Суббота 27.04.2024

Актуальные новости


Новости

Татьяна Жарикова

17 Сен, 14:24

Анонсы

Календарь Победы. Оборона Севастополя

15. 02. 2020 151

0-16-234

 

30 октября 1941 г. – началась героическая оборона Севастополя в Великой Отечественной войне. Оборона Севастополя и битва за Крым — боевые действия советских и немецко-румынских войск в Крыму в ходе Великой Отечественной войны, происходившие с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г.

 

Первый штурм

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября1941 г. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Правда, и у немцев к городу вышли только передовые отряды. Одновременно в город отходили части рассеянных советских войск. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тыс. человек.

 

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И.Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена, и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тыс. человек (по немецким данным — более 80 тыс.), около 500 орудий, 20 тыс. тонн боеприпасов, 10 танков Т-26 и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал (по советским данным) около 50–55 тыс. человек. 9–10 ноября вермахту удалось полностью окружить город с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

 

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру. В течение десяти дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны, после чего в сражении наступила пауза. 21 ноября, после обстрелов с береговых батарей, двух крейсеров и линкора «Парижская коммуна», вермахт прекратил штурм города. Севастопольский оборонительный район — временное оперативное формирование (объединение) создано 4 ноября 1941 г. из войск и сил Отдельной Приморской армии РККА, кораблей и авиации Черноморского флота ВМФ и формирований Севастопольской военно-морской базы (СВМБ). СОР включал четыре сектора обороны, в которых войска и силы ВС Союза ССР последовательно занимали передовой, главный и тыловой рубежи, а для обеспечения эвакуации населения Крыма, войск и сил — рубеж прикрытия. Оперативное формирование в действующей армии было в период с 4 ноября 1941 г. по 4 июля 1942 г. расформировано. Командующие СОР: вице-адмирал Ф.С. Октябрьский (ноябрь 1941 г. — июнь 1942 г.), генерал-майор П.Г. Новиков (июль 1942 г.).

 

1941 г.

  • 2 ноября повреждён и выведен из строя на месяц крейсер »Ворошилов»;
  • 7 ноября потоплен транспорт «Армения», имевший на борту более 5 тыс. пассажиров, эвакуируемых из Севастополя и Ялты;
  • 12 ноября в гавани Севастополя пикировщиками Ju-87 был потоплен крейсер, повреждены эсминцы »Совершенный»и »Беспощадный».

 

Второй штурм

Оборона Севастополя с суши опиралась на серию крупных долговременных сооружений (артиллерийских фортов). Для разрушения фортов немцы применили осадную артиллерию крупных калибров. Всего на периметре в 22 км было расположено свыше 200 батарей тяжёлой артиллерии. Большинство батарей состояло из обычной полевой артиллерии крупных калибров, включая тяжёлые гаубицы 210 мм и тяжёлые гаубицы 300 и 350 мм, сохранившиеся со времён Первой Мировой войны.

 

00-16-2244

 

Под Севастополем в первый раз было использовано сверхтяжёлое 800-мм орудие класса «Дора». Орудие общей массой более 1000 тонн было тайно доставлено из Германии и размещено в специальном укрытии, вырубленном в скальном массиве в районе Бахчисарая. Орудие вступило в строй в начале июня и выпустило, в общей сложности, пятьдесят три 7-тонных снаряда. Огонь «Доры» был направлен против фортов ББ-30, ББ-35, а также подземных складов боеприпасов, расположенных в скальных массивах. Как выяснилось позднее, один из снарядов пробил скальный массив толщиной 30 м. После этой осады «Дора» была использована только один раз — при подавлении Варшавского восстания в октябре 1944 г.

 

Первоначально немецкое командование планировало начало штурма на 27 ноября 1941 г., однако из-за погодных условий и действий партизан к 17 ноября из строя вышло 50% автогужевого транспорта и 4 паровоза из 5, имевшихся в распоряжении 11-й армии, вследствие чего штурм начался 17 декабря. После массированной артиллерийской подготовки немецкие части перешли в наступление в долине р. Бельбек. 22-я Нижнесаксонская и 132-я пехотная дивизии смогли прорваться в зону укреплений южнее долины, 50-я и 24-я дивизии, понеся большие потери, не смогли продвинуться дальше.

 

После высадки советского десанта в Феодосии немецкое командование было вынуждено перебросить 170-ю пехотную дивизию на Керченский полуостров, вместе с тем остальные части продолжали штурм крепости. Немецкие войска смогли приблизиться к форту «Сталин», однако к 30 декабря наступательные возможности 11-й армии иссякли. По словам Манштейна, отвод немецких частей на исходные рубежи являлся его инициативой, но советская историография утверждает, что немецкие войска были выбиты рядом контрударов.

 

Последний штурм

Для летнего штурма немецкое командование в составе 11-й армии использовало силы шести корпусов. 42-й армейский и 7-й румынский корпуса располагались на Керченском полуострове, их части предполагалось использовать для замены дивизий, которые понесут наибольшие потери. 46-я пехотная и 4-я горная дивизии во второй фазе штурма заменили 132-ю и 24-ю дивизии. Предвидя большие потери, командование 11-й армии затребовало дополнительно три пехотных полка, которые были использованы в последней стадии сражения. В распоряжении армии находились также 300-й отдельный танковый батальон, три дивизиона самоходных установок, 208 батарей (не считая зенитных), в том числе 93 батареи тяжёлых и сверхтяжёлых орудий.

 

Оценивая мощь артиллерии, Манштейн говорил: «В целом во Второй Мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии». Сравнивая силы сторон в живой силе, он дважды утверждает, что количественно немецко-румынская армия и советский гарнизон были равны. Штурм начался 7 июня. Упорная борьба и контратаки защитников продолжались более недели. В атакующих немецких ротах осталось в среднем по 25 человек. Перелом наступил 17 июня: на южном участке атакующие заняли позицию, известную как «Орлиное гнездо» и вышли к подножию Сапун-горы. На северном участке 17 июня был захвачен форт «Сталин» и подножие Мекензиевых высот. В этот день пало ещё несколько фортов, включая батарею ББ-30 (как её называли немцы, форт «Максим Горький-1»).

 

За 18–23 июня, несмотря на перевод на северный участок свежего пополнения (прибывшего 12–13 июня на крейсере «Молотов» и эсминцах) в 2600 человек, все советские войска выше Северной бухты либо были уничтожены, либо сдались после израсходования всех боеприпасов, либо продолжали отбиваться в изолированных укреплениях и укрытиях (типа Константиновского форта, который последние защитники покинули вплавь утром 24 июня). 18 июня были повреждены (и авиацией, и артиллерией) корабли со снабжением, включая лидер «Харьков», а крейсер «Коминтерн» отказался входить в бухту. Ночью санитарный транспорт «Белосток» (используя свой ход в 14 узлов) последним из транспортных судов вошёл в Северную бухту и отшвартовался у холодильника. Наутро из-за артобстрела он вынужден был прервать разгрузку и с двумя пробоинами ниже ватерлинии вышел в море, имея на борту около 400 раненых и менее 100 эвакуируемых. В два часа ночи 19 июня южнее мыса Фиолент был потоплен вражескими ТКА.

 

120-16-23

 

С этого момента немецкая артиллерия могла обстреливать Северную бухту, и подвоз подкреплений и боеприпасов в нужном объёме стал невозможен. Снабжение стало осуществляться скоростными лидерами (лидер «Ташкент» последний раз прибыл в Севастополь ночью 26–27 июня с пополнением и боеприпасами, вывез из города более 2100 человек и фрагменты знаменитой панорамы, при этом подвергся непрерывным атакам 90 самолётов с 5 по 9 часов утра, получил серьёзные повреждения и потерял ход около Тамани — отбуксирован в Новороссийск) и мелкими быстроходными кораблями (типа БТЩ и СКА), подводными лодками в бухты Карантинная, Стрелецкая, Камышовая и мыс Херсонес. Однако внутреннее кольцо обороны ещё сохранилось, инженерные укрепления Севастополя были велики, и лобовой штурм их не предвещал немцам ничего хорошего.

 

27 июня вся зенитная артиллерия СОР (кроме Херсонеского аэродрома) осталась без боеприпасов, натиск вражеской авиации усилился многократно — даже завезённые ночью боеприпасы было трудно доставить к линии фронта. Орудия без снарядов стали стягивать к районам от бухты Стрелецкой к бухте Казачей (севернее мыса Херсонес).

 

Манштейн принял решение атаковать внутреннее кольцо не в лоб с юго-востока, а во фланг с севера, для чего предстояло переправиться через Северную бухту. Южный берег бухты был сильно укреплён, и десант представлялся практически невозможным, именно поэтому Манштейн решил сделать ставку на неожиданность. В ночь с 28 на 29 июня, в два часа ночи, без выделенной артиллерийской подготовки, передовые части 30-го корпуса на надувных лодках скрытно переправились через бухту под прикрытием дымовой завесы и внезапно атаковали в четырех местах (17 лодок и один катер были потоплены). Им удалось закрепиться только в районе Воловьей балки, потом выйти вверх на Суздальскую гору и высадить ещё один десант в районе Килен-балки. К полудню посёлок Инкерман был утерян, склады боеприпасов в нём при отступлении были подорваны, заблокировав проход вдоль бухты по железной дороге. Весь фронт сместился к западу от Килен-балки, по линии Камчатский редут — редут Виктория.

 

29 июня около трех ночи немцы также попытались высадить десант на мысе Херсонес. Двенадцать моторных шхун из Ялты были обнаружены у мыса Фиолент и девять из них было потоплено 18-й береговой батареей, несмотря на демонстрацию ложного десанта торпедными катерами противника восточнее, у Георгиевского монастыря (с подрывом начинённого взрывчаткой катера у берега). 29 июня к 16–17 часам из-за недостатка боеприпасов прекратила огонь артиллерия СОР в районе горы Суздальской, хутора Дергачи и в районе Сапун-горы (большая часть 386 с.д. сбежала оттуда из-за мощного обстрела ещё утром) — на ключевом участке второй линии обороны случился прорыв. К вечеру противник занял эти районы, втащил туда артиллерию и смог вести обстрел всего города. Это было ключевым моментом, так как с Сапун-горы простреливается весь район Севастополя и мыса Херсонес.

 

30 июня в береговой обороне осталось всего пять батарей с небольшим запасом снарядов. Армия имела 1529 снарядов среднего калибра и немного противотанковых. Все тыловые подразделения армии и флота приступили к уничтожению запасов и средств, перевозка грузов была прекращена, грузовики стояли беспорядочно вдоль берегов Херсонесского полуострова, где и были затем уничтожены.

 

Из справки начальника управления особых отделов НКВД СССР В.С. Абакумова от 1 июля 1942 г.: «В беседе со мной командующий Черноморский флотом т. Октябрьский, находящийся в Новороссийске, о положении в Севастополе сообщил: в ночь с 30 июня на 1 июля противник ворвался в город и занял районы: вокзал, Исторический бульвар, Херсонесский аэродром и др. Оставшиеся бойцы дерутся героически, в плен не сдаются, при безвыходном положении уничтожают сами себя. Севастополя, как города, нет, разрушен». Остатки Приморской армии, лишённые высшего командования, отошли на мыс Херсонес, где сопротивлялись ещё три дня. Основная часть солдат и командиров сдалась после мощного артобстрела, бомбёжки и расчленения обороны между Казачьей бухтой и бронебашенной батареей № 35 в 14–15 часов 4 июля. По советским архивным данным число пленных не превышало 78 230 человек. В период с 1 по 10 июля 1942 г. из Севастополя всеми видами транспортных средств было вывезено 1726 человек, в основном, командно-политический состав армии и флота.

 

3 июля 1942 г. Совинформбюро дало сводку о потере Севастополя: «Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя войдёт в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц». Общие потери советских войск за весь период обороны Севастополя с 30 октября 1941 г. по начало июля 1942 г. составили 200 481 человек, из них безвозвратные потери — 156 880 человек, санитарные — 43 601 человек.

 

Потеря Севастополя привела к ухудшению положения Красной Армии и позволила немецким войскам продолжить наступление к Волге и на Кавказ. Была потеряна более чем стотысячная группировка, располагавшаяся на стратегически важном участке фронта. Советская авиация более не могла угрожать румынским нефтяным промыслам в Плоешти, советский флот потерял возможность действовать на коммуникациях противника в северной и северо-западной части Чёрного моря. Помимо закалённых в боях бойцов Приморской армии, были потеряны квалифицированные кадры из числа жителей города-крепости.

 

 

Подготовила Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Жарикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией