Пятница 29.03.2024

Актуальные новости


Новости

Методики

17 Сен, 14:24

Анонсы

Психологические особенности одаренных молодых людей

09. 10. 2011 4 616


Существенной стороной разработки программы поддержки одаренной молодежи является учет психологических особенностей талантливых и инициативных молодых людей, исследование и понимание их мотивационных особенностей, личностных ценностей, особенностей взаимоотношений с окружающими. Отметим, что эта проблема разрабатывалась в первую очередь за рубежом и, главным образом, на примере детей и подростков, поэтому требуется тщательный научный анализ и апробация зарубежного опыта в отечественных условиях.

Основные характеристики личности одаренных молодых людей:

1) Высокий энергетический уровень, активность в овладении интересующей их сферой деятельности или знаний.

2) Негармоничность развития в различных сферах. Это делает их «неудобными» для обучения. Они часто опережают сверстников в какой–либо одной сфере, в то время как в других могут отставать и не стремиться их освоить. Так, моторная координация одаренных подростков часто отстает от их познавательных способностей. В школе же ценится высокая успеваемость по всем предметам. Поэтому одаренные молодые люди могут оказаться неуспешными в школьном обучении.

3) Отличия в когнитивной сфере. Восприятие окружающего мира, у них отличается многоплановостью. Одаренным людям свойственно холистическое мышление (целостное), не ограниченное рамками стереотипов, оно требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира.

4) Главное, что объединяет всех одаренных людей и в значительной степени отличает их от обыкновенных, это так называемая умственная активность, связанная с познавательной потребностью.

5) Одаренных людей часто характеризует развитое воображение, что является, как известно, необходимым условиям творчества. Они могут погружаться в воображаемую реальность, что также кажется странным окружающим. Часто они и во взрослом возрасте сохраняют возможность играть, детскую изобретательность.

6) Характерной чертой одаренных людей является нонконформизм. Им всегда сложно привыкать к устоявшимся нормам и правилам и некоторые из них решаются на противостояние. При этом они неизменно натолкнутся на сопротивление толпы и, скорее всего, будут отвергнуты.

7) Другой важнейшей особенностью одаренных подростков, вызывающих проблемы в социальной сфере, является обостренное чувство справедливости. Такой человек стремится всегда быть правым. Ведь в детстве его особенно хвалили и награждали за то, что он прав. Следовательно, он полагает, что другим так же неприятно оказаться не правым (проявление присущего одаренным людям эгоцентризма). Подобные стратегии поведения ведут к серьезному нарушению психологической адаптации одаренных подростков и выработке неадекватных механизмов психологической защиты.

8) Для одаренных людей очень важна проблема самоактуализации. Когда им препятствуют, это вызывает у них лишнюю трату энергии и тяжелые эмоциональные переживания.

Однако одаренные молодые люди могут иметь сложности. Одаренная личность часто характеризуется недостаточной социальной адаптацией. Можно говорить о наличии интеллектуально-социальной диссинхронии, которая характеризуется наличием высокого уровня развития интеллекта и не­достаточно сформированными и (или) апробированными социальными навыками.

Часто одаренные люди воспринимаются окружающими как «странные», так как их отличает высокая энергичность поведения. В результате одаренный наталкивается на непонимание со стороны окружающих, в том числе самых близких. Часто бывает и по-другому: его окружает атмосфера захваливания, происходит активная демонстрация его успеха. Обе эти ситуации оказывают одина­ково травмирующее воздействие на психику молодого человека.

Первым и основным препятствием для реализации одарённости является конформизм – желание быть похожим на другого. Причина возникновения данного препятствия – прежде всего непонимание, возникающее со стороны других людей. Второе препятствие – внутренняя цензура. Данное препятствие возникает в том случае, когда человек ощущает страх перед собственными идеями. Этот страх приводит к тому, что он начинает пассивно реагировать на все происходящее вокруг и не пытается решать возникающие проблемы. И, наконец, третье препятствие — ригидность. Данное препятствие возникает чаще всего в процессе школьного обучения.

Довольно низкий пороговый уровень реактивности у одаренных людей приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Данный эгоцентризм часто способствует возникновению чувства вины даже в том случае, когда их на самом деле ни в чем не обвиняют. Возникает парадоксальная ситуация. Казалось бы, выдающиеся достижения, которые демонстрируются одаренными людьми, высокий творческий и интел­лектуальный потенциал, который им присущ, должен формировать у них чувство уверенности в своих силах, а самооценка – повышаться. Однако вместо позитивного самовосприятия у молодого человека возникает заниженная самооценка. Существуют факторы, объясняющие подобное снижение самооценки. Первый фактор – это завышенные ожидания в отношении оценки своей деятельности. Подобное искажение ролевых установок может привести к эмоциональному, физическому или интеллектуальному срыву ребенка и последующей утере интереса к тому виду деятельности, который раньше приносил успехи или вызвал у него постоянное напряжение, поскольку выполнение любой деятельности будет заканчиваться сравнением результата с ожидаемыми запросами. У одаренного человека в процессе личностного развития формируются чрезвычайно высокие личностные стандарты (разумеется, не без влияния социума). Это качество позволяет ему самому осуществлять механизм сравнения.

Исключительно сильное влияние оказывает школа. Основными ценностями для системы школьного обучения долгие годы оставалось, да и сейчас является приоритетным, соответствие усваиваемых знаний определенным правилам, предопределенность (и потому правильность) ответа. Следует отметить и преобладание в школе словесного характера обучения. Академические достижения часто связываются с владением навыками устной и письменной речи. То есть важно не только и (или) не столько оригинальность, точность идеи, а прежде всего форма, в которую облечена эта идея. Для одаренного молодого человека такое положение вещей совершенно неприемлемо. Для него более важна суть, а не оболочка. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обогащения, любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной программы тратятся вхолостую. В результате, человек начинает приспосабливаться к своим обычным сверстникам и его поведение начинает походить на поведение его одноклассников. Одной из основных задач школьного обучения остается формирование разносторонней личности. При этом совершенно не учитываются специальные сферы интересов одаренных людей. А исследования убедительно доказывают распространенность именно специальных видов одаренности. Большинству учителей просто некогда заботиться об одаренном подростке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими познаниями и с не всегда понятной умственной активностью.

Таким образом, одаренные люди испытывают трудности социализации, адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, приводит к дезадаптации. Достаточно распространенным является взгляд на одаренных как на невротиков или психотиков, т.е. проводится аналогия между поведением творческой, одаренной личности и человеком с нервными или психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Рядом исследователей доказано, что среди одаренных людей чаще встречаются люди с высоким уровнем нервно-психического напряжения, что, с одной стороны, энергетически обеспечивает их широкие познавательные процессы и возможности, а с другой стороны, лежит в основе неуравновешенности, сверхактивности и возбудимости, которые способствуют высокой реакции на стресс-факторы, провоцируя острые эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, невротические и соматические расстройства.

Нельзя не отметить тот факт, что вся современная культура ориентирована на среднего человека. Понятие «нормы» апеллирует именно к средним характеристикам. В отечественной психологии сложился традиционный подход пристального изучения и внимания к обычным и умственно отсталым детям. Этих детей всесторонне исследовали, для них разрабатывались специальные программы обучения, готовились психологические кадры. Одновременно с этим помощь одаренным детям расценивалась как выращивание интеллектуальной элиты и нарушение социальной справедливости. Так, в советское время было принято формировать школьные классы таким образом, чтобы в одном классе находились и «сильные», и «слабые» ученики. Так все дети подводились к «общему» знаменателю. Одаренные дети не вписывались в такой класс, затрудняли работу учителю. Отдельные случаи «перепрыгивания через класс» и окончания ребенком школы в более раннем возрасте (дети из семьи Никитиных) расценивались как исключительные, широко обсуждались и часто осуждались.

Описан специфический для девушек феномен, получивший название «Маскировка одаренности»: одаренным девушкам кажется, что они должны скрывать свои способности, чтобы избежать конфликта между своими достижениями и желанием быть принятой сверстниками и родными. Традиционные гендерные представления приписывают женщинам роль жены и матери, что также тормозит развитие карьеры женщин в большинстве социально значимых сфер. У одаренных девушек присутствуют специфические страхи (страх утраты женственности, страх успеха, зависти, осуждения со стороны окружающих, ухудшение отношений со сверстниками).

Современная наука, в первую очередь психология, уделяет большое внимание изучению личностных особенностей, мотивационных факторов, социальных навыков людей с разными видами таланта. Учет этих данных, несомненно, крайне важен для составления долгосрочных программ работы с талантливой и инициативной молодежью.

Итак, установлена сильная, хотя не линейная, связь между степенью одарённостью и достижениями. Другими словами, большие способности не гарантируют больших результатов, но сильно увеличивают их вероятность.

В заключение темы следует отметить, что не существует однозначных критериев отнесения человека к одарённым или неодарённым, например, способность распознавать и решать новые проблемы присуще всем людям, хотя и в различной степени. Степень или уровень, по достижении которого человек может быть «официально» признан талантливым в той или иной области, определяется субъективно. Тем более, что многие виды одарённости можно развить. Это означает, что для максимально полного использования инновационного потенциала молодёжи желательно предоставить самые широкие возможности для саморазвития всем без исключения гражданам. Однако первым приоритетом должна всё же быть поддержка тех, от кого можно ожидать с высокой вероятностью большей отдачи от вложенных средств и усилий, то есть поддержка одарённых молодых людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией