Суббота 27.04.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

Дайвинг в прошлое Чувашии: съемки никого не оставили равнодушным!

29. 01. 2016 852

IMG_4533-min

Анастасия Масляева — выпускница Института телевидения и радиовещания им. Литовчина. Ее дипломной работой стал этнографический очерк «Чувашские амазонки», повествующий о том, как важно сохранить культурное наследие, а также знать историю своего народа.

Фильм был рассчитан в первую очередь на молодежь, ведь далеко не многие интересуются культурой и своим происхождением. Стоит отметить, что над проектом работала также огромная команда не равнодушных к своим корням чувашей, — и осенью 2015 года очерк заслуженно завоевал награды в нескольких фестивалях.

 

— Как у вас возникла идея снять дипломную работу на данную тему?

— Свою дипломную работу мне хотелось сделать яркой, необычной и не похожей на другие. Мы с режиссёром Гретой Евтушевской долго ломали голову над достойной темой для нашего будущего фильма. И вот когда стали поджимать все сроки до защиты дипломной темы, тут-то и случилось чудо! Я до сих пор уверена, что мы не случайно сняли этот очерк, эта тема сама меня выбрала. Я твёрдо знала, что хочу что-то связанное с тайной, легендой или мифом, и была уверена, что снимать нужно не в Москве. Я по маме наполовину чувашка и в Чувашскую Республику езжу, что называется, как на дачу. Прежде, в детстве, я никогда не задумывалась, что здесь живёт другая нация, со своей культурой и обычаями, но став старше, поняла, что просто обязана изучить «другую половину» себя. Я определила для себя круг тем: «Пугачёвский клад» (Емельян Пугачёв), «Вымирание деревень» (опять же, связанное с древней тайной или проклятием) или экранизация какой-нибудь древней легенды. Поставила задачу себе не из лёгких, начала исследовать Интернет, искать, информацию, смотреть всевозможные видео, но ничего не было! А ведь на следующий день мне уже нужно было сдавать концептуальную заявку на утверждение съёмок и получать допуск о переводе на 5-й курс. Было глубоко за полночь, но я продолжала искать. И вот внимание моё привлекла какая-то передача канала «РЕН-ТВ» о чувашских амазонках. Я несколько раз упорно игнорировала видео, думая про себя: «Что за бред и чепуха, кто на этот вздор будет вестись и что «РЕН-ТВ», как всегда, в своём инопланетном, загадочном стиле». Но мне ничего не оставалось, как посмотреть это видео. Сделала я это три или четыре раза. Потом полезла во всемирную паутину, наткнулась на краткую информацию о чувашских амазонках и поняла: «Эврика!».

 

IMG_4415-min

 

— В чем были трудности организации съемочного процесса и как вам удалось их преодолеть?

— После того как тема была утверждена мастерами, дело осталось за малым — воплотить идею в жизнь. Нужно было всего-то поехать в другой город, аж за 700 км от Москвы, с кучей аппаратуры, найти героев и всевозможных экспертов, снять и смонтировать. Но нам с режиссёром проекта не терпелось приступить к съёмкам, уж слишком необычной была тема, да и лето начиналось. Наша команда — это четыре человека (журналист-сценарист, режиссёр, оператор и звукорежиссёр). Пересмотрев то видео ещё раз, я решила написать одному из участников той программы — национальному писателю, историку Мишши Юхма (Ильину Михаилу Николаевичу), нашла его электронную почту в Интернете и стала ждать ответа. И каково же было моё удивление, когда с утра, проверяя почту, я обнаружила приглашение в Чувашию для беседы, ведь писатель был явно настроен нам помогать. В общем, с 3 по 17 июля 2015 год, наша съёмочная команда проживала в Чувашской Республике, где мы и делали наш этнографический очерк. Это была целая экспедиция! Не без трудностей конечно! Ведь приехали мы с кучей чемоданов, в 30-градусную жару и шесть часов потратили на поиски жилья! Но это было не самым страшным, мы приехали только с идеей! То есть ни сценария, ни героев у нас не было. Неизвестность, а времени не так много…

 

— Сколько дней и в каких условиях проходили съемки?

— За две недели нашего пребывания мы познакомились с очень интересными, позитивными, талантливыми людьми! Это и творческие коллективы — там очень добрые и классные бабушки, писатели, историки, художники, поэты. Посетили множество разнообразных музеев, побывали в старинных деревнях. Лично я даже снялась в своей дипломной работе в чувашском национальном костюме вместе с фольклорным ансамблем «Новые сударушки». А чувашская газета «Хыпар» даже пригласила нашу съёмочную группу на интервью!Справедливости ради замечу, что сильно помог Мишши Юхма, который познакомил нас с замечательной семьёй Егоровых, предоставил нам много разнообразного материала, организовал поездку в санаторий «Чувашия», где находятся уникальный этнографический парк и конюшня. Главные герои Альбина и Алина Егоровы (мать и дочь) — очень душевные и открытие люди, предоставили нам костюмы, принимали активное участие в съёмках, с удовольствием беседовали с нами, а также познакомили нас с археологом и историком Дмитрием Мадуровым, который также внёс свою лепту в создание нашего фильма. В общем и целом одной мне, как ни крути, было не справиться! Слаженная командная работа, гостеприимный и отзывчивый чувашский народ помогли преодолеть все трудности. Но хочу заметить, это были, наверное, самые приятные сложности на протяжении всех лет обучения.

 

9_QG15zBiWw

 

— В чем же заключается самобытность чувашской культуры? Что легло в основу вашего очерка?

— Пожалуй, справедливости ради, замечу, что каждая национальность, народность сама по себе уникальна, ведь действительно все люди на земле друга на друга не похожи, и это здорово! Самобытность чувашской культуры заключается в первую очередь в её людях! Они замечательные, очень добрые, отзывчивые, гостеприимные, с открытой душой, с распахнутым сердцем, готовые в любую минуту прийти на помощь или просто улыбнуться. Попадая сюда, в Чувашию, отдыхаешь душой от большого города, обретаешь не сравнимую ни с чем гармонию на берегах Волги-матушки и заряжаешься невероятно позитивной энергией от общения с местными жителями. Помимо родственников, у меня здесь очень много друзей, наверное, ещё больше, чем в родном городе Москва. Но меня это ни капли не смущает.

 

Думаю, было бы неправильно не отметить самобытность чувашской культуры в её национальных атрибутах, без которых она не была бы такой яркой и запоминающейся. Это уникальные чувашские узоры, каждый из которых что-то обозначает и оберегает; это напевный язык, на котором написана не одна тысяча стихотворений и песен. Это нарядные костюмы с монетами, орнаментами, бисером, сделанные просто, но в то же время красиво и со вкусом! Безусловно, великолепная природа, — что ни место в Чувашии, то настоящий санаторий: чистейший воздух от сосновых боров, шум реки, обилие полевых трав и цветов! А также местные традиции, древние обряды, таинства, обычаи, присказки и легенды. Собственно, именно легенда о чувашских амазонках, некогда пришедших на чувашскую землю, и легла в основу нашего этнографического очерка. Взяв несколько больших интервью у историков, писателей, художников, а также местных жителей, изучив десятки материалов и исторических источников, мы провели параллель жизненного уклада и быта амазонок с современной чувашской культурой и были приятно удивлены. Конечно, хочу заметить, что наш фильм ни в коем случае не является историческим пособием, в нём важен сам посыл бережного отношения к родной культуре любого народа, будь то чуваши, русские, башкиры, армяне, китайцы. На простом примере мы призвали обратить внимание на то, что нам передаётся из поколения в поколение, это очень важно!

 

_DSC2071-min

 

— Поддерживаете ли вы связь с героями очерка?

— С семьёй Егоровых мы до сих пор общаемся. Я частенько приезжаю в Чебоксары, и сразу иду к ним в гости, они стали мне как родственники, если честно. Они переживали за нас, когда мы защищали нашу дипломную работу, которая получилась только благодаря им. Поэтому сама судьба и «Амазонки» свели нас с такими замечательными людьми.

 

— Как проходил фестиваль в Чебоксарах?

— Без ложной скромности хочу рассказать пару слов об обоих фестивалях, в которых участвовал наш этнографический очерк «Чувашские амазонки». По традиции мы с режиссёром Гретой Евтушевской подали заявку на международный конкурс студенческих работ «Телемания», где взяли специальные призы «За яркое представление национальной самобытности». И ей вручили диплом и красивую статуэтку как режиссёру, и мне, как журналисту. Ещё наша работа была представлена на Первом чувашском кинофестивале «Асам» (волшебство), который проходил с 16 по 21 ноября 2015 года, где мы также удостоились награды «За лучшую художественную постановку», — и здесь статуэтка сделана в национальном стиле из керамики, она ручной работы. Ну, и конечно, получили почётную грамоту с благодарностью от Культурно-литературного центра Чувашии. Поговаривают, что нам еще дадут какую-то ценную чувашскую премию в виде диплома, поэтому с нетерпением ждём. Кстати, церемония награждения победителей того и другого фестивалей происходила в один день, 21 ноября, поэтому и здесь мы поступили как настоящая команда. Режиссёр представляла фильм в Москве, ну а я в Чувашии. Было очень волнительно, неожиданно и приятно! Напоследок, чтобы подытожить нашу беседу, хочу сказать, что это один из наших самых лучших и удачных проектов. В ходе съёмок все с головой погрузились в изучение чувашской культуры, древних обычаев и традиций, а также от всей души подарили наш фильм всему чувашскому народу!

Я не могла обойти вниманием режиссера дипломной работы — Грету Евтушевскую.

— В отличие от Анастасии, для вас была абсолютно чужда чувашская культура. Насколько сложно было разобраться в теме?

— Наверное, сказать, что эта культура мне совсем чужда, нельзя. Тема русского востока всегда была мне интересна. В детстве я занималась музыкой, изучала музыкальную литературу, часто ходила в театр. В русских операх эта тема очень ярко раскрыта. Это и половцы в «Князе Игоре» Бородина, и восточные образы в опере Глинки «Руслан и Людмила» (хазарский князь Ратмир) и во многих операх Римского-Корсакова. Хотелось поближе познакомиться с культурой этих народов, узнать их обычаи, жизненный уклад, их историю. Историческая тема для меня тоже очень привлекательна. На первом курсе института я сделала попытку создать фильм про монголо-татарское нашествие. Тогда у меня было еще мало опыта и возможностей для собственных съемок, реконструкций, поэтому я использовала архивные материалы и кадры из исторических фильмов. Но мечта снять собственный самостоятельный фильм на историческую тему осталась.

 

https://youtu.be/qMCcrBlfvJY

 

— Что, как режиссеру, вам удалось воплотить в очерке? Какие вы ставили перед собой задачи?

— Я, как режиссер, ставила перед собой задачу снять документальный фильм как можно красочнее, приблизить его к художественному. Поэтому в фильме, помимо интервью и показа подлинных исторических документов, артефактов, произведений чувашской культуры, мы сняли много постановочных сцен, реконструкций. Меня восхитила красота чувашской природы, виды Волги, просторы степей. Я хотела соединить прошлое с настоящим. Поэтому наша главная героиня — девушка, увлекающаяся чувашской историей, — превратилась в настоящую амазонку. Она стала героиней всех постановочных сцен. В фильме зритель видит ее в национальных костюмах. Она владеет боевыми искусствами, верховой ездой, поет на родном языке. Удалось снять необыкновенно красивые кадры, где она в образе амазонки предстает перед нами храброй воительницей. В начале фильма на фоне потрясающе красивого рассвета появляется амазонка, она раскрывает глаза, словно проснувшись, как будто бы память об ее историческом прошлом ожила в ее сознании. И вместе с ней мы погружаемся в глубину веков. Она — сражающаяся, скачущая на лошади, выполняет старинные обряды, воплощает собирательный образ всех чувашских женщин. И вместе с этим зритель любуется удивительными пейзажами Чувашии.

 

— Какие впечатления от съемочного периода у вас остались?

— Я впервые побывала в Чувашии, когда приехала на съемки этого фильма. Меня поразили открытость людей, с которыми мы работали, их гостеприимство, душевное тепло и, конечно, заинтересованность и увлеченность своей культурой и историей. Они с болью говорили о боязни утратить национальную самобытность своего маленького народа, о своем желании сохранить язык и обычаи чувашей и передать своим детям. Как здорово, что обычные люди живут не только своими повседневными проблемами, но думают о будущем, хранят память о прошлом, ощущают себя частью истории.

 

 

Лариса Пономарева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией