Айрат Рашитович Тухватуллин занимает должность директора Московского «Театра Луны» второй год и уже может похвастаться значимыми достижениями.
В интервью нашему журналу он рассказал о планах на 2019 г., который в России объявлен Годом Театра, а также порассуждал на актуальные темы, связанные с привлечением молодежи в театр, о том, менялись ли зритель и его реакция.
— Какие задачи вы ставите перед «Театром Луны» на Год театра?
— У каждого театра очень большие надежды на этот год, поскольку государство дало нам возможность самореализоваться, воплотить самые смелые проекты, помимо показов спектаклей и выпуска новых. Во-первых, мы хотим осуществить давнюю задумку старожилов театра — программу под открытым небом, open-air. На территории нашего двора мы планируем поставить сцену, посещение мероприятий будет бесплатным и открыто совершенно для всех желающих. Уже сейчас мы готовим программу под рабочим названием «Встречи под Луной» с участием и наших артистов, и приглашенных. Не могу пока точно сказать, что она реализуется, но мы стремимся к тому, чтобы это случилось! Например, на День защиты детей мы хотим сделать подобную программу на целый день с семейным кинопоказом вечером. Здесь же будет возможность попить чай, поесть что-нибудь, — в общем, сделать так, чтобы каждый человек имел возможность на небольшой, закрытой территории получить все удовольствия от досуга. Другая наша идея — закольцевать станции метро Третьяковскую и Новокузнецкую с «Театром Луны», с доставкой зрителей сюда и обратно к метро театрализованно. Безусловно, это стоит денег, мы подали заявку в Департамент культуры города Москвы, надеюсь, нас поддержат.
— Опережая мой вопрос про подготовку каких-то особых мероприятий к Году театра, вы уже рассказали про такие интересные планы.
— Да, у нас много идей. Еще одно большое мероприятие — мы хотим провести глобальный театральный семинар с приглашением ведущих режиссеров, хореографов, театральных критиков, продюсеров — это будет некий профессиональный work-shop, мастер-класс на три дня, где в итоге человек должен будет получить интересный опыт, чтобы в дальнейшем иметь возможность его использовать. К тому же люди сейчас интересуются различными коучингами, и мы решили в некотором роде соединить коуч-индустрию с театральным делом. Есть и другие задумки, в частности — организация экскурсий по театру, в закулисье. Мы хотим не просто показать, где хранятся декорации, костюмы и реквизит или что и как называется, но сделать что-то вроде интерактивного квеста. А еще у нас есть Детская театральная студия «Маленькая Луна» — замечательный организм, где на данный момент занимаются 90 детей. Самое главное, что они практически на первом году своего обучения выходят на профессиональную сцену.
В репертуаре театра сейчас 30 спектаклей, и в 22 из них участвуют наши дети — либо это постановка полностью с участием только юных актеров, либо они играют определенную роль во взрослом спектакле наравне с профессиональными актерами. Для них это потрясающий опыт, поскольку они выходят на сцену не для своих родных, а на суд зрителя, который пришел в театр по билетам, и ему все равно, чей ребенок стоит на сцене. Так вот, совместно с нашими партнерами мы будем проводить Детский фестиваль творческих коллективов «Детландия». В рамках фестиваля будут выступать юные участники со всей страны в группах профессиональных коллективов и любительских. Некоторые из них приедут к нам, но для тех, кто не может присутствовать, в этом году мы сделаем онлайн-участие — в режиме реального времени в формате телемоста участники смогут представить свою программу профессиональному жюри. Таким образом, мы пытаемся активно работать и с регионами тоже. Ну и, конечно же, гастрольная деятельность! Я очень надеюсь, что наши желания будут осуществлены, и около 15 гастролей у нас должно состояться в следующем году.
— Говорят, что театр начинается с вешалки, а с чего для вас начался «Театр Луны» в должности директора?
— Я думаю, что он начался с людей, с команды, которая здесь работает, с каждой личности со своим характером.
— Вы занимаете должность директора «Театра Луны» с сентября 2017 г. Каким вы видите его будущее?
— Я сейчас расплачусь (смеется). Я его вижу ярким, модным, современным, романтическим, крутым, самым популярным! Все составляющие для этого есть.
— А появилась ли у вас любимая постановка в Театре за это время?
— Они для меня все любимые и родные, не может быть так, чтобы я выделял какую-то одну. Я делаю все для того, чтобы они жили, чтобы как можно больше зрителей приходило на наши спектакли. Я ко всем спектаклям отношусь как своим детям. А про своих детей невозможно сказать, что одного люблю, а другого нет.
— Один из самых актуальных вопросов нашего времени — как привлечь молодёжь в театры?
— «Театр Луны» много работает с молодежью. У нас достаточно большой репертуар, который интересен молодой аудитории, хотя с ней работать гораздо сложнее, чем со зрелым зрителем, который и так знает свои потребности. Для меня очень интересный опыт получился с нашим премьерным спектаклем Дарьи Поповой «Королева», когда в некоторых социальных сетях пошло обсуждение, что он похож на «Игру престолов». Хватило только одного этого сравнения, чтобы молодежь пошла к нам в театр. Кто-то другой сказал, что спектакль «Королева» — это как кино посмотреть, и вот еще одна категория зрителей зацеплена. В любом случае молодежь нужно привлекать хорошим репертуаром, спектаклями, которые могут быть ей интересны, и их языком общения, в частности, через социальные сети.
СПРАВКА. Айрат Рашитович Тухватуллин родился 22 сентября 1976 г. Имеет два диплома о высшем образовании — диплом об окончании по специальности «Менеджер сценических искусств» (1993–1998 гг., ГИТИС (РАТИ), продюсерский факультет) и диплом об окончании по специальности «Управление социальным предприятием» (2010–2016 гг., РГСУ, факультет «Государственное и муниципальное управление», заочное отделение.). За спиной директора «Театра Луны» более 23 лет работы в театральной сфере. С 1995 по 1998 г. Айрат Рашитович занимал свою первую должность после окончания университета — главный администратор, администратор балетной группы в региональной общественной организации «Гранд Гала Продакшн».
Наиболее значимыми реализованными проектами того периода являются организация и проведение творческого вечера Илзе Лиепа (1995 г.); организация и проведение благотворительного концерта программы «Звезды русского балета» в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, (1997 г.); проведение гастрольных туров программы «Илзе Лиепа и Звезды русского балета» по городам России и странам мира и др. С 1999 по 2007 г. Айрат Тухватуллин занимал должность Генерального директора некоммерческого партнерства «Фабрика театральных событий», позднее «Театр под руководством М.Горевого», соучредитель. После этого его профессиональная деятельность в различных должностях развивалась в театральном гастрольном агентстве «АРТ салон ЮТА» (г. Краснодар; 2007–2008 гг.); культурно-развлекательном комплексе «Пирамида» (г. Казань; 2009 г.); театре Сергея Безрукова (2009–2011 гг.); центральном Доме актера им. А.А. Яблочкиной (г. Москва; 2013–2015 гг.); АНО «Международное театральное агентство «Интерстейдж», учредитель (2011–2017 гг.), а так же самостоятельная организация и проведение различных проектов.
интервью подготовила Анна Киселева, фото Наталии Киселевой