Четверг 28.03.2024

Актуальные новости


Новости

Творчество

17 Сен, 14:24

Анонсы

«Посвящение Еве»

10. 02. 2011 617


Четверг. Когда с утра я спешила в университет на пары, шел дождь: мелкий, моросящий. В голове ещё почему-то пронеслось, что это плачет небо.  Я ещё не знала тогда, по кому оно плакало.

Вечером спектакль. Мой первый спектакль в этом театральном сезоне. Билет был куплен чуть ли не за месяц и ежедневно напоминал мне о предстоящем празднике. Поход в театр, вообще, всегда для меня праздник, а встреча с актёрами такого уровня – праздник вдвойне!

Итак, «Посвящение Еве» (пьеса Эрика Шмитта), театр имени Е. Вахтангова, в главных ролях Василий Лановой и Евгений Князев.  На сцене минимум декораций: массивный письменный стол, пара кресел, лестница, книги, книги… И вот в зале гаснет свет и первое, что слышит зритель – море, шум прибоя, тревожные крики чаек, которые парят над волной, размахивая своими бумажными крыльями. Первое, что видит зритель – подтянутого высокого мужчину с белыми, как снег волосами. Он сидит на стуле в центре сцены, целиком погруженный в свои мысли, как будто спит. Гудок парохода возвращает его к реальности, он встает, подходит к столу:  в его движениях какая-то неловкость и растерянность, что-то не дает ему покоя. Заслышав шаги за окном, мужчина хватает ружьё и выбегает из дому. Ожидаемый, но всё же такой непредсказуемый выстрел заставляет вздрогнуть добрую половину зрительного зала. И вот на сцене уже двое: хозяин дома и его гость. Первый — Абель Знорко (Василий Лановой) – известный писатель, лауреат Нобелевской премии, который вот уже много лет живет здесь, на острове в полном одиночестве, не считая слуг. Второй – Эрик Ларсен (Евгений Князев) – журналист, как он представляется Абелю, приехавший взять интервью у писателя. Безумно обаятельный, с копной кудрей на голове, в уютных вельветовых брюках, мягком плаще и шарфе цвета капучино на шее. Он перепуган до смерти, потому что в него только что стреляли. Но хозяин дома успокаивает его: «Я стреляю лишь в тех, кто приближается к моему дому. Тот, кто вошел, становится моим гостем». Так начинается их диалог. Диалог, который будет держать зрителя в напряжении на протяжении почти двух часов. Диалог, который от нелепо-веселого будет с каждой минутой становится всё острее, драматичнее и в конечном итоге разразится громогласным крещендо боли, тоски и невыносимого одиночества.

Я не стану пересказывать сюжет пьесы.  Я вообще против пересказывания сюжета спектаклей, фильмов, книг. Мне кажется это нелепым и каким-то искусственным, выдуманным способом поделиться с окружающими тем, что тебя тронуло, что тебе полюбилось. Куда лучше просто дать посмотреть фильм, прочесть книгу. А потом обсудить. Я только скажу, что этот спектакль – это две истории двух мужчин, которые любили одну женщину, Еву. Или, история одной женщины, которая любила двух мужчин, двух абсолютно разных мужчин! За что она любила каждого, да и, вообще, любила ли – это вопрос, вопрос, который остается открытым. Эрик и Абель и сами, мне кажется, не знают теперь, любила ли она их. Теперь, спустя много лет после её смерти, эти два человека встречаются впервые и осознают, что каждый их них – это связующее звено для второго между ним и Евой. И если Абель, привыкший к одиночеству, пытается всячески отстраниться от Эрика, то последний, напротив, нуждается в Знорко как никогда. Он приглашает его к себе на неделю, надеясь, оставить навсегда…

Этот спектакль – это откровение. Откровение героев на сцене, которые с каждой минутой всё больше приоткрывают завесу своей жизни. Откровение зрителя, который с каждой репликой актёра находит где-то глубоко внутри себя что-то схожее, знакомое. Этот спектакль, который обдает тебя жаром, очищает и меняет твоё сознание в некотором роде. Почему?! Наверное, потому что это, прежде всего, Э-Э.Шмитт, пьесы которого всегда заставляют взглянуть на себя по-новому, которые открывают то, что всегда было рядом, но чего ты не замечал до этого момента. Потому, что  на сцене настоящие актёры, которые проживают жизнь своих героев, которые улыбаются, плачут, спорят по-настоящему. Актёры, на лицах которых даже в течение  несмолкаемых оваций читается  невыносимая боль, та боль, что пронзила их героев несколько минут назад…

Когда я шла после спектакля домой, под ногами блестели лужи, напоминающие об утреннем дожде. И я поняла, что с утра небо оплакивало всех их троих: Еву, которая умерла дважды: 10 лет назад для Эрика и сегодня для Абеля; Абеля Знорко, который скоро умрет от рака, и Эрика Ларсена, который завидует Абелю и предпочел бы умереть вместо него…


Феденко Анастасия

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Система Orphus

Важное

Рекомендованное редакцией