До нашего времени не дошли письменные источники о действующей системе воспитания и образования в дохристианской Руси, подобные описанию Плутархом системы Ликурга в Спарте.
Были ли какие-то материалы на эту тему, судить сложно. Некоторые специалисты вообще утверждают, что до принятия христианства письменности на Руси не было, мол, азбуку нам придумали Кирилл и Мефодий. И это несмотря на то, что имеются в наличии несколько договоров русских князей с другими государствами, написанными на славянском языке задолго до рождения Кирилла и Мефодия. Найдено множество берестяных грамот, которые показывают, что грамотность была широко распространена в разных слоях населения Древней Руси. Возможно, братья-монахи после принятия Русью христианства немного подправили азбуку, как это было сделано при Петре I и при В.И. Ленине, а им приписали авторство русской азбуки. Не дойти до нас письменные источники дохристианской Руси могли потому, что все рукописи хранились и переписывались в монастырях, где всё не относящееся к христианству уничтожалось, а на бересте большие тексты не напишешь.
О жизни славян можно судить по немногочисленным суждениям о них средневековых писателей. Например, в сочинениях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичное для «славян и антов» обостренное чувство общности и справедливости, устойчивая вера в существование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинское мастерство. Прокопий Кесарийский в книге «Война с готами» писал, что славяне «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… вся жизнь и законы одинаковы». Византийский стратег Маврикий отмечал такие качества наших древних предков, как свободолюбие, мужественность, физическую развитость и закаленность. Он писал: «Племена славян и антов живут вместе, и жизнь их одинакова: они живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить. Их весьма много в их стране, и они очень выносливы, выносят легко и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нищету. К тем, кто приходит к ним и пользуется их гостеприимством, они относятся ласково и приятельски, радушно встречают их и провожают потом от места до места, охраняя тех, кто нуждается в этом.
Тех, кто находится у них в плену, они не держат в рабстве бессрочно, подобно другим народам, но ограничивают их рабство известным сроком, после чего отпускают их, если они хотят, за некоторую мзду в их землю, или же позволяют им поселиться с ними, но уже как свободным людям и друзьям. Этим они снискивают их любовь». Русь приняла христианство почти на пятьсот лет позже Европы и к этому моменту имела развитые самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась своя культура воспитания молодежи, принципиально отличавшаяся от западноевропейской. Воспитание детей начиналось в семье, особенно существенно было влияние матери. На Руси человека, достигшего полной зрелости, называли «матерый», т.е. воспитанный матерью. Молодёжь делилась на группы: «дитя», т.е. ребенок, который вскармливается грудью; «молодой» — до 3—6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» — до 7—12 лет, начавший обучаться; «отрок» — подросток 12—15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.
Девочки под руководством матери и других женщин осваивали женские занятия: прядение, ткачество, приготовление пищи и др. Мальчики принимали участие в сельскохозяйственных работах, охоте, оказывали посильную помощь отцам по дому. В связи с усложнением видов труда и выделением ремесел появляется особая форма обучения — ученичество. Мастер должен был обучать ученика не только специальным умениям и навыкам, но и знакомить с определенными культовыми знаниями; поэтому ремесленников у восточных славян считали чародеями. С двенадцати лет мальчики проходили военное обучение, после которого становились дружинниками. Для этого их собирали в группы; жили они в специальных домах — гридницах, предназначенных для подготовки профессиональных воинов.
Воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян. Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и богиням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и слабые. Во главе стоял великий Сварог — бог Вселенной (подобие древнегреческого Зевса). Особо почитался бог солнца — Даждьбог. В «Слове о полку Игореве» славяне назывались «Даждьбожьими внуками». Молились славяне Роду и Рожаницам — богу и богиням плодородия. Помимо богов были и другие сверхъестественные существа. Многие из них связывались с представлениями славян о загробном царстве: злыми духами потустороннего мира являлись упыри, а добрыми, охранявшими человека — берегини. От них получили свое название древнеславянские амулеты — обереги. В лесу обитал леший, в воде жили русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего пращура — чура, или щура. Поэтому, защищаясь от злых духов, человек должен был позвать домового: «Чур меня!».
«Древнерусская начальная общеобразовательная школа, — писал В.О. Ключевский, — это дом, семья. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственной атмосферой, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки». Становление древнерусской народности и государственности на фоне взаимодействия славянской языческой традиции и восточного христианства внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Влияние Византии, принятие в 988 г. князем Владимиром христианства в качестве официальной религии Киевской Руси содействовали распространению письменности и систематического обучения. Модель воспитания основывалась на сочетании патриархального семейного уклада с непререкаемым авторитетом отца с «ореолом святости», утверждением «слова Божьего».
Языком богослужения, литературы и школы стал родной, славянский язык. Многие книги и учебная литература были переведены с греческого на славянский язык, что, с одной стороны, обусловило самобытность древнерусской школы, а с другой — затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам. Особое место в этом ряду заняла Псалтырь — книга, содержащая в образно-поэтической форме наставления о воспитании человека в «страхе Божием». Ее текст, переведенный Кириллом и Мефодием, вошел в обязательное содержание «учения книжного». Существенное влияние на формирование идеалов и программы воспитания оказали такие мыслители, как Феодосий Печерский, Нестор, Кирилл Туровский, Владимир Мономах, Епифаний Премудрый и др., труды которых по жанру и стилистике были заимствованы у византийцев: поучения, проповеди. Среди них наиболее популярны были: «Слово о Законе и Благодати» (середина X в.) митрополита Илариона; «Изборник Святослава» (1076); «Поучения Иоанна Златоуста» (344—407) и «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).
«Изборник Святослава» представляет собой беседу умудренного житейским опытом человека с «сыном»:
«Лучше всего нам, чадо, продумать жизнь от Адама, праотца нашего, до этого нашего века: как много людей прошло по земле, и все забыты, лишь единицы в памяти, прославившиеся на небесах и на земле, те, которые по заповедям Божьим все дни свои прожили, взирая лишь на Всевышнего; некоторые прожили кротко, только добрым словом уста свои утруждая; некоторые мало света сего касались, всю свою мысль, все желанья направив к бессмертной жизни и о ней единой вздыхая, Бога моля достойным Его явиться. Поэтому, чадо, предпочти тех житье и тех в образец возьми, и тех последуй делам, и вникни, каким путем шли они и какою стезею пустились.
Голову пониже держи, ум же — высоко, очи потупя к земле, духовное зрение — к небу; сомкнуты уста, уста же сердца всегда вопиют к Богу.
Не стыдись преклонить свою голову перед любым, кто создан по образу Божью, старшего годами почтить не ленись и упокоить старость его постарайся.
Равных тебе с миром встречай, меньших тебя с любовью прими, стань перед тем, кто честью выше тебя.
Не стремись веселиться в мире сем, ибо все радости света сего плачем кончаются. И это ясно видно на двух соседях: у этих свадьбу гуляют, а у других мертвеца оплакивают. Да и сам этот плач так суетен: сегодня плачут, а завтра пируют.
Все сможешь, если захочешь, ибо не трудно это: ибо если насытился пищей — накорми голодного, напился — напои жаждущего, согрелся — обогрей дрожащего от мороза, в хоромине ли красивой и высокой живешь — введи в дом свой скитающихся по улицам. Порадовался ли в застолье — возвесели и скорбящего, порадовался ли чему — порадуй и сетующего, почтили ли тебя, богатого, — почти и ты убогих, весело ли ступаешь по ступеням, выходя от князя, — сделай так, чтоб в доме твоем не ходили скорбящие.
Открой уши свои к страдающим в нищете, тогда и ты встретишь Божий слух открытым.
Отвращайся льстивых слов льстецов, они точно вороны: исклюют мысленное зрение.
Если хочешь, чтобы все почитали тебя, стань всеобщим благодетелем; если хочешь исполнить все, тебе данное, воздай честь творящим добро и накажи творящих зло.
Таких себе выбирай друзей и советников, которые не все тобой изрекаемое хвалят, но стараются отвечать рассуждением справедливым.
Правдою украшайся и старайся всем говорить истину, не свидетельствуй ложно с бесстыдным лицом, ибо губит Господь извергающих ложь, но кротко истину излагай.
Славы земной не желай ни в чем, ибо слава земная насмехается над привязанным к ней, точно буря ветренная, налетев на короткое время на человека и плод добрых дел обронив, тут же исчезнув, лишь посмеется его неразумию.
Вспомни древних, прославленных храбростью, богатством, славой, ведь все они отошли безвестно и ныне забыты; слабые же и убогие в сем мире, о душе своей позаботившиеся, прославлены на небесах, и на земле их хвалят, призывая на помощь».
Владимир Мономах в своем «Поучении детям» пишет: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать… Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели». Первая школа на Руси была открыта князем Владимиром Святославичем (990 г.) и просуществовала вплоть до XIII в.
Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования, прежде всего, среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает. К середине XI в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди: великий князь Киевский Ярослав Мудрый (ок. 978—1054), его дети, окружение. Сын Ярослава, Всеволод, как отмечал Владимир Мономах в своем «Поучении», изучил пять иностранных языков. Была грамотна и Анна, дочь Ярослава, ставшая королевой Франции. Известны документы, подписанные ею: «Анна ръина» (Анна королева), в то же время ее супруг Генрих I ставил вместо подписи лишь крестик.
Первая библиотека при Киевском Софийском соборе была создана Ярославом Мудрым. Она включала в себя переводные произведения с греческого и с древнеболгарского языков. Для переписки книг Ярослав привлек большое количество писцов. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это — реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей». Ярослав Мудрый открывал школы не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и в других городах. Вначале они создавались государством при княжеских дворах, но постепенно переходили в ведение Церкви. Это объяснялось двумя причинами: во-первых, освоение христианской книжности было необходимо прежде всего священникам — распространителям православной религии в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени.
Таким образом, на Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.
Татьяна Жарикова, Заслуженный работник культуры РФ