
Иду на концерт кемеровской группы «Макулатура» – зачитывая рэп, там выступают два творческих работяги-вольнодумца: Евгений Алёхин и Константин Сперанский, оба – писатели свободного жанра, так сказать, не чурающегося матерных изречений. Группа у них не очень большая, однако катаются они из города в город частенько – со своей аппаратурой и антуражем, продают авторские книги. Были в Иркутске, а теперь навещают наш Омск в помещении «Андербара» на ул. Карла Макса, 18/1. Пропуск на концерт мне предоставляет мой лучший друг-здоровяк – известный омский тренер по фитнесу из клуба «Чемпион» Виктор Базаров. Там же он угощает меня вкусным безалкогольным коктейлем и почти охраняет от фанатов – студентов и студенток, которые стремятся со мной сфотографироваться, а сначала обняться и пожать руку.
Сижу дома, то есть на «базе анимешника», пишу очередной пост для двух своих пабликов: «Православное Прииртышье» и «Клуба Достопочтенного Писателя», звонит Витёк Базаров и вытаскивает меня в свою тачку, мол, «пошли, послушаем, что у них там за рэп-творчество, макулатурное». Вот мы и спешим по адресу в центр родного Омска, где увлечённо рассматриваем пёструю и общительную молодёжь, наряжённую, как на свидание, татуированную и стильную, точно голливудская богема. Не нравится, что молодые люди перед входом в бар мощно курят табак, безбожно парят вэйпом и неустанно сосут алкогольные напитки, облизывая бутылочное горлышко, как «чупа-чупс». Вырываются-то из-под родительского крыла, ничего не скажешь!
Стоим с Витюхой Базаровым на мокрой весенней улице, уминаем самсу из ближайшей чайханы и наблюдаем за симпатичными раскрашенными, как Джон Рембо, девчонками-студентками и крутыми парнями, разодетыми в кожу, цепи и здоровенные, будто военные, берцы. О-о, пошли! Пропускают в цоколь, то есть в «Подземелье драконов» – в «Андербар», осиянный приглушённым светом ламп. Два улыбчивых братка на входе учтиво предупреждают, чтобы посетители оставили баллоны с перцем и всякие ножики, которые не пригодятся.
Евгений Алёхин и Костя Сперанский на вид ничем не примечательные люди: один худой в балахоне с капюшоном, второй – в кофте, тоже как периодически не доедает, оба далеки от высшего общества, в котором вращаются Ярослав Дронов (Шаман), Олег Газманов или Николай Басков с Ольгой Бузовой. Эти двое по духу близки скорее к блогеру Ивану Золо, чем к Басте или к афроамериканцу Тупаку Шакуру, Царствие ему Небесное, простите.

Рэп-творчество Евгения Алёхина и Константина Сперанского походит на интеллектуальные самостоятельные рассуждения, приправленные матерщиной. Ребята читают рэп, мусоля недорогой микрофон, как спелый банан, оставляя в моём воображении некие образы происходящего в обществе. Несправедливость, вычурность, непонимание, усталость, отдых, маленький заработок… Ни у кого из ребят я не слышу выпендрёжа в стиле рэперов из класса «Гэнгста» – темы у них социально-бытовые. Не упоминают они «пикми» и «найк про», не восклицают: «Чиназес» и не знают «Боссов KFC». За трендовые мемы эти челы шарят с трудом, как школьники-середняки, но удивительно, что я с ними соглашаюсь. Слушая их речитативы, словно заряжаюсь, как некий активист, общественник, готовый ринуться на баррикаду во имя справедливости.
– Неплохая музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, – комментирует мой друг-знаток Виктор Базаров, попивая сладкий коктейль со льдом. Это начитанный и любознательный тренер, который специально следил за их творчеством в паблике «Макулатура», а в баре он даже приобрёл книгу Кости Сперанского с автографом, чтобы поддержать. Витя Базаров – искренний ценитель творчества от сердца.
– Это какой-то род певучей декламации, – соглашаюсь я. – Неплохо-неплохо, нот бэд, нот бэд, Витян!
Рэп кемеровских «макулатурщиков» Алёхина и Сперанского – ритмический, интонационный рисунок естественной речи, если выражаться научно, как произнёс один знакомый профессор, кандидат исторических наук, когда я делал о нём материал для сайта «Наша молодёжь».
Вдумывается ли в смысл текстов пришедшая на концерт молодёжь, анализирует ли зачитываемые вещи, сказать трудно, однако парни и девушки пришли разодетые, как в сказке – на людей посмотреть и себя показать. Да и не просто что-либо анализировать, если часто прикладываешься к бутылке. Я вам отвечаю по-пацански, как в сериале «Слово пацана», эти «юнге лёйте» дуют химический пар и тянут алкогольные коктейли каждую минуту, не все, конечно, но многие. Здесь и там в цветомузыке сверкают стеклом бутылки «0,5» от известных алкогольных марок. Я даже думаю, что бармен отпускает эту продукцию вне зависимости от совершеннолетия покупателя. Не помню, чтобы он просил паспорт у каждого такого юного «хиппи». Впрочем, я слежу чаще за собой, чем за остальными, как рекомендует православный батюшка в храме в честь Иконы Божией Матери «Скоропослушница» недалеко от школы, где преподаю английский язык. Слишком громкая иной раз музыка, чтобы постоянно находиться в одном помещении с читающими братками и гитаристом.
Мы с Витяном выйдем к бару и посмотрим на татуированных девчонок, ожидающих звёздного спонсора, который их угостит, как в кинокартине «Пьянь» с Микки Рурком, по знаменитому роману американского пропойцы Чарльза Буковски.
Можно осуждать разнузданную молодёжь, дымный полусумрак или лукавую обстановку бара, ругать загаженный унитаз или запах, очередь на входе или выходе, однако творчество Жени Алёхина и Костика Сперанского прочувствованное, как боль. И не может не отозваться в сердце. Витёк Базаров обещает мне снова поставить их рэп, когда мы будем возвращаться на Московку.
– Здравствуйте, Виктор Власов, а можно с вами сфотографироваться? – спрашивает один молодой человек. – Давайте запишем кружок?
– Давайте, конечно, – легко соглашаюсь.
Обстановка клуба таинственная, но располагающая, по моему мнению, однако нелегко узнать людей, которых видел в сети. Мейрам Кабулов (звукорежиссёр) или Данил Дерхо – ученик знакомого лицея! Я их узнаю лишь после того, как они улыбчиво представляются, рассказывая мне о моём же творчестве, представляете!? Даня Дерхо, например, рассказывает, что в омских чатах обсуждают мой «Красный лотос» и пластилиновый мультфильм, который сделали ученики пятого класса в моей школе. А Мейрам Кабулов подходит к нам с Витей Базаровым, чтобы пожать руку и записать кружок, разместив в группе сети «Тг». Буквально после этого к нам подскакивают девчонки из того же сообщества и записывают видео для подруг и друзей. Говорят, мол, спасибо за творчество, Виктор Витальевич!
Мчимся мы на Старую Московку под музыку и рэп кемеровской группы «Макулатура». Зачитывают поочерёдно Алёхин и Сперанский, а я думаю, что эти «челики» добьются какой-никакой славы, как Моргенштерн (признан в России иноагентом) или Кишлак. Как Шамана, разумеется, раскручивать их не будут на государственном уровне – из-за любви к матерщине, но аудиторию они сыщет немалую, энергии у них хоть отбавляй. Хотя кто знает? Писатель ведь Захар Прилепин тоже матерится в своей прозе, а иноагент Дмитрий Быков также недоволен существующим порядком.
Надо сообщить любознательному читателю: в Иркутске группа «Макулатура» не заработала того, что запланировала, но в Омске их концерт собрал неплохую коллекцию фанатов, плюс я видел, как Сперанский продавал и подписывал свои изданные книги. Я помню, как наблюдал в баре за несколькими девчонками-фифами, а те в свою очередь даже выучили пару матерных песен – повторяли рэп за Сперанским, как считалку. Творчество бывает разным, и никогда не знаешь, когда оно выстрелит и принесёт творцу заслуженное счастье в виде эмоционального вознаграждения или крупного гонорара, на который можно жить!