Четверг 19.01.2017

Новости

Карьера

Анонсы

О дефиците новых технологий и методик работы в сфере профориентации молодежи

01. 11. 2016 210

0990ivts0cxz5c4

Центр мониторинга развития промышленности ОНФ проанализировал практики профориентации молодежи в шести регионах России. Согласно полученным данным, существующая система профориентации молодежи отталкивается преимущественно от ожиданий выпускников школ и их родителей, а не от ситуации на рынке труда – несмотря на потребность промышленности в кадрах.

Эксперты предложили разрабатывать более эффективные методики и модели профориентации, а также активнее применять уже имеющийся успешный опыт: «Самое главное, на наш взгляд, – начинать работать не с выпускниками школ, а с учениками начальных классов. Необходимо объединить усилия и разработать действенные методы для систематизации всех групп, занимающихся профориентацией в регионах, увеличить охват молодежи и помогать школьникам на пути профессионального самоопределения, а также дать возможность специалистам общаться с молодежью на одном языке. Кроме этого, самим работодателям следует быть активнее, привлекать молодежь, рассказывать им о плюсах профессий, а также просвещать родителей, которые играют важную роль в выборе профессии для своего ребенка», — рассказал эксперт Промышленного комитета ОНФ, директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Семин.

 

В рамках мониторинга были проверены существующие профориентационные практики молодежи, нацеленные на повышение занятости в промышленности, во Владимирской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Вологодской и Нижегородской областях. В каждом регионе была проведена одна экспертная сессия, не менее двух фокус-групп с молодежью и несколько экспертных интервью. Для участия было отобрано 297 человек: представители государственных, муниципальных и общественных организаций, кадровых служб, а также молодежь, имеющая опыт участия в профориентационных мероприятиях и другие. Мониторинг показал, что наиболее частым видом профориентационной работы является проведение тестов на профпригодность, однако большинство опрошенных отметили, что результаты тестов слабо соответствуют реальному положению дел. При этом, заметную роль для учеников играют только дни открытых дверей профессиональных учебных заведений, однако, по словам экспертов, эти мероприятия строятся скорее в логике образовательного маркетинга, а не в логике профориентации, т.к. организаторы добиваются привлекательности учебного заведения, а не профессии.

 

pleeu7ey7ww

 

Фокус-группы, в которых приняли участие выпускники школ и студенты первых курсов высших и средних учебных заведений, показали, что работа по профориентации ведется преимущественно с учениками 10-11 классов школ. При этом, судя по ответам, ни дети, ни их родители не знают о профориентационных возможностях, которые призваны помочь в профессиональном самоопределении. Сами школьники преимущественно отмечали, что на их решение о выборе профессии в значительной степени влияют родители. Кроме этого, в ответах учащихся указывалось, что они ориентируются на потенциальные заработки, поэтому выбирают престижную на данный момент профессию, не оценивая изменения в будущем. Результаты фокус-групп также показали, что существующие практики современным школьникам представляются неинтересными и скучными.

 

Проведенные в рамках мониторинга экспертные интервью выявили, что региональные участники процесса профориентации молодежи зачастую не знакомы друг с другом, не обмениваются опытом, знаниями, а большинство задействованных в области профориентации работают только в рамках своего учебного заведения, несмотря на то что почти во всех регионах есть официальная профориентационная концепция. По итогам экспертных сессий участники сошлись во мнении, что профориентационные практики, цель которых повысить занятость молодежи в промышленности, можно сделать более эффективными и отвечающими современным потребностям экономики. Например, эксперты предложили развивать дуальное образование (при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте), активнее создавать социальную рекламу, повышать открытость предприятий для сотрудничества с образовательными учреждениями. Значительная часть участников мониторинга при этом отметила дефицит современных методик и моделей профориентационных практик, которые соответствовали бы реальным запросам молодежи.

 

«Промышленный комитет ОНФ продолжит работу по изучению практик профориентации молодежи. В ближайшее время мы также проведем межрегиональную конференцию с элементами деловой игры для специалистов по профориентации, которая позволит сформировать перечень возможных практик для всех, кто работает с молодежью и помогает ей определиться с профессией», — резюмировал Илья Семин.

 

 

пресс-служба ОНФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Current ye@r *

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией