Пятница 26.04.2024

Актуальные новости


Новости

Татьяна Жарикова

17 Сен, 14:24

Анонсы

Русские не сдаются!

10. 03. 2015 2 224

фото осовец-1

Военная историография Первой мировой войны знает два примера доблестной воинской славы: французская крепость Верден и русская крепость Осовец. Оборона крепости Осовец потрясла весь мир силой духа русских солдат. О невероятном мужестве русских солдат писали газеты во всех странах мира. Но с годами подвиг наших солдат забылся. У нас нет ни книг о героях Осовца, ни фильмов, нет не только мемориала, но и обычного памятника у развалин крепости. О Брестской крепости знают все, а о крепости Осовец – только историки. Что же это за крепость? Какой подвиг совершили ее защитники?

Крепость Осовец — русская опорная крепость, возведенная в 1795 году на реке Бобры у местечка Осовице. В настоящее время город Осовец находится на востоке Польши, в 50 километрах от города Белосток. После третьего раздела Польши, в 1795 году Россия начала возведение оборонительных укреплений у местечка Осовице, потому что этот район имел стратегическое значение, так как именно через Осовице пролегал единственный в этой области путь из Восточной Пруссии и Австрии в восточные районы Российской империи. Крепость была построена с целью обороны коридора между реками Неман и Висла — Нарев — Буг, с важнейшими стратегическими направлениями Петербург — Берлин и Петербург — Вена. Место строительства оборонительных сооружений было выбрано так, чтобы перекрыть основное магистральное направление на восток. Обойти крепость в этой местности было невозможно — на север и на юг располагалась непроходимая болотистая местность. По планам русского военного генерального штаба от 1873 года крепость Осовец должна была обеспечить защиту переправы через р. Бобры и транспортный узел Белосток от возможного удара с севера (Восточная Пруссия). Кроме того, она должна была являться восточным опорным пунктом укрепленной линии между реками Нарев и Бобры. Проектными работами руководил талантливый российский инженер-фортификатор генерал Э.И. Тотлебен.

 

pic5+

 

В 1891 году на южном берегу реки Бобры, на расстоянии около 2 км от железнодорожного моста, возник оборонительный объект в виде неправильного шестиугольника. Площадь укрепленного сооружения составляла около 1 км². Главные позиции форта располагались на двух валах. Форт был окружён рвом, защищённым капонирами или угловыми огневыми позициями на валах и заполненным водой с трёх сторон, кроме северной. Кроме Центрального речного форта под руководством генерала Крассовского были построены ещё два форта. В результате в середине местечка Осовец возник укреплённый район, внутри которого находились главные склады боеприпасов и провианта, казармы, госпиталь, ружейные мастерские, кладбище. В 1912—1914 годах на южном берегу реки Бобры, к северо-востоку от форта № 1 на Скобелевском холме была построена ещё одна новая, современная укреплённая позиция. К началу Первой мировой войны гарнизон крепости возглавлял генерал-лейтенант Карл-Август Шульман. В январе 1915 года его заменил генерал-майор Николай Бpжозовский, который командовал крепостью до конца активных действий гарнизона в августе 1915 года. Гарнизон крепости состоял из одного  пехотного полка, двух артиллерийских батальонов, сапёрного подразделения и подразделений обеспечения. На вооружении гарнизона состояли 200 орудий калибра от 57 до 203 миллиметров.

 

С самого начала войны целый ряд французских и русских крепостей был взят немцами в короткий срок. Мощные крепости Гродны и Ковно сопротивлялись немцам всего по несколько дней. Это создало впечатление, что невозможно длительно оборонять крепости при наличии могущественной осадной артиллерии, которой располагали немцы. Между тем Осовец, представлял собой крепость 3-го клacca — незаконченной постройки, с небольшим гарнизоном. Огромная первоклассная крепость Новогеоргиевск, обложенная 45 батальонами ландвера, сдалась после 10 дней сопротивления. Маленькая Осовецкая крепость была атакованная почти такими же силами немцев, поэтому русское командование, полагая, что требует почти невозможного, просило защитников крепости продержаться хотя бы 48 часов. Осада Осовца началась в январе 1915-го и продолжалась 190 дней. Шесть с половиной месяцев с 30 января (12 февраля) по 9 (22) августа) 1915 года русская крепость, отражала атаки немцев, выдержала осаду и бомбардировки крупнокалиберной артиллерией и газовую атаку. Немцы применили против крепости все свои новейшие достижения. Доставили знаменитые «Большие Берты» – осадные орудия 420-мм калибра, 800-килограммовые снаряды которой проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. Воронка от такого взрыва была пять метров глубиной и пятнадцать в диаметре.

 

1325029583_2ae7

 

Немцы подсчитали, что для принуждения к сдаче крепости с гарнизоном в тысячу человек достаточно двух таких орудий и 24 часов методичной бомбардировки: 360 снарядов, каждые четыре минуты – залп. Под Осовец привезли четыре «Большие Берты» и 64 других мощных осадных орудия, всего 17 батарей. Самый жуткий обстрел был в начале осады. «Противник 25 февраля открыл огонь по крепости, довел его 27 и 28 февраля до ураганного и так продолжал громить крепость до 3 марта», – вспоминал С. Хмельков. По его подсчетам, за эту неделю ужасающего обстрела по крепости было выпущено 200–250 тысяч только тяжелых снарядов. А всего за время осады – до 400 тысяч. «Кирпичные постройки разваливались, деревянные горели, слабые бетонные давали огромные отколы в сводах и стенах; проволочная связь была прервана, шоссе испорчено воронками; окопы и все усовершенствования на валах, как то: козырьки, пулеметные гнезда, легкие блиндажи, стирались с лица земли». Над крепостью нависли тучи дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.

 

Там, где миру конец — стоит крепость Осовец,

Там страшнейшие болота, немцам лезть в них неохота

— из песни защитников Осовца

 

«Страшен был вид крепости, вся крепость была окутана дымом, сквозь который то в одном, то в другом месте вырывались огромные огненные языки от взрыва снарядов; столбы земли, воды и целые деревья летели вверх; земля дрожала, и казалось, что ничто не может выдержать такого ураганного огня. Впечатление было таково, что ни один человек не выйдет целым из этого урагана огня и железа», – так писали зарубежные корреспонденты. А наши артиллеристы во время той страшной бомбардировки умудрились даже подбить две «Большие Берты», плохо замаскированные противником. Попутно взорвали и склад боеприпасов. Атаки германцев отражались частями из состава 26-й и 57-й пехотных дивизий, вписавшими славную страницу в историю этой тяжелой войны. Немцы отправили коменданту неслыханное предложение — продать крепость. Комендант Бржозовский тут же приказал повесить парламентера. Германцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Воины защищались среди урагана огня и железа, но на предложение сдать крепость не соглашались.

 

pic2+

 

6 августа 1915-го стало для защитников Осовца черным днем: для уничтожения гарнизона немцы применили отравляющие газы. Газовую атаку они готовили тщательно, терпеливо выжидая нужного ветра. Развернули 30 газовых батарей, несколько тысяч баллонов. 6 августа в 4 часа утра на русские позиции потек темно-зеленый туман смеси хлора с бромом, достигший их за 5–10 минут. Газовая волна 12–15 метров в высоту и шириной 8 км проникла на глубину до 20 км. Противогазов у защитников крепости не было. Только в 1916 году наш соотечественник Дмитрий Зеленский изобретет противогаз, прообраз современного модернизированного, который позже поступит для нужд русской армии.

 

«Все живое на открытом воздухе на плацдарме крепости было отравлено насмерть, – вспоминал участник обороны. – Вся зелень в крепости и в ближайшем районе по пути движения газов была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов облетели. Все медные предметы на плацдарме крепости – части орудий и снарядов, умывальники, баки и прочее – покрылись толстым зеленым слоем окиси хлора; предметы продовольствия, хранящиеся без герметической укупорки – мясо, масло, сало, овощи, оказались отравленными и не пригодными для употребления».

 

Германская артиллерия вновь открыла массированный огонь, вслед за огневым валом и газовым облаком на штурм русских передовых позиций двинулись 14 батальонов ландвера, а это не менее семи тысяч пехотинцев. На передовой после газовой атаки в живых оставалось едва ли больше сотни защитников. Обреченная крепость, казалось, уже была в немецких руках. Но когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Но они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях. И по ним с окутанных хлорными клубами русских батарей стала бить, казалось, уже погибшая артиллерия. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка! Ничего подобного мировое военное искусство не знало.

 

pic1

 

В европейской историографии контратака русских солдат была названа, как «атака мертвецов». По мнению историков, опирающихся на архивные свидетельства тех сражений, русские солдаты одним только своим изуродованным видом, нанесённым им газами, ввергли врага в психологический шок, вызвали тотальную панику и бегство германских солдат. Действие газовой атаки против русской армии не принесло врагу ожидаемых результатов, несмотря на серьёзные потери, русская армия отбросила немцев от Осовца. Крепость не пала. Крепость была оставлена в связи с общим отходом русских армий, после того как были взорваны её укрепления и вывезена артиллерия. Гарнизон же занял участок армейской позиции. 9 августа была оставлена линия реки Бобра и покинут Осовец, о стойкость которого трижды разбивались германские армии. В этот день русские армии благополучно вышли из польского мешка. Эвакуация крепости – тоже пример героизма, так как вывозить все из крепости пришлось по ночам, днем шоссе на Гродно было непроходимо: его беспрестанно бомбили немецкие аэропланы. Но врагу не оставили ни патрона, ни снаряда, ни даже банки консервов. Каждое орудие тянули на лямках 30–50 артиллеристов или ополченцев. Русские саперы взорвали все, что уцелело от немецкого огня, и лишь несколько дней спустя немцы решились занять развалины.

 

В 1924 году европейские газеты писали о русском солдате, обнаруженном польскими властями в крепости Осовец. Как оказалось, при отступлении саперы направленными взрывами засыпали подземные склады крепости с амуницией и продовольствием. Когда польские офицеры в 1924 году спустились в подвалы, из темноты по-русски раздалось: «Стой! Кто идет?». Незнакомец оказался русским. Часовой сдался лишь после того, как ему объяснили, что той страны, которой он служил, уже давно нет. Девять лет солдат питался тушенкой и сгущенкой, потеряв счёт времени и приспособившись к существованию в темноте. После того как его вывели наружу, он потерял зрение от солнечного света и был помещен в больницу, после чего передан советским властям.

 

Осовец поколебал незаслуженную славу сокрушительности немецкой техники и доказал возможность успешной, длительной защиты даже такой небольшой и, в значительной своей части, далеко не современной крепости, какой она была. В годы Первой мировой войны слава о героях Осовца гремела по всей стране. На рапорт коменданта крепости генерала Бржозовского Верховному Главнокомандующему о ходе обороны Николай II наложил такую резолюцию: «Выражаю самую горячую благодарность всему составу доблестного гарнизона Осовца». Комендант в своем приказе об эвакуации отметил защиту крепости в следующих выражениях: «В развалинах взрывов и пепле пожаров гордо упокоилась сказочная твердыня, и мертвая она стала еще страшнее врагу, всечасно говоря ему о доблести защиты. Спи же мирно, не знавшая поражения, и внуши всему русскому народу жажду мести врагу до полного его уничтожения. Славное, высокое и чистое имя твое перейдет в попечение будущим поколениям. Пройдет недолгое время, залечит Мать-Родина свои раны и в небывалом величии явит Mиpy свою славянскую силу; поминая героев Великой Освободительной войны, не на последнем месте поставит она и нас, защитников Осовца».

 

 

Татьяна Жарикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией