Интервью с учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №24 г.Балашихи Черненко Еленой Павловной
— Здравствуйте, Елена Павловна, за последние пять-десять лет русский язык значительно изменился. Согласны ли Вы с этим? В чем эти изменения заключаются, на Ваш взгляд?
— Я согласна с этим утверждением. Язык изменился и, к сожалению, не в лучшую сторону. Это произошло на фоне того, что изменился уровень жизни и уровень образования в стране. Из-за этого уровень русского языка очень упал. В него вошли разнообразные жаргонизмы, нецензурная брань, какие-то модные слова. А это, конечно, отрицательно отразилось на языке. Еще очень много связано с миграцией населения. Люди ввозят свои диалекты и их начинают употреблять все больше и больше людей.
— Как Вы относитесь к подобным изменениям в русской речи?
— Отношусь крайне отрицательно. На уроках часто делаю замечания, поправки. Ученики нередко используют слова-паразиты в своей речи. Вот эта модная оговорка «как бы» очень раздражает. Конечно, борюсь с этим. Но дело в том, что школа многого сделать все-таки не может.
— Можете ли Вы назвать новые русские слова, которые Вам неприятны? Насколько эмоционально Ваше отношение к новой лексике, сленгу?
— Слово «волнительно» и «как бы», как я уже говорила, действуют на меня, как красная тряпка на быка. Когда говорят много слов не к месту – очень раздражаюсь. По поводу сленговых слов могу сказать, что среди них есть смешные и безобидные, но есть и те, которые вредят. И вообще чем меньше люди читают, тем хуже говорят. И сейчас происходит процесс оскудения языка. Из-за этого и появляются жаргонизмы, слова-паразиты, мат.
— Пугают ли Вас заимствованные слова?
— Пугают и отталкивают. Понятия, которые вполне можно выразить русским языком, подменяются иностранными словами. Гнетет, что даже появляется английский акцент. Идет превращение в «Иванов, не помнящих родства». И это все приносит огромный вред поколению.
— Как Вы считаете, должно ли государство влиять на развитие языка? Могли бы Вы что-то предложить?
— Государство обязательно должно влиять. Если конечно оно заинтересовано в образованном населении, а не в дешевой рабочей силе. Первое, что я бы предложила – это отменить ЕГЭ и ГИА. Ведь из-за них сужается кругозор учеников, они мало пишут сочинений, меньше читают. Второе — это возвращение к советской программе обучения. В существующей программе сейчас очень много того, что совсем не нужно, сложным языком излагаются правила, приходится их растолковывать.
Интервью подготовила Винокурова Анастасия
Центр мультимедийных СМИ факультета журналитики МГГУ им.М.А. Шолохова