Пятница 26.04.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Безумству храбрых поём мы песню

04. 02. 2019 501

3-32-38

Удар по чиновникам — в органном зале Тюменской филармонии рассказали сказку-притчу о современной России.

Её автор писательница Ксения Фёдорова в прошлом работала на госслужбе спичрайтером и, как человек наблюдательный и остроумный, не могла не написать всю эту картину маслом… А вернее, словом – правдивым и хлёстким. Её наблюдения за социально-политическими процессами и кадровыми тенденциями в музыкальной сказке «Калиф и Джассар» и взрослым слушателям концерта из абонемента «Сказочный орган» показались небезынтересными. В тексте выпукло предстали образы чиновников-сослуживцев, которые смело можно назвать собирательными, неписанные традиции и типичные ситуации. Здесь вам и круговая порука, и придворные интриги, и раскол общества…

 

13-41-19

 

Действие сказки разворачивается в древней восточной стране – без названия. Но уже очень скоро становится понятно – речь идёт о России. Настоящая метафора, понятная взрослым. А для детей – удивительное чарующее приключение отважного героя в экзотическом пространстве и неведомом времени. Жители страны запуганы и беспомощны перед жестокой властью Калифа, чьи слуги обезличены, далеки от народа и не хотят изменений. Сын правителя Зиндорин служит самым бесполезным в стране сановником – Министром Доброты. И когда в свиту Калифа проникает Джассар – сирота, поэт, авантюрист с истинно добрым сердцем, трон под правящей семьёй начинает опасно шататься. Герой жаждет понять: почему люди, которым предписано заботиться о народе, не делают этого? Однако эти люди, чиновники в современной терминологии, строят счастливую жизнь для себя за счёт других. А вот и униженные и оскорблённые, задавленные налогами и реформами: пенсионеры, малоимущие, торговцы (они же – малый бизнес), крестьяне и все те, кто не рвался в сытые партийные ряды…

 

3-32-43

 

Импонирует яркий мотив политической силы человека искусства – человека, изначально способного ценить прекрасное, преображать мир. И это, безусловно, один из самых ценных мотивов «Калифа и Джассара». Именно красота души и мощь слова поэтического (Джассар читает стихи, состязаясь с властителем на глазах изумлённого народа) позволили герою переломить ситуацию.

 

История глубоко философская. Вдумчивый слушатель узнает в ней отсылки к жизнеописаниям тиранов Калигулы и Нерона. В частности, эпизод, в котором Калиф насильно заставляет горожан слушать свои многочасовые выступления и превозносить его как великого поэта имеет более глубокие корни, нежели сравнение с бюрократическми речами современных начальников. Этот факт давно известен о римляне Нероне, славившемся нечеловеческой жестокостью. А решение Джассара положить свою жизнь на алтарь добра и справедливости, его ночное моление и вообще возможность отказа от такой жертвы сродни размышлениям Иисуса Христа в знаковую ночь в Гефсиманском саду.

 

3-32-40

 

В качестве музыкальных иллюстраций к сказке прозвучали произведения Хильдегарды Бингенской (XI век), Нерсеса Шнорали (XI век), Франческо Ландини (XIV век), Клаудио Монтеверди (XVII век), Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха (XVIII век), Жюля Массне, Пьетро Масканьи (XIX век), Сергея Рахманинова (XX век). За партию органа мы благодарим известную концертирующую российскую органистку, лауреата международных конкурсов Марию Блажевич. В концерте мастерски сыграли Сергей Головин (дудук, блок-флейта), Антон Димитров (флейта) и Даниил Елькин (скрипка). Выступила и юная флейтистка Елена Баханёк (класс Елизаветы Димитровой), которая, кстати, уже играла год назад в другой сказке Ксении Фёдоровой «Музыкальная шкатулка». Текст проникновенно читала музыковед Юлия Кавалерова.

 

Следующий концерт «Сказочного органа» состоится 16 марта с программой «Органная мультиландия». А новую сказку писательницы тюменские зрители узнают уже в следующем сезоне. Но это уже совсем другая история.

 

 

Лана Северская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией