– «Всемилостивый Бог создал мир для добра, красоты, истины, но демонская злоба и грехи человеческие могут осквернить нашу жизнь пороками, страданиями, бедствиями. Нам дана воля, и если мы обратим её на добро, соединим усилия, – мы сумеем восторжествовать над любым злом. Пусть же процветут меж нами святая любовь, чистые радости, мирный созидательный труд, – и да не будет места ни наркотическому безумию, ни иным подобным ему надругательствам над личностью и судьбой человека.» – так написано в маленькой книге-брошюре Митрополита Омского и Таврического Владимира «Побеждено добром будет». И правда, милые граждане, неужели нам нечем заняться, как только ещё стать зависимыми от химических средств? Мало мы находимся в интернете и неустанно ищем информацию на «гаджете»?
Верующим надо помнить слова Священного Писания: «Обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Послание святого апостола Иакова: 5, 20). А неверующий или мало верующий, атеист или агностик, обратит внимание, сколько профилактических мероприятий проводит местная епархия вместе с различными департаментами администрации города. Лично я, обыкновенный учитель английского языка, писатель и журналист, замечаю.
– «Не только в России, но и в любой стране победа над наркотическим монстром не может быть достигнута усилиями одних правоохранительных органов. Против тех, кто несёт нашим детям, нашим братьям и сёстрам наркотическое безумие и смерть, должен возгореться праведный гнев всего народа. Нельзя ждать, пока бедствие коснётся кого-то из наших близких: гражданский долг каждого – содействовать выявлению и уничтожению очагов и путей, через которые распространяется гибельная отрава. А для тех, чьей прямой обязанностью является воспитание молодёжи – для институтских преподавателей, школьных учителей, гуманитарной интеллигенции – равнодушие к наркоугрозе равняется соучастию в наркотическом душегубстве.» – строки из книги Владыки «Побеждено добром будет» можно приводить хоть сколько, однако узнать из первых уст следует у Игумена Серафима (Николина), создающего в Омской епархии отдел, занимающийся профилактикой химических зависимостей.
Отреставрированная Омская крепость и Воскресенский Военный Собор – благороднейшие места в родном городе, куда можно прийти и понять, что традиционные ценности составляют неотъемлемую часть жизни русского человека. Шагая по территории Омской крепости, ценишь её красоту, а ожидая священнослужителя в соборе – восхищаешься работой реставратора. До всего красивого и впечатляющего человека доходит сам и своим сознанием. Это как вера в Бога – нельзя её навязать, а если принял – то веришь до конца.
С игуменом Серафимом я знакомлюсь на круглом столе, организованном Омской епархией. В мою школу звонит трудолюбивый специалист Светлана Петровна Баранцева и директор меня отпускает, потому что понимает значимость события. Педагоги должны вырастать интеллектуально, общаясь на всевозможных площадках, в противном случае знания застаиваются, и нечем будет поделиться с учениками.
Игумен Серафим – это высокий и стройный священнослужитель, настоятель Воскресенского Военного Собора. Он строгий и добрый одновременно, как родной отец, принимающий тебя после недолгого ожидания, когда ты обдумываешь свои вопросы к нему и просьбы, например. Глядишь в карие глаза батюшки и понимаешь, что он ждёт от тебя благих поступков и открытой души. Это третий священнослужитель, пришедший из монахов, с которым мне удаётся поговорить.
Как помогает милосердное Православие, если речь идёт о зависимости от алкоголя или наркотических средств? Беседой и молитвой, конечно. Отец Серафим объясняет, что на освобождённое от плохой привычки (демона) место в душе может воцариться ещё несколько. Поэтому необходимо обратиться к православному священнослужителю, который наряду с оказанной помощью физически, скажем, в центре реабилитации, способен врачевать духовно.
Поговорим о разном и по порядку.
– Как стали монахом и кто такой игумен?
– Я учился в Коломенской духовной семинарии, на территории древнейшего Старо-Голутвинского монастыря. Поскольку учебное заведение находилось в монастыре, то по окончанию следовало принять решение: жениться или принять монашество. Там и был совершён постриг перед принятием священного сана. Если говорить о сане игумена и протоиерея, то они равны по значимости, по степени. Игумен – это старший священник в монастыре. С этим саном можно быть и настоятелем храма.
– В Омской епархии вы отвечаете за реабилитацию наркозависимых?
– Отдел разрабатывается. Как такового подразделения нет, но в скором времени, надеюсь, отдельный ресурс откроется с помощью Божией. Это скорее моя инициатива, направление в отделе социального служения – сектор по борьбе с угрозой от наркотической зависимости. Работа развивается и получает новое звучание, когда мы вовлекаем в эту работу больше волонтёров из различных центров, например. Социальную помощь оказывают у нас кто? Миряне, взаимодействующие со священнослужителями, составляют костяк социального служения и поддержку страждущим. Работа в этом направлении ведётся с грамотными и сертифицированными специалистами, а дальше – помогает благотворительность. Прошло обучающее собрание, где мы делимся опытом и даём лекции, где рассказываем, как необходимо поступать. Ещё подобный семинар я планирую провести в рамках Рождественских чтений, где будем говорить об алкозависимых. Я постоянно нахожусь в поисках единомышленников, всегда важна консультация, например, на приходе или в более узком кругу – в семье. Важно, чтобы люди, это родители в первую очередь, знали, как себя вести, куда обратиться.
– Что такое увлечение наркотиками с духовной стороны? Это болезнь или привычка?
– Это вещества, которые вызывают наркоз; они отключают некоторые процессы в головном мозге, отвечающие за память, за боль, за эмоциональные функции в центральной нервной системе. Если вспомнить время Второй мировой, то в медицине использовали наркотики, чтобы понизить болевой порог до минимума или вовсе отключить. Вмешивались ведь хирургически, от боли человек мог сойти с ума. Врачи давали одну дозу или больше. Что мы сейчас видим в среде молодёжи, на что собственно и направлено губительное влияние торговцев? Употребление различных наркотических веществ, будь они любого происхождения, вызывает изменения сознания и ребята хотят вернуться в это состояние снова и снова. Полное невежество. Затем возникает зависимость.
– Слышал, как в шутку, то ли по правде, школьники хвалили «спайс»?
– «Спайсы» – популярные наркотики химического происхождения, сделанные в специальных лабораториях, с одной целью – нажиться на бедолагах материально. Опасность заключается в чём? Поражается головной мозг, и многие процессы восстановлению не подлежат. Человек деградирует в прямом смысле. Под воздействием «солей» идёт сильнейшее поражение клеток мозга и нервной системы. Люди сначала возбуждаются до предела, потом себя не контролируют. Подростки, попробовавшие одноразово, могут закончить летальным исходом. Вещество может быть изготовлено с такой концентрацией, что убивает за употребление нескольких раз. Привык потенциальный наркоман делать одну или две затяжки, а здесь – совсем другая концентрация. У него ведь нет под рукой специалиста, а порошок от другого порошка почти ничем не отличается. Главная проблема – люди не имеют верной информации, не знают, чем это может закончиться. Торговцы представляют это красиво, запретным плодом, но никак не ядом.
– Как вы боретесь?
– Орудием церкви с любым пороком является правда. Мы доносим информацию, с чем люди столкнуться при этом. Но кто предупреждён, тот – защищён. Молодёжь не предупреждёна, думает, что от этой «конфетки» можно отказаться. Другой подход используется уже с теми, кто изрядно подсаживается на вещества. Потом важно не упустить возможность и в сложившийся духовный и нравственный вакуум заложить ценности словно заново. Приходится разворачивать сознание на 180 градусов. Если много лет назад, в советское время, немного употребляли алкоголь и при этом успевали учиться, работать и создать семью, то сейчас одним алкоголем молодёжь не удовлетворяется. Начинает растущий организм употреблять наркотики с 14 лет, скажем, то через несколько лет становится больным человеком, который губит семью, не продлевает свой род. Такие люди уходят из жизни в тридцать лет. Страдает не только употребляющий наркотики, но и люди, давшие ему жизнь.
– Стоит ли уповать на реабилитационные центры с религиозной окраской?
– Той необходимой работы с сознанием они не ведут, конечно. Их можно воспринять как центры социальной помощи. Могут дать кров, пищу и работу, но восстановить порядком не получается. Работать необходимо с теми центрами, которые оказывают не только материальную поддержку, но и духовную. Сколько я в Омске нахожусь, контактирую с реабилитационным центром «Основа», религиозным это заведение не является по определению, что называется. Но сотрудничает с Русской Православной Церковью. Я бы говорил о церковной реабилитации, Виктор, как самой правильной. Смысл не только в том, чтобы человека оградить и ему рассказать о пагубности, а нужно встать человеку на путь духовного преображения. Есть хороший пример в Евангелие – когда дом души убран, выметен, но ничем не заполнен новым. Нужна благодать, понимаете, на место изгнанного духа. Чтобы изгнанная страсть (этот злой дух) не нашла ещё несколько таких же пагубных и не вернулась обратно!
Отец Серафим рекомендует побеседовать с человеком из реабилитационного центра «Основа» и поинтересоваться непосредственно, как помощь проводится на месте.
– Химическая зависимость (алкоголизм и наркомания) – это проблема, которая лежит вне плоскости таких категорий, как «сила воли» и «свобода выбора», – объясняет волонтёр, специалист по связям с общественностью и руководитель постреабилитационной программы сопровождения Денис Шадрин. – В противном случае, зависимость просто не была бы такой проблемой, какой она является сегодня – то есть проблемой, приобретающей масштабы эпидемии в практически каждой стране мира.
Наркотическая (алкогольная) зависимость – это болезнь, имеющая биологические (наследственность, травмы в натальный и постнатальный период, изменяющийся в ходе употребления наркотиков обмен веществ и т.д.) психологические (фобии, стрессы, особенности мировосприятия, эмоциональный фон и т.д.) и социальные корни (влияние семьи, друзей, окружения в целом). При этом необходимо понимать, что практически в каждом случае имеют место все эти причины, а не какая-то одна из них, которую можно было бы «изолировать» от остальных и устранить, нивелировав тем самым потребность больного в наркотиках и алкоголе. В общем и целом, вовсе необязательно быть специалистом в области психиатрии и наркологии, чтобы понять, что, когда человек жертвует всем самым дорогим в своей жизни (здоровьем, безопасностью, семьей) ради единственной цели – употребления наркотиков или алкоголя, на это есть объективные причины (большинство из которых сам зависимый не осознает).
Химическая зависимость – это хроническая и прогрессивная болезнь, характеризующаяся патологическим влечением к психоактивным веществам (ПАВ). Пожалуй, главный диагностический критерий химической зависимости – это продолжение употребления ПАВ, несмотря на систематически возникающие негативные последствия в семье, на работе, со здоровьем – иными словами, во всех сферах жизни.
Строго говоря, употребление наркотиков или алкоголя – это лишь симптом этой болезни. Бесконтрольный прием психоактивных веществ продиктован заболеванием, а не чем-либо иным. Ни один наркоман никогда не хотел становиться наркоманом, и если бы вместо каждодневных мучений они могли выбрать другой путь, то они бы сделали это.
Когда наркоман по тем или иным причинам бросает употребление, пускай даже на длительное время, он не перестает быть наркоманом – каждый новый срыв становится все более болезненным, чем предыдущий. Именно это имеют в виду наркологи, когда говорят, что эта болезнь имеет хронический характер.
Одна из основных задач реабилитационного центра – помочь человеку научиться контролировать течение своей болезни. Среди навыков, необходимых больному для того, чтобы оставаться трезвым, можно выделить следующие: работа с патологическим влечением к ПАВ, анализ своего эмоционально-психологического состояния, предотвращение развития срыва и т.д. Своеобразной рутиной для зависимого должно стать посещение групп АА/АН и общение с более опытными выздоравливающими зависимыми, а также выполнение с их помощью специальных заданий по программе «12 Шагов».
Необходимо понимать, что подлинное выздоровление возможно только с изменением всего образа жизни в целом, каждодневной работой над собой и развитием таких личностных качеств, как ответственность, осознанность, честность и открытость. Это огромный труд – как со стороны специалистов, так и со стороны самого больного. Тем не менее, условия реабилитационного центра позволяют провести такую работу – после окончания курса реабилитации человек имеет фундамент, на котором он может строить свою дальнейшую трезвую жизнь.
И с Денисом Шадриным следует сделать интервью, это интересный и грамотный специалист, обращающийся за помощью церкви. Я вспоминаю слова из книги-брошюры Митрополита Омского и Таврического Владимира «Побеждено добром будет»:
– «Трусливое бегство от жизни в наркотическое самоубийство – есть преступление пред Богом, эту жизнь даровавшим. Но стократ преступнее соблазнённого – его соблазнители. Для человека верующего православно, а не по-сектантски искажено, наркотик лишён всякой привлекательности: ибо душа такого человека дышит, живёт и вдохновляется Духом Святым: в сравнении с Божественной радостью омерзителен предлагаемый наркоманией «суррогат рая».
Виктор Власов