенанта Клейменова, судмедэксперта Никифорова предъявила им для опознания труп замученной в деревне девушки. После чего сомнений не осталось — это Зоя. 12 февраля 1942 г. был составлен соответствующий акт. 16 февраля 1942 г. Зое Анатольевне Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза.
Почему же так яростно и злобно набросились клеветники именно на Зою Космодемьянскую?
Социолог С.Г. Кара-Мурза так описывал это: «…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: „Технология разрушения образов в ходе перестройки“. Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у неё была семья, как она выглядела, в чём была суть её подвига. А потом объяснили, почему именно её образ надо было испоганить — ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно её выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И её образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа».
Вот, оказывается, почему. Тем, кто уничтожил СССР, нужно было выбить опоры из самосознания нашего народа, чтоб Россия никогда не поднялась, чтоб она жила в вечной нищете и в разброде!
Прежде чем порочить имя уважаемого человека, авторше блога не мешало бы поглубже ознакомиться с историей 10-летней давности. 7 декабря 2001 г. (неделю спустя) в той же газете «Правда» было опубликовано опровержение В.Кожемяко, в котором он признавал, что тексты, ошибочно приписанные им Е.Сенявской, принадлежат совершенно другому автору.
26 февраля 2002 г. в газете «Патриот» было опубликовано «Открытое письмо к читателям», где разбирались все подробности этой «ошибки», обернувшейся клеветой и оскорблениями со стороны недобросовестного журналиста в адрес заслуженного ученого-историка. Статья до сих пор висит в Интернете по адресу: http://www.distedu.ru/mirror/_hist/www.1september.ru/ru/his/2002/06/4.htm. Упоминается эта некрасивая история и здесь: http://blackangel2006.livejournal.com/131139.html
Кстати, статья В.Кожемяко «Зою снова казнят», в отличие от первой, не была включена в его «собрание сочинений»: Статьи УК РФ 129 «Клевета» и 130 «Оскорбления» никто пока не отменял.
__________________
Елена СЕНЯВСКАЯ*
Открытое письмо к читателям
Как «настоящие люди» становятся «черной тенью», или Раздвоение личности правдиста В.Кожемяко
Как и каждый историк, я привыкла работать с источниками. Пресса — это тоже источник, позволяющий изучать приемы и методы пропаганды, способы воздействия на общественное мнение и массовое сознание. Вот и решила я вместе с вами, уважаемые читатели, сопоставить две статьи журналиста Виктора Кожемяко в газете «Правда», опубликованные с интервалом в десять лет.
Первая, под рубрикой «Факты против домыслов», вышла в свет 29 ноября 1991 г. и называлась «Трагедия Зои Космодемьянской». Там говорилось, что полвека спустя после гибели эту девушку «вновь пытают и казнят». Вторая была опубликована совсем недавно — 29 и 30 ноября 2001 г. под заголовком «Зою снова казнят». В обеих статьях упоминалось мое имя…
Начну со второй публикации. В самом ее начале автор, рассуждая о Зое, с горечью сообщает читателям о том, что ему «не хотелось сегодня, в день шестидесятилетия ее гибели, вновь говорить о мерзавцах и о методах, которыми они действуют».
«Но приходится. Как увидите дальше, жизнь заставляет», — добавляет он с искренним негодованием. Потом журналист разоблачает «этих мерзавцев»: «Собственно, главный метод у них один — ложь. Есть масса ее разновидностей, и применяются все — в зависимости от обстоятельств, но они при этом твердо помнят заповедь Геббельса: чем больше ложь, тем более она оглушает».
Далее В.Кожемяко весьма подробно и добросовестно пересказывает уже основательно забытые публикации газеты «Аргументы и факты» десятилетней давности с разного рода слухами вокруг гибели Зои, а затем решительно их опровергает. Вспоминает судебно-портретную экспертизу, проведенную в 1991 г., и неопровержимо доказавшую, что в Петрищеве была казнена именно Зоя.
«Казалось, последняя точка в опровержении злобной клеветы была поставлена и возвращаться к этому уже не придется, — пишет В.Кожемяко. — Казалось, они приумолкнут».
Но, как оказалось, не все враги еще разоблачены, потому что опять, откуда ни возьмись, появилась «черная тень»…
«Кто же этот злодей или злодейка?» — спросите вы, уважаемые читатели.
Представьте себе, это я. Во всяком случае, именно так написал в своей статье г-н Кожемяко.
Оказывается, посетившая его начинающая тележурналистка, готовившая передачу про Зою, на прощание «оставила пачку материалов из Интернета», и сотрудник «Правды», заглянув туда, обнаружил кощунственные тексты про юную героиню, а под ними ссылку на то, что «все цитаты» приведены по монографии некой Сенявской. И журналист вспомнил, как еще в 1991 г. встречался с молодой аспиранткой из Института российской истории. И, разумеется, вознегодовал…
Поясню читателям, что тексты эти не имеют никакого отношения ни ко мне, ни к моей монографии. Их настоящий автор — г-н А.Меняйлов, «писатель-психоаналитик», как он себя называет, — просто процитировал несколько строк из архивного документа, который я когда-то опубликовала, и сослался на эту публикацию.
Но г-н Кожемяко решил, что весь текст принадлежит именно мне, и, даже не потрудившись посмотреть саму книгу, где нет ни единого слова из тех, что он мне приписал, начал яростно меня разоблачать, награждая предполагаемого (а для него очевидного) автора самыми хлесткими эпитетами.
К этому кульминационному моменту правдист и подводил читателей своей статьи, постепенно нагнетая напряжение, подогревая страсти, чтобы в нужный момент ни у кого не оставалось сомнений, кто теперь главный Зоин палач…
Не буду рассуждать здесь о профессионализме и журналистской этике, о том, что любой материал, особенно такого свойства, нуждается в тщательной проверке. Это и так всем ясно. Всем, кроме г-на Кожемяко, который в своем разоблачительном угаре оклеветал невиновного человека. Дочь фронтовика он сравнил с фашистами, обвинил в предательстве фронтового поколения… Трудно представить себе оскорбление более жестокое и незаслуженное…
Но вернемся к анализу «источников».
«О, благодарная человеческая память! Не все мы, к счастью, утратили ее, не все окончательно озверели в эти смутные годы. Есть еще настоящие люди среди нас».
О ком бы это могло быть, уважаемые читатели? Ни за что не догадаетесь — обо мне. Да, да… Той самой «мерзавке» и «черной тени». Только писал это г-н Кожемяко десять лет назад — день в день. И с тех пор он ни разу меня не видел, не слышал и ни в каких других формах — очных или заочных — со мной не общался.
Цитирую дальше: «Что ж, я считаю, дело, которым увлечена Лена Сенявская, не только правомерное, но и по-своему святое. Никогда нельзя ставить точку в военной истории, в поиске героев, которые где-то и когда-то погибли за Родину. Надежда умирает последней». Это о моих попытках установить судьбу пропавшей без вести Лили Азолиной. Десять лет назад в глазах Кожемяко это было «святым делом». Сегодня он назвал его «одержимостью».
Ну и ну! Какое-то раздвоение личности получается… Не у меня, конечно, — у Кожемяко…
«Более увлеченного человека — увлеченного и историей Великой Отечественной, по которой она пишет диссертацию (тема «Духовный облик фронтового поколения»), и личностью Лили Азолиной, пожалуй, трудно себе представить», — утверждал Кожемяко в 1991 г. Сегодня ту самую диссертацию, выпущенную в виде книги, он, не читая, обливает грязью.
«Что же до обстоятельств гибели… На Руси мучеников всегда считали святыми. А то, что девушка погибла мученически, думаю, ни у кого не вызывает сомнений. И кто бы она ни была — Таня, Зоя, Лиля, — будем помнить. Ее и других, известных и безымянных, положивших жизнь на алтарь Победы. Большей жертвы не бывает. Сестры по судьбам, они совершили каждая свой подвиг по имя Отечества».
Десять лет назад, цитируя эти мои слова — отрывок письма, не вошедший в публикацию «Аргументов и фактов», журналист заявлял: «Полностью разделяю эти мысли … юной исследовательницы великой войны… В оправданности героизма наших людей у нее нет сомнения».
Сегодня, приписав мне чужие тексты, он обвиняет меня в том, что я «предала … и Лилю, и Таню, и Зою — всё святое поколение наших фронтовиков», и патетически вопрошает: «Есть ли у нас сегодня наказание за святотатство?». Мол, давайте, дорогие читатели, вместе затравим эту «мерзавку»: с нетерпением жду от вас возмущенных писем… А это уже не просто эмоции неуравновешенного политического обозревателя, а прямая провокация, от которой так и веет показательными процессами 1937 г.
Так в чем же заключается мое «предательство»?
Позвольте, уважаемые читатели, привести здесь подлинные отрывки из моей книги «1941—1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование» (М.: Российская академия наук, Институт российской истории, 1995), написанной еще в 1992 г.
Если бы г-н Кожемяко потрудился сходить в библиотеку и познакомиться с моей монографией, он бы узнал, чем отличается научный подход от методов политической публицистики. Основной принцип, по которому я проводила свое исследование, гласит: «Задача историка нашего, постсоветского времени заключается вовсе не в огульном отрицании старых ценностей и сокрушении вчерашних идеалов. Профессионализм исследователя как раз и состоит в том, чтобы бережно взвесить на весах истории все реалии прошлого, не смешивая подвиг народа и преступления системы, но понимая, что разделить государство и общество — невозможно. Как невозможно отделить день сегодняшний от пройденного страной пути, долгого и мучительного, первые шаги по которому были сделаны именно тогда — в годы тяжких военных испытаний и начала раскрепощения человеческого духа» (с. 5).
А вот отрывки из заключения. (Да будет известно г-ну Кожемяко, с презрением относящегося к монографии как «заумному жанру», заключение — это неотъемлемая часть любой научной работы, содержащая основные выводы и анализ результатов, полученных в ходе исследования.) Не буду утомлять читателей научной терминологией, приведу лишь некоторые общие оценки.
«Сегодня раскрыто уже немало “белых пятен” в истории предвоенного и военного времени, откровенно говорится о том, что замалчивалось десятилетиями… Но вся негативная информация, захлестнувшая в последние годы страницы газет, журналов и книг, не только не может принизить, но, напротив, объективно подчеркивает величие подвига советского солдата, ценой огромных жертв победившего фашизм, отстоявшего независимость Родины» (с. 157).
«Мы все в долгу перед этим поколением… Без этого фронтового прошлого у России нет будущего. И в наши трудные, драматические времена основой для нравственного — и государственного — возрождения России должен стать моральный пример фронтового поколения в моменты его высшего духовного взлета» (с. 167).
Думаю, дальше можно не продолжать. Желающие познакомиться с моим трудом более подробно сделают это сами. Но, даже вооружившись микроскопом, никто не сможет обнаружить в нем ни единого неуважительного слова о фронтовиках. Кстати, в 1998 г. эта книга была удостоена Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники.
Так кто же, г-н Кожемяко, как вы пишете, «твердо помнит заповедь Геббельса: чем больше ложь, тем больше она оглушает»? И есть ли большая ложь, чем приписать одному автору текст другого, строить на этом свои «разоблачительные» выводы, оскорбляя и обливая грязью человека, и науськивать читателей, призывая их к массовой травле жертвы своих умопостроений?
«Со времен “перестройки” повелось оправдывать публикацию каких угодно вымыслов плюрализмом мнений. Дескать, каждый может высказаться. Но если заведомо очевидно, что высказывается неправда и если она, тем не менее, публикуется, значит, это кому-то нужно?» — гневно вопрошает журналист-правдолюбец.
Кому же был нужен ваш «плюрализм», г-н Кожемяко?
Не дает ответа «правдивая статья»…
«Нельзя не радоваться, когда правда берет верх над ложью», — восклицает неукротимый борец за истину. Только почему-то сомнительно, что он радуется сейчас, после официального — на страницах собственной газеты (см. номер «Правды» за 7—10 декабря 2001 г.) — опровержения его клеветы. Но хотя эта крошечная заметка и называется «Приносим извинения», в ее куцых строках г-н Кожемяко (ибо кому еще могли поручить сочинение этого нового «шедевра»?) «извиняется» передо мной не за нанесенные им оскорбления, а «за неточность в использовании материалов Интернета»: «Мол, простите, ошибочка вышла… Во всем виноват Интернет…» Какое детское лукавство! Просто плакать хочется от умиления!..
В заключение приведу еще одну цитату из статьи Кожемяко: «Слава Богу, есть люди, которые помнят о главном». Узнаете пафосные интонации десятилетней давности? Теперь они адресованы десятикласснице Даше и ее школьному сочинению, посвященному Зое Космодемьянской. Только пусть не радуется девочка Даша похвалам г-на Кожемяко. Ведь может статься, что через пару лет и она будет зачислена им во «враги народа».
P.S. Не любит газета «Правда» признавать свои ошибки. Ох, как не любит!.. Уже после официального «извинения», опубликованного 7 декабря, редакция разместила на сайте своей газеты всё ту же статью г-на Кожемяко, продолжая — теперь уже вполне сознательно — распространять заведомую ложь и клевету.
Но если все оскорбления в мой адрес были воспроизведены полностью и дословно, то их последующее опровержение в электронном варианте публикации по какой-то неведомой причине отсутствовало. Забыли, наверное…
Но какая избирательная «забывчивость»!..
Впрочем, Интернет всё стерпит. Даже официальный сайт газеты «Правда»…
*Елена Сенявская — доктор исторических наук, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники
Елена Спартаковна, Вы говорите, что Татьяна Жарикова порочит имя уважаемого человека, то есть Вас. В статье Ваше имя упоминается дважды. Первый раз: «Эту клевету подхватила историк Елена Синявская из Института истории России: «Мне лично известны люди, до сих пор считавшие, что партизанка Таня, казненная немцами в деревне Петрищево, не Зоя Космодемьянская». Если Вы этих слов не говорили и не писали никогда, то мы приносим извинения, но интуиция мне подсказывает, что знаменитейший журналист Виктор Кожемяко не мог, приписать Вам эти слова. Он их процитировал. Выходит, что в этом случае не автор статьи порочит Вас, а Вы сами порочите себя. Второй раз Жарикова приводит слова журналиста: «Кожемяко писал: «Зная о результате судебно-портретной экспертизы, окончательно и неопровержимо подтвердившей, что Зоя — это все-таки Зоя (историк Сенявская) снова бросила на светлое имя черную тень. Предала тем самым и Лилю, и Таню, и Зою — все святое поколение наших фронтовиков». Я убежден, что и в этом случае журналист не просто так упомянул Ваше имя, он, видимо, прочитал, что Вы по-прежнему продолжаете утверждать, что Зоя — это не Зоя. И написал эти слова. Смущает то, что Вы своё обращение к читателям опубликовали через одиннадцать лет после публикации в «Правде» в 1991 году статьи Кожемяко о Вас. Газета «Правда» в те дни была первейшей газетой в стране, и Вы не могли не знать об этой статье, но промолчали. Почему? Ответили лишь тогда, когда «Правда» стала районной газетенкой. Ситуация понятна! Когда уничтожали всё советское, Вы в толпе, как бы это мягко сказать, …….. бросились ради ….. топтать всё святое на нашей земле. Решили, что американцы победили навсегда. Но история повернулась в иную сторону, началась вялая пока словесная борьба с фальсификацией истории, и Вы решили оправдываться. Это хорошо видно! Кто-то ведь нашу историю фальсифицирует, если даже создана комиссия по борьбе с фальсификациями. Кто же это? Не знаете? Извините, если не прав! Доктор исторических наук Петр Алешкин.
Мне лично известны люди, до сих пор считавшие, что Бога нет.
Я богохульствую?
Нет, Роман, Вы не богохульствуете, Вы просто глупы! Только и всего!